Terra America

13:34(МСК)
05:34(NY)
02:34(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Bioshock Infinite: шутер, о котором будут писать спустя 100 лет
Патриархальная республиканская мечта, красный террор и покаяние на 10 миллионах копий
Оцените этот контент

Bioshock Infinite состоит из трех частей: американской, русской и завершающей, которую смело можно назвать блокбастерной. Это шутер – вы бегаете и стреляете во врагов. Это история отца и дочери – почти всюду вас сопровождает Элизабет, неугомонный ребенок с пугающими способностями, взрослеющий у вас на глазах. Это религия – проявления гротескно гипертрофированного христианства встречаются на каждом шагу. Это путешествие в красный хаос и золотой патриархальный патриотизм.

Наконец, это первая игра, по-настоящему ставшая резонансным общественным событием.

Начинается все в Коламбии, парящем в облаках небесном городе, который взял и отшвартовался от США. Соединенные Штаты стали слишком либеральными – и в городе воздвигли огромные статуи Отцам-Основателям, которым буквально молятся («Пресвятой Вашингтон, спаси и сохрани!»). Америка стала слишком цветной – и в городе активно действует Ку-Клукс-Клан, члены которого собираются в помещении с гигантской статуей убийцы Бута и витражом, на котором изображен Авраам Линкольн в образе Дьявола. США стали секулярными – и городом начал править Пророк Захария Комсток, чья дочь Элизабет, «агнец Коламбии», живет в огромном монументе ангела, парящем посреди города и заменяющем горожанам статую Свободы.

Вас наняли вызволить Элизабет и привезти ее обратно в Нью-Йорк. Вы Антихрист, появление которого предсказал Захария. Едва вы появляетесь в Коламбии, как ультрапатриотический американский «диснейленд» (между парящими домами передвигаются на рельсах, более всего напоминающих роллеркостеры) оборачивается кровавой баней.

Гротескно-яркая карикатурная Небесная Республиканская Америка резко контрастирует с жестокостью и насилием, сцены которого разворачиваются в пространстве Bioshock. Боевая часть начинается с того, что вы всаживаете крутящийся магнитный крюк в лицо полицейского. Врагов можно сжигать заживо. Бить электротоком. Сталкивать с летающих платформ. Использовать можно не только оружие, но и магию. С ее помощью вы то подбрасываете несчастных жителей Республики в воздух, то напускаете на них стаи ворон-людоедов.

Стандартная схема боя такова. Вас атакуют на большой территории с множеством укрытий, препятствий и разноуровневыми огневыми точками. На вас нападают самые разные противники, среди которых выделяется Моторизированный Патриот, механический Джордж Вашингтон с шестиствольным пулеметом. Самая лучшая и захватывающая тактика – зацепиться за рельс и, визжа от восторга, нестись с огромной высоты на магнитном роллеркостере, поливая полицейских из пулемета. Причем полицейские тоже могут цепляться за рельс, догонять вас, вступать в перестрелки, превращая бой в веселый смертельный хаос. А уж когда сверху подлетают платформы с подкреплением, и вы мечетесь в небе, исторгающем свинцовый дождь...

Это настолько захватывает, что вы можете забыть про историю. В отличие от многих других игр, Bioshock не принуждает вас полностью изучить сюжет, который можно постичь, складывая мозаику из разговоров случайных прохожих, забытых кем-то аудиозаписей и фильмов. Так что просто несясь вперед и стреляя, вы так и не поймете смысл происходящего. Главный герой при этом почти не высказывает своего отношения к творящемуся на небесном острове. Как заявил в интервью The Wall Street Journal главный дизайнер Bioshock, Кен Левин, сделано это намеренно – писать примитивную агитку с поучающим авторским комментарием ему не хотелось. В качестве ориентира он приводит роман «1984». Возможно, в этом-то и вся ирония – бестселлер Джорджа Оруэлла является одной из величайших агиток в истории.

Когда вы освобождаете Элизабет, то получаете лучшего компьютерного компаньона за всю историю видеоигр. Это великолепно анимированная героиня с непосредственным детским поведением (Элизабет провела в заточении почти всю свою жизнь и теперь с огромной радостью изучает всё, что встречается вам на пути) и чудовищно быстро меняющейся психологией – буквально за несколько часов она проходит путь от наивного ребенка до девушки, горящей мрачной жаждой мести. В бою Элизабет незаменима – то она подносит вам патроны, то через разрывы в реальности меняет окружение, давая вам тактическое преимущество и дополнительные возможности (вроде вырастающего из стены крюка, зацепившись за который, вы можете перепрыгнуть прямо в тыл к врагам, а затем тут же взлететь обратно). Именно Элизабет, история того, что с ней случилось, и образует несущую конструкцию сюжета игры Bioshock. Все оказывается намного сложнее, чем кажется вначале, и окончательно паззл складывается лишь к финальным титрам.

Тем временем вслед за вступительным патриотическим гротеском приходит время Красного Смеха. Главный герой поднимает восстание рабочих, улицы наполняются ревущими толпами, в окнах реют алые знамена, и повсюду звучат автоматные очереди – это расстреливают сдавшихся полицейских. Если первая часть – пародия на местечковый патриотизм и религиозность одноэтажной Америки, то вторая – кровавая дань коммунизму. На улицах тонущего в насилии и ненависти города лютуют Красные Черти – восставшие переодеваются красными рогатыми бесами.

Левин сам не понял, что сделал. Лишь русский игрок в определенный момент столбенеет, когда его взору предстает одна из набережных обреченной Коламбии. Эвакуация. Потерянные в спешке и давке чемоданы и шляпки-канотье. Перегруженная транспортная баржа. Протянутые в мольбе руки обывателей. А вдалеке – зарево пожаров и алые знамена... Конечно же, это Крым, ноябрь 1920 года. Сходство усиливает лидер восставших, негритянка Фицрой, пытающаяся в какой-то момент перерезать глотку белому мальчику, сыну фабриканта Финка. «Это буржуазное отродье надо вырезать под корень!» – Левин счастлив в своем неведении, ведь когда он писал этот диалог, ему, видимо, казалось, что это лишь гротескное преувеличение...

Кровь и огонь повсюду. Ультра-христианскую ксенофобскую республиканскую мечту пожирает хаос коммунистического сатанизма. А вы бежите и бежите по рушащемуся городу вслед за ведущей вас к финалу Элизабет.

И этот финал сегодня обсуждают все, кто хоть чуть-чуть интересуется играми. Выяснилось, что Bioshock повествует не о Республиканском Диснейленде и не о Коммунистическом Аде, а о покаянии. Взрослые серьезные люди пишут километры постов, пытаясь разъяснить последний твист, и столь живой и массовой дискуссии о значении сюжетной линии игры я лично припомнить не могу.

Левину удалось невероятное. Компьютерная игра превратилась из события мира развлечений в событие общественное, в событие культурное, заставив миллионы игроков самых разных возрастов всерьез задуматься о патриотизме, религии и последствиях коммунистических экспериментов. Медиумом XIX века был роман. XX века – кино. На примере Bioshock мы видим медиум XXI века – компьютерную игру. Ее сюжетная линия еще не дотягивает до классической литературы, но классическое кино прошлого века она уже во многом превосходит, оставаясь при этом превосходной в плане игровой механики.

Продажи только начались, но аналитики уже прогнозируют 5 миллионов проданных копий (плюс как минимум столько же нелегально скаченных). Дело, впрочем, не в копиях – даже более популярные проекты не возбуждали такой широкой общественной дискуссии по важным общественно-политическим вопросам.

Bioshock Infinite – одно из важнейших событий второго десятилетия XXI века. О нем почти наверняка спустя 100 лет будут упоминать в курсе истории культуры. Были игры популярнее. Были игры с более глубоким содержанием. Но игр, до такой степени сочетавших массовость и серьезность постановки социальных и этических вопросов, еще не было.

Добро пожаловать в новую эпоху. XXI век наконец-то по-настоящему начался.

Об игре Bioshock Infinite в ролике:

 

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.