Terra America

05:39(МСК)
21:39(NY)
18:39(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

События
0
ком
Война за Эстонию: последний роман Тома Клэнси
Почивший автор бестселлеров-технотриллеров «порадовал» жителей маленькой балтийской страны
Оцените этот контент

От редакции: Томас Лео Клэнси скончался 1 октября 2013 года. Он был автором нескольких десятков бестселлеров, которые очень скоро обозвали «технотриллерами». Отчасти это несправедливо, поскольку Клэнси популяризировал не только военную технику, но и механизмы принятия политических решений и их взаимосвязь с разведывательной деятельностью и мировыми финансами. По его книгам писались сценарии для фильмов и современных компьютерных игр. Последних было выпущено на рынок великое множество, и обычно их официальное название всегда начиналось с его имени. В октябре портал Terra America опубликовал статью памяти писателя, автор которой, Владимир Березин, назвал его современным Жюлем Верном.

После смерти автора вышла в свет его последняя книга с трудно переводимым на русский язык названием Command Authority[1] . Ей суждено было стать бестселлером. Однако критики и даже фанаты встретили книгу неоднозначно. Газета Chicago Tribune написала:

«Независимо от геополитической достоверности, Command Authority не совсем тот громкий аккорд, которого так ждали фанаты Клэнси от кульминации серии о Джеке Райане[2]. Больше это похоже на всхлип».

И все же мы не могли не заинтересоваться книгой. В ней современная Россия вновь предстает в качестве «плохого парня» (надо сказать, после долгого перерыва в творчестве писателя) и нападает на своих западных соседей. Первой под гусеницы русских танков попадает Эстония. Что ж, мы попросили нашего эстонского автора Ольгу Васильеву рассказать о своих впечатлениях от последнего произведения Тома Клэнси.

* * *

Признаюсь честно: узнав о последнем опубликованном романе Тома Клэнси, вышедшем под коммерчески успешным названием Command Authority, да еще аккурат после смерти автора, я была заинтригована. В первую очередь, тем, что целых две главы очередного «технотриллера», «политического детектива» и «шпионского романа» (эпитеты, которыми литературные критики награждают романы Клэнси) посвящены Эстонии. Стране, почти неизвестной большому миру за пределами ойкумены бывшего СССР, в которой я имею честь проживать.

Тут необходимо уточнить: жители Эстонии считают, что их государство – «сложной истории» и «непростой политической обстановки». Поэтому они весьма щепетильно относятся к тому, как весь остальной мир (который, как я уже упоминала, часто даже понятия не имеет о существовании этого клочка суши на карте мира) воспринимает эту страну. Уже лет десять эстонские маркетологи бьются над созданием раскрученного брэнда под названием «Эстония». И все тщетно.

Да, Эстония «широко известна в узких кругах». Например, как большой паб для финских соседей, приезжающих расслабиться на выходные. Или как место проведения британских мальчишников. Чуть позже мировые новости целую неделю занимал «Бронзовый солдат» и разбитые витрины таллинских магазинов – череда событий, получивших название «Бронзовая ночь». Мир тогда явно узнал о существовании Эстонии, правда, без особой радости для властей балтийского государства. Через какое-то время страна снова всплыла в мировом семиотическом пространстве – в нашумевшей трилогии Стига Ларссона «Миллениум» и в фильме «Девушка с татуировкой дракона», экранизированном и в Голливуде. Там Эстония упоминалась как перевалочный пункт для амфетаминовых потоков. Но не над этим работали государственные пиарщики, теперь уже почти отчаявшиеся…

Но вернемся к Тому Клэнси, поскольку этот текст должен быть посвящен именно ему. Хотя это сложно, и вот почему.

Я не претендую на звание литературного критика, я – всего лишь потребитель культурного продукта, который либо принимает его, либо нет. Поэтому я просто попытаюсь объяснить, почему – как читатель и как житель Эстонии – не могу всерьез воспринимать Тома Клэнси.

Клэнси – чрезвычайно плодовитый писатель. Иногда даже рождается подозрение: а не использовал ли он «литературных рабов»? Поразительно, что при всем изобилии изданного в его творчестве уже долго не было ничего нового. Совсем. Это был человек, безнадежно застрявший в «холодной войне» настолько, что чем дальше, тем больше это становилось смехотворным, нежели интересным. Возможно, когда-то в конце 80-х он ухватил витающие в воздухе Америки настроения и предоставил милейшим техасским рэднекам увлекательное туалетное чтиво, за которое в дальнейшем его назовут родоначальником нового жанра – «технотриллера».

По мне, так «технотриллер» а-ля Клэнси – это всего лишь чуть более подробные описания работы подводной лодки. Технические детали подкупают американских гиков, они призваны придавать «рельефность» литературному полотну, скрашивая очевидную карикатурность персонажей, скудный язык и вымученность сюжетов, на фоне которых Александр Бушков выглядит классиком мировой литературы.

Но последний роман – это последний роман. Смерть автора сделала его еще более ожидаемым, окутала его ореолом романтики и заставила говорить о Клэнси как о «классике и пророке». Сей роман, Command aurthority, снова повествует о Джеке Райане, бывшем аналитике ЦРУ, нынешнем президенте США, который и в армии служил, и шпионом был, и миллионы зарабатывал, и весь цивилизованный мир, естественно, спасал. Естественно, от угрозы, которая исходит от России. Но теперь Джек Райан – президент США, и мир ему помогает спасать Джек Райан-младший, тоже аналитик, но чуть менее успешный и существенно менее харизматичный, нежели отец.

Общая же расстановка сил такова. Темная сторона: Россия, «Газпром», и Дарт Вейдер в лице нового российского президента Володина, чья власть «строилась на обманах и кровавых секретах». Светлая сторона: аж скрипящая от чистоты и благополучия Америка, которой угрожают «злые русские», ее президент Райан, бывший национальный герой (разве что без супер-силы и без соответствующей маски) и его не менее геройский сын. Оба буквально засовывают свои героические головы в осиное гнездо под названием Россия.

На первый взгляд и на первых страницах все это выглядит хоть и по закону жанра шаблонно, но читаемо. Однако чудес не бывает. Том Клэнси остается Томом Клэнси. Глаз режут siloviki, употребляемые исключительно во множественном числе и прочие к месту и не к месту вставляемые русские слова, написанные транслитом. Они якобы должны придать колорит тексту, но на деле это звучит как классический «кокаинум» в фильме «Красная жара». Все в книге Command authority напоминает о малобюджетных боевиках из 80х годов прошлого века. Тогда это было очаровательно. Это могло бы быть очаровательным и сегодня, если бы действительно преподносилось как трэш и ирония. Но автор серьезен, как Кант и Вольтер. Чувство юмора Тому Клэнси чуждо. Совсем чуждо.

Хотя справедливости ради надо отметить, что один из второстепенных героев носит имя Арни ван Дамм – видимо, это своеобразный поклон от автора в сторону тех самых боевиков, из коих он до самой смерти черпал вдохновение. В этой книге нет даже того, что является сильной стороной Клэнси и за что его книги и называли «технотриллером», - тех самых доступных обычному читателю технических описаний вооружения и сложных механизмов.

Будем честны: сюжет, хоть и не совсем линеен, но вполне себе предсказуем, а общая атмосфера не дотягивает до детективного триллера и напоминает простенькую компьютерную игру из тех, для которых Клэнси писал сценарии. Видимо, последнее обстоятельство и наложило мощный отпечаток на его последующее творчество. Поэтому книга оставляет ощущение не литературного произведения, но схематично прописанной среды в альтернативной вселенной.

...Зато есть бывший русский siloviki, отравленный полонием, и украинский политик – белокурая красавица с косами и в стильных платьях, убитая пулей наемного убийцы. Ну и те самые две главы, посвященные Эстонии и наделавшие много шума в эстонской блогосфере. Ее пользователи снова – теперь посмертно – надели корону пророка на Клэнси.

Сокровенный и, я бы даже сказала, сакральный эстонский страх – это страх перед российским вторжением. И Клэнси удачно разыграл эту антироссийскую карту для эстонского читателя. «Битва за Пыльва»[3] - страшный сон, темные демоны подсознания любого эстонца, даже родившегося после развала СССР на территории уже независимой Эстонии. И эти демоны вылезли на страницах Command authority в всей своей «красе». Эстонские блогеры уже пишут о том, что сценарий попытки российского вторжения на территорию Эстонии, описанный Клэнси, «до ужаса реален», поскольку автор уже предсказал 11-е сентября. Необходимо срочно предпринять меры по укреплению обороны! Но реальность – это реальность, а не книги «пророка», который прорицал по принципу «говорю ерунду, но много, что-нибудь да сбудется». Реальность же такова, что России даже не понадобятся танки для того, чтобы захватить Эстонию. И никакие американские военно-воздушные силы не поспеют в Пыльва за пять часов, которые необходимы для захвата этого крошечного государства. Но здравый смысл бессилен там, где царит страх.

И все же нет худа без добра: мир снова вспомнит о существовании Эстонии на карте мира. И не в жалком контексте страны-транзитной зоны амфетаминовых потоков и дешевых проституток, а в совершенно новом качестве – страны-форпоста НАТО, служащей целям США и разделяющей ценности честных американцев. Не прошляпить бы эстонским маркетологам этот значительный момент…

А что касается Тома Клэнси… Земля ему пухом. И, слава Богу, «Command Authority» – его последняя книга.

 



[1] Command Authority, точнее National Command Authority ― термин, которым в Соединенных штатах обозначают источник окончательного, имеющего силу закона, приказа для осуществления военных операций. Термин введен в 1971 году в разделе 3.1 Директивы 5100.30 министерства обороны США (прим. ред.).

[2] Джек Райан ― постоянный герой Клэнси, спасающий мир из книги в книгу (прим. ред.).

[3] Пыльва (Põlve) ― небольшой город на юго-востоке Эстонии, неподалеку от границы с Псковской областью (прим. ред.).

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.