От редакции: Томас Лео Клэнси скончался 1 октября 2013 года. Он был автором нескольких десятков бестселлеров, которые очень скоро обозвали «технотриллерами». Отчасти это несправедливо, поскольку Клэнси популяризировал не только военную технику, но и механизмы принятия политических решений и их взаимосвязь с разведывательной деятельностью и мировыми финансами. По его книгам писались сценарии для фильмов и современных компьютерных игр. Последних было выпущено на рынок великое множество, и обычно их официальное название всегда начиналось с его имени. В октябре портал Terra America опубликовал статью памяти писателя, автор которой, Владимир Березин, назвал его современным Жюлем Верном.
После смерти автора вышла в свет его последняя книга с трудно переводимым на русский язык названием Command Authority[1] . Ей суждено было стать бестселлером. Однако критики и даже фанаты встретили книгу неоднозначно. Газета Chicago Tribune написала:
«Независимо от геополитической достоверности, Command Authority не совсем тот громкий аккорд, которого так ждали фанаты Клэнси от кульминации серии о Джеке Райане[2]. Больше это похоже на всхлип».
И все же мы не могли не заинтересоваться книгой. В ней современная Россия вновь предстает в качестве «плохого парня» (надо сказать, после долгого перерыва в творчестве писателя) и нападает на своих западных соседей. Первой под гусеницы русских танков попадает Эстония. Что ж, мы попросили нашего эстонского автора Ольгу Васильеву рассказать о своих впечатлениях от последнего произведения Тома Клэнси.
* * *
Признаюсь честно: узнав о последнем опубликованном романе Тома Клэнси, вышедшем под коммерчески успешным названием Command Authority, да еще аккурат после смерти автора, я была заинтригована. В первую очередь, тем, что целых две главы очередного «технотриллера», «политического детектива» и «шпионского романа» (эпитеты, которыми литературные критики награждают романы Клэнси) посвящены Эстонии. Стране, почти неизвестной большому миру за пределами ойкумены бывшего СССР, в которой я имею честь проживать.
Тут необходимо уточнить: жители Эстонии считают, что их государство – «сложной истории» и «непростой политической обстановки». Поэтому они весьма щепетильно относятся к тому, как весь остальной мир (который, как я уже упоминала, часто даже понятия не имеет о существовании этого клочка суши на карте мира) воспринимает эту страну. Уже лет десять эстонские маркетологи бьются над созданием раскрученного брэнда под названием «Эстония». И все тщетно.
Да, Эстония «широко известна в узких кругах». Например, как большой паб для финских соседей, приезжающих расслабиться на выходные. Или как место проведения британских мальчишников. Чуть позже мировые новости целую неделю занимал «Бронзовый солдат» и разбитые витрины таллинских магазинов – череда событий, получивших название «Бронзовая ночь». Мир тогда явно узнал о существовании Эстонии, правда, без особой радости для властей балтийского государства. Через какое-то время страна снова всплыла в мировом семиотическом пространстве – в нашумевшей трилогии Стига Ларссона «Миллениум» и в фильме «Девушка с татуировкой дракона», экранизированном и в Голливуде. Там Эстония упоминалась как перевалочный пункт для амфетаминовых потоков. Но не над этим работали государственные пиарщики, теперь уже почти отчаявшиеся…
Но вернемся к Тому Клэнси, поскольку этот текст должен быть посвящен именно ему. Хотя это сложно, и вот почему.
Я не претендую на звание литературного критика, я – всего лишь потребитель культурного продукта, который либо принимает его, либо нет. Поэтому я просто попытаюсь объяснить, почему – как читатель и как житель Эстонии – не могу всерьез воспринимать Тома Клэнси.
Клэнси – чрезвычайно плодовитый писатель. Иногда даже рождается подозрение: а не использовал ли он «литературных рабов»? Поразительно, что при всем изобилии изданного в его творчестве уже долго не было ничего нового. Совсем. Это был человек, безнадежно застрявший в «холодной войне» настолько, что чем дальше, тем больше это становилось смехотворным, нежели интересным. Возможно, когда-то в конце 80-х он ухватил витающие в воздухе Америки настроения и предоставил милейшим техасским рэднекам увлекательное туалетное чтиво, за которое в дальнейшем его назовут родоначальником нового жанра – «технотриллера».
По мне, так «технотриллер» а-ля Клэнси – это всего лишь чуть более подробные описания работы подводной лодки. Технические детали подкупают американских гиков, они призваны придавать «рельефность» литературному полотну, скрашивая очевидную карикатурность персонажей, скудный язык и вымученность сюжетов, на фоне которых Александр Бушков выглядит классиком мировой литературы.
Но последний роман – это последний роман. Смерть автора сделала его еще более ожидаемым, окутала его ореолом романтики и заставила говорить о Клэнси как о «классике и пророке». Сей роман, Command aurthority, снова повествует о Джеке Райане, бывшем аналитике ЦРУ, нынешнем президенте США, который и в армии служил, и шпионом был, и миллионы зарабатывал, и весь цивилизованный мир, естественно, спасал. Естественно, от угрозы, которая исходит от России. Но теперь Джек Райан – президент США, и мир ему помогает спасать Джек Райан-младший, тоже аналитик, но чуть менее успешный и существенно менее харизматичный, нежели отец.
Общая же расстановка сил такова. Темная сторона: Россия, «Газпром», и Дарт Вейдер в лице нового российского президента Володина, чья власть «строилась на обманах и кровавых секретах». Светлая сторона: аж скрипящая от чистоты и благополучия Америка, которой угрожают «злые русские», ее президент Райан, бывший национальный герой (разве что без супер-силы и без соответствующей маски) и его не менее геройский сын. Оба буквально засовывают свои героические головы в осиное гнездо под названием Россия.
На первый взгляд и на первых страницах все это выглядит хоть и по закону жанра шаблонно, но читаемо. Однако чудес не бывает. Том Клэнси остается Томом Клэнси. Глаз режут siloviki, употребляемые исключительно во множественном числе и прочие к месту и не к месту вставляемые русские слова, написанные транслитом. Они якобы должны придать колорит тексту, но на деле это звучит как классический «кокаинум» в фильме «Красная жара». Все в книге Command authority напоминает о малобюджетных боевиках из 80х годов прошлого века. Тогда это было очаровательно. Это могло бы быть очаровательным и сегодня, если бы действительно преподносилось как трэш и ирония. Но автор серьезен, как Кант и Вольтер. Чувство юмора Тому Клэнси чуждо. Совсем чуждо.
Хотя справедливости ради надо отметить, что один из второстепенных героев носит имя Арни ван Дамм – видимо, это своеобразный поклон от автора в сторону тех самых боевиков, из коих он до самой смерти черпал вдохновение. В этой книге нет даже того, что является сильной стороной Клэнси и за что его книги и называли «технотриллером», - тех самых доступных обычному читателю технических описаний вооружения и сложных механизмов.
Будем честны: сюжет, хоть и не совсем линеен, но вполне себе предсказуем, а общая атмосфера не дотягивает до детективного триллера и напоминает простенькую компьютерную игру из тех, для которых Клэнси писал сценарии. Видимо, последнее обстоятельство и наложило мощный отпечаток на его последующее творчество. Поэтому книга оставляет ощущение не литературного произведения, но схематично прописанной среды в альтернативной вселенной.
...Зато есть бывший русский siloviki, отравленный полонием, и украинский политик – белокурая красавица с косами и в стильных платьях, убитая пулей наемного убийцы. Ну и те самые две главы, посвященные Эстонии и наделавшие много шума в эстонской блогосфере. Ее пользователи снова – теперь посмертно – надели корону пророка на Клэнси.
Сокровенный и, я бы даже сказала, сакральный эстонский страх – это страх перед российским вторжением. И Клэнси удачно разыграл эту антироссийскую карту для эстонского читателя. «Битва за Пыльва»[3] - страшный сон, темные демоны подсознания любого эстонца, даже родившегося после развала СССР на территории уже независимой Эстонии. И эти демоны вылезли на страницах Command authority в всей своей «красе». Эстонские блогеры уже пишут о том, что сценарий попытки российского вторжения на территорию Эстонии, описанный Клэнси, «до ужаса реален», поскольку автор уже предсказал 11-е сентября. Необходимо срочно предпринять меры по укреплению обороны! Но реальность – это реальность, а не книги «пророка», который прорицал по принципу «говорю ерунду, но много, что-нибудь да сбудется». Реальность же такова, что России даже не понадобятся танки для того, чтобы захватить Эстонию. И никакие американские военно-воздушные силы не поспеют в Пыльва за пять часов, которые необходимы для захвата этого крошечного государства. Но здравый смысл бессилен там, где царит страх.
И все же нет худа без добра: мир снова вспомнит о существовании Эстонии на карте мира. И не в жалком контексте страны-транзитной зоны амфетаминовых потоков и дешевых проституток, а в совершенно новом качестве – страны-форпоста НАТО, служащей целям США и разделяющей ценности честных американцев. Не прошляпить бы эстонским маркетологам этот значительный момент…
А что касается Тома Клэнси… Земля ему пухом. И, слава Богу, «Command Authority» – его последняя книга.
[1] Command Authority, точнее National Command Authority ― термин, которым в Соединенных штатах обозначают источник окончательного, имеющего силу закона, приказа для осуществления военных операций. Термин введен в 1971 году в разделе 3.1 Директивы 5100.30 министерства обороны США (прим. ред.).
[2] Джек Райан ― постоянный герой Клэнси, спасающий мир из книги в книгу (прим. ред.).
[3] Пыльва (Põlve) ― небольшой город на юго-востоке Эстонии, неподалеку от границы с Псковской областью (прим. ред.).