Terra America

08:13(МСК)
00:13(NY)
21:13(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

События
0
ком
Выборы папы: латиноамериканский фактор
Католики Латинской Америки будут оказывать влияние на политику нового понтифика
Оцените этот контент

После добровольного ухода папы Бенедикта XVI выборы нового понтифика станут переломным моментом в жизни Католической Церкви. Их исход во многом будет определен той позицией, которую займут кардиналы и духовенство стран Латинской Америки – наиболее важного региона мира для католиков. Сегодня из 1,2 миллиардов католиков во всем мире на долю латиноамериканцев приходится 40%, тогда как на долю европейцев лишь 25%.

«Пылающий континент» не только выдвинет нескольких претендентов на папский престол, но и будет продвигать свою повестку внутрицерковных реформ. Достаточно сказать, что многие латиноамериканские католики открыто выступают за отмену обязательного целибата для священников и либерализацию позиции Церкви в отношении контрацепции и абортов, что особенно актуально для стран Латинской Америки и Африки.

Аргентинец – третий человек в Ватикане

Среди возможных кандидатов в понтифики выделяется 69-летний аргентинский кардинал Леонардо Сандри. Его родители происходят из Италии, и сам он во многом сохранил итальянскую культуру, что помогло ему установить отношения со многими кардиналами и сделать церковную квартиру в Риме. Сандри, начинавший свой путь приходским священником в Аргентине, с 1970 года работает в дипломатической службе Ватикана. Он успел поработать в США Мексике, Венесуэле[1], а также на Мадагаскаре.

Именно кардинал Сандри в 2005 году объявил на площади Святого Петра в Риме о смерти Иоанна Павла II.

По сути дела, Сандри является третьей по важности фигурой в Ватикане после ушедшего понтифика и архиепископа Милана, кардинала Анджело Содано, который рассматривается как основной противник Сандри на предстоящем конклаве.

Леонардо Сандри говорит на 5 языках[2], он воспринимается как умеренная фигура без очевидных идеологических предпочтений. При этом в церковных кругах Сандри пользуется симпатией и уважением благодаря своему душевному характеру и чувству юмора. Эти качества позволили ему обзавестись множеством друзей среди духовенства и мирян.

Сегодня Сандри занимает важный пост префекта конгрегации Восточных Церквей, курируя в этом качестве отношения Ватикана с православными Церквями и старыми христианскими деноминациями Ближнего Востока. Этот претендент на папскую тиару разделяет с уходящим папой Бенедиктом озабоченность в связи с угрозой христианству в этом регионе[3].

Высокая вероятность избрания аргентинского кардинала следующим папой обусловлена двумя факторами. Во-первых, многие в Католической Церкви хотят понтифика с глобальным видением современной мировой ситуации, но при этом не желают избирать в Ватикан новичка. Экзотические кардиналы из Нигерии, Ганы, иных стран Азии и Африки не имеют прочной поддержки в Риме, поэтому они неизбежно станут марионетками в руках одной из ватиканских группировок. Сандри идеально соответствует данному требованию: он – выходец из Аргентины, но с прочными связями в Италии; для СМИ он будет выступать как «папа третьего мира», оставаясь своим человеком в Риме.

Во-вторых, большинство кардиналов ожидает от нового папы наведения порядка во внутреннем управлении Церкви, прежде всего, в ее финансах. Предыдущие понтифики Иоанн Павел II и Бенедикт XVI занимались в основном вопросами догматики и внешней политики, передав управление и контроль в руки ватиканской бюрократии, что обернулось в последние годы крупными коррупционными скандалами. Кардинал Сандри как нельзя лучше отвечает запросу на папу-менеджера, он имеет репутацию эффективного управленца, не замешанного в финансовых злоупотреблениях.

Слабой стороной Сандри является один, но немаловажный для кандидата в понтифики фактор: у него нет большого пасторского опыта, в том числе в деле самостоятельного управления отдельной епархией. Этот кандидат отчасти воспринимается как «человек из штаба», никогда не пробовавший толком управлять церковным организмом и нести всю полноту ответственности за него.

Другие латиноамериканские претенденты

Наряду с кардиналом Сандри, который относится к числу главных претендентов на папскую тиару, в списках кандидатов в папы обычно упоминается еще трое представителей Церкви Латинской Америки – архиепископ Сан-Паулу Одило Педро Шерер, бразильский кардинал Жуан Брас ди Авис и архиепископ Тегусигальпы[4] Оскар Андрес Родригес. Их шансы на избрание далеко не так велики, как у Сандри, поэтому они могут рассматриваться на предстоящих папских выборах в качестве фигур второго плана.

Одило Педро Шерер, архиепископ Сан-Паулу, возглавляет крупнейшую католическую епархию в Бразилии и в мире. В свои 63 года Шерер не считается одним из вероятных кандидатов, хотя его возможное избрание не станет большой неожиданностью. Шерера считают тем человеком, который в роли понтифика сможет поддерживать диалог как с консервативными кругами Церкви в лице Opus Dei, так и с теми, кто выступает за отмену целибата для духовенства и запрета на использование контрацептивов для католиков. Правда, сам Шерер старательно открещивается от любых разговоров на тему его шансов занять папский престол. В одном из своих прошлогодних интервью Шерер заявил, что видит себя только архиепископом Сан-Паулу, но не римским папой. Определенным минусом для Шерера является и его происхождение: едва ли кардиналы изберут на смену Йозефу Ратцингеру еще одного немца.

Среди кандидатов от левых кругов Католической Церкви выделяется еще один бразилец – кардинал Жуан Брас ди Авис. В молодости он являлся адептом «теологии освобождения» и в целом сохранил свои взгляды, продолжая сегодня критиковать католических консерваторов и традиционалистов за их нежелание «трудиться на восстановление доверия к Церкви». Ди Авис рассматривается как самый левый из всех возможных кандидатов на предстоящих папских выборах. Учитывая преобладание консервативных настроений в Католической Церкви, проповедь кардинала ди Ависа вряд ли вызовет симпатии у большинства участников конклава.

Последним в числе латиноамериканских претендентов на папский престол в этом году называют гондурасца Оскара Андреса Родригеса, архиепископа Тегусигальпы. Ему 70 лет, он пользуется репутацией человека умеренных взглядов и знаменит своим умением располагать к себе людей, за что многие сравнивают его с покойным Иоанном Павлом II. Однако репутации Родригеса сильно повредило то, что в 2009 году он поддержал переворот против президента Гондураса Мануэля Селайи, чем настроил против себя общественное мнение Латинской Америки.

Кроме того, архиепископа Тегусигальпы обвиняют в антисемитизме. Учитывая эти обстоятельства и солидный возраст кандидата, шансы Родригеса на избрание папой невелики.

Латиноамериканская повестка для нового папы

Независимо от персоны следующего понтифика, католическое сообщество Латинской Америки будет навязывать ему ту повестку церковных реформ, которую оно считает актуальной. В первую очередь, речь идет об отмене обязательного безбрачия для священников и легализации их уже существующих семей. Характерно, что основная масса педофильских скандалов в Католической Церкви произошла в регионах, где нет местных традиций, когда священники и дьяконы де-факто имеют семьи, а церковное начальство и прихожане просто закрывают на это глаза.

На фоне целой серии скандалов, которые подорвали моральный авторитет влиятельных католических епархий США, Канады, Франции, Ирландии, Бельгии, громко звучит голос латиноамериканского духовенства, настаивающего на отмене обетов безбрачия.

Наиболее открыто и организовано в пользу отмены целибата выступает клир крупнейшей католической страны – Бразилии, где перед Католической Церковью остро стоит проблема конкуренции с евангелистскими конгрегациями и целым рядом афробразильских сект. Еще в мае 2007 года Конференция католических епископов обратилась с призывом сделать целибат добровольным к Конференции епископов Латинской Америки, которая, однако, его отвергла.

В 2008 году бразильские священники направили папе Бенедикту XVI официальную просьбу об отказе от обязательного целибата. Священники просили ввести два типа духовенства: оставить целибат обязательным для тех, кто принял обет безбрачия в своих монашеских орденах и конгрегациях, но не требовать от других священников принимать его. Также они просили разрешения рукополагать на служение женатых мирян и вернуть в лоно церкви тех священников, кто ради семьи был вынужден оставить служение.

Как рассказывают многие бразильские священники, в этой стране уже давно рукополагают женатых мирян, причем в Ватикане об этом знают, но не позволяют никому не рассказывать.

Бразильский клир не прекращает свою активность. Недавно Национальная комиссия священнослужителей Бразилии обратилась к кардиналу Клаудио Хуммесу, префекту ватиканской Конгрегации по делам духовенства и бывшему архиепископу Сан-Паулу, с предложениями превратить целибат из обязательства в добровольный выбор священника и возводить в сан мужчин, уже состоящих в браке. Сам Хуммес в интервью еще в 2006 году выразил мнение о возможности изменения отношения к целибату, хотя после назначения в Рим он перешел на более консервативные позиции.

Для руководства Ватикана очевидна необходимость уступок в семейном вопросе, даже папа Бенедикт пошел на некоторые послабления, разрешив принимать женатых англиканских священников, переходящих в католицизм. Также женатое священство существует в тех религиозных деноминациях, которые заключили унию с Римом, – греко-католики и представители ближневосточных церквей. Получается, что в самом проигрышном положении остаются «коренные» католики.

Подобным положение вещей не может оставаться долго – и давление латиноамериканского клира может оказаться ключевым фактором в изменении отношения Ватикана к целибату. Любому новому понтифику придется дать ответ на требования, раздающиеся из Латинской Америки. Если же на папский престол будет избран один из латиноамериканских епископов, вероятность значительных послаблений в вопросах целибата и семейных отношений духовенства окажется еще выше.



[1] За время пребывания в Венесуэле кардинал Сандри установил хорошие отношения с президентом страны Уго Чавесом, который близок «теологии освобождения» и который в целом конфликтует с церковным руководством.

[2] Английский, французский, немецкий, испанский, итальянский.

[3] Если 100 лет назад доля христиан в населении Ближнего Востока составляла примерно 20% от общей численности, то сегодня она не превышает 10%.

[4] Тегусигальпа – столица государства Гондурас.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.