Terra America

04:58(МСК)
20:58(NY)
17:58(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

События
0
ком
По пути зеленой мили
Памяти доброго великана
Оцените этот контент

В ночь с 12 на 13 июля 2012 года у американского актера с запоминающейся внешностью Майкла Кларка Дункана случился инфаркт.

Его сердце остановилось. Подруга большого черного парня моментально вызвала скорую, а пока та ехала, провела необходимые реанимационные процедуры, в результате чего сохранила любимому жизнь. Однако жизнь продлилась недолго. 3 сентября Дункан скончался от последствий инфаркта. Его сердце остановилось навсегда. А между тем это сердце было большим. Он доказал это, сыграв свою главную роль в «Зеленой миле» (1999 год) Фрэнка Дарабонта. Напомню, что этот фильм в списке 250 лучших фильмов по версии «Кинопоиска» стоит на втором месте после дарабонтовского же «Побега из Шоушенка» (1994 год). Оба фильма – экранизации Стивена Кинга.

Так что зритель, если и не знает имени Дункана, хорошо помнит его образ. Свою карьеру знаменитого артиста Майкл Кларк Дункан начал с самых низов. Хотя он поступил в университет, вскоре ему пришлось бросить учебу из-за болезни матери. Вот почему он не мог рассчитывать на престижную работу. Как говорит в комедии «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале» молодая мама своему сыну, отправляя того поучиться жизни в сложном квартале для чернокожих: «Наберись опыта. Иначе вся работа, на которую ты можешь рассчитывать – это быть сутенером, продавать наркотики или работать охранником у Эдди Мерфи».

Майкл Кларк Дункан выбрал третий вариант. Он стал работать охранником у чернокожих звезд. Ему удалось охранять чернокожие тела Уилла Смита и Мартина Лоуренса. Ну, а если вертишься в такой тусовке, ясно, что рано или поздно черные братья продвинут тебя, представься случай.

А случай должен был представиться

Собственно, Дункан обладал таким внушительным образом, что стезя киноактера должна была найти его сама. Однако в этом и таилась главная опасность для его карьеры – «играть» все время один и тот же типаж. С одной внешностью далеко не уйдешь. По большому счету, все первые роли, которые исполнял Дункан, и были его первой работой. Он «вживался» в образы охранников и агентов службы безопасности на входе ночных клубов и стриптиз-баров (собственно, «Стриптиз-клуб» и «Ночь в Роксбери»).

И хотя некоторые говорят, что первой главной ролью Дункана стала работа в «Армагеддоне» (1998 год) Майкла Бэя, это не совсем так. Дело в том, что все мы прекрасно знаем категорию фильмов про какой-нибудь отряд, который посылают выполнить ту или иную миссию – спасти человечество или что-нибудь помельче. В этом отряде как необходимый структурный элемент должен присутствовать афро-американец, символизирующий неотъемлемую часть Америки. Дункан в «Армагеддоне» всего-навсего явился такой единицей. Ему не нужно было играть, как и в прочих ролях, а нужно было снова побыть собой. Вот почему актеру нужна была такая роль, в которой он мог бы показать свои способности. И эта роль нашлась.

Главным достижением актера, как уже говорилось, конечно, стал персонаж из «Зеленой мили». Дункан играет великана, приговоренного к смертной казни, хотя все его поступки говорят о том, что перед нами не убийца, а очень добрый человек с чистым сердцем. Сыграть такое парню, который до того появлялся в кадре как охранник в баре, где раздеваются женщины, было довольно тяжело. Но он действительно сыграл. Объяснить этот успех нельзя иначе, кроме как мистическим стечением обстоятельств.

Необходимо сказать, что у Майкла Кларка Дункана было множество конкурентов, которых бы могли пригласить в фильм. Примерно таким же характерным типажом обладает, например, Винг Реймз, который начал свою карьеру значительно раньше Дункана. Не искушенному зрителю различить их будет тяжело…

Реймз – такой же большой, такой же лысый и такой же черный афро-американец, как и его собрат Дункан. Он не просто играл сложные роли до того (например, Марселас Уоллас в «Криминальном чтиве»), но и делал примерно то же, что и Дункан. В частности, Реймз играл вышибалу в стриптиз-клубе в фильме «Стриптиз» (1996 год). Однако у Винга Реймза слишком брутальный образ, а его лицо всегда напряжено и сурово, так что он никогда бы не смог исполнить роль доброго великана в «Зеленой миле». Майкл Кларк Дункан же показал, что за грудами мышц и внушительным образом крепкого и страшного парня может скрываться тонкая и чувствительная натура.

Как это ни удивительно, но самые хорошие экранизации Кинга – это, как правило, не перенесение на экран страшных историй писателя, а серьезные драматические произведения, пусть иногда они и имеют фантастический элемент. Взять хотя бы «Останься со мной» и «Мизери» Робра Райнера.

Райнера на посту лучшего экранизатора Кинга сменил Фрэнк Дарабонт. Одно время мне даже казалось, что Фрэнк Дарабонт настолько гениальный режиссер (хотя лично я не люблю его), что способен овладеть материалом, предложенным Кингом, и успешно перенести его на экран. Но дарабонтовская «Мгла» показала, что как раз с источниками, главное в которых – саспенс и фантастический сюжет, даже Дарабонт не может справиться. Кино – не плохое, но и, признаемся, не выдающееся.

Таким образом, можно подумать, что какая-то тайна есть в самом Стивене Кинге. Существует какой-то секрет, который позволяет некоторым мастерам экранизировать драмы Стивена Кинга, но не его ужасы. И это-то в Кинге самое загадочное. Успех этот объясняется лишь неким мистическим характером, которым обладает все его творчество. Майкл Кларк Дункан оказался ключом к этому секрету, когда сыграл роль в «Зеленой миле». Казалось бы, серьезная драма с незначительным элементом фантастики с помощью Дункана обернулась великим кино, успех которого мало кто превзошел. Но это стало и мистическим успехом для самого Дункана, потому что ничего такого он больше не сделает.

За эту работу актера номинировали на «Оскар», который он, впрочем, не получил, и ряд других наград. Однако, что произошло после? Ему бы продолжить сотрудничать с режиссерами типа Дарабонта, но он вернулся к тому, с чего начинал – к своим типажам. Он стал играть наемных убийц («Девять ярдов»), обезьян («Планета обезьян»), преступников, охранников и так далее. Правда, другой его стезей стала работа со звуком. Его голосом, между прочим, говорят очень многие персонажи мультфильмов и детского кино. Но русскому зрителю с устойчивой любовью к дубляжу эту деятельность Дункана оценить сложно.

Что же. Дункана не стало. Но зрители его навсегда запомнят в образе доброго великана Джона Коффи из «Зеленой мили». Он мог сделать больше. Но и этого вполне достаточно, чтобы остаться в памяти зрителей. Таким успехом может похвастаться не каждая звезда…

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.