От редакции. Ставка американских демократов на массовое вовлечение людей в политический процесс посредством распространения социальных сетей и прорывных средств коммуникации, надо признать, сработала. Глобальная агора возникает на наших глазах, но далеко не всем обществам удается справиться с этой обвальной, свалившейся как снег на голову стихийной демократизацией. Очень многие эксперты наивно полагали, что этот процесс не затронет еще не оправившуюся окончательно после постперестроечного шока Россию. Тем не менее, «политическое пробуждение» в российских городах – уже свершившийся факт, причем его последствия пока не поддаются точному прогнозу. Что думает по этому поводу главный американский стратег «глобального политического пробуждения» Збигнев Бжезинский?
– Уважаемый господин Бжезинский, насколько события «арабской весны» заставили Вас пересмотреть Вашу же собственную идею «глобального политического пробуждения»? Победа исламистов в Египте - насколько она совместима с поддержанием региональной стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке?
– Нет, я не собираюсь ее пересматривать. Доктрина глобального политического пробуждения не подразумевает, что результатом этого пробуждения обязательно будет демократия. У политического пробуждения может быть множество проявлений, которые зависят от исторического опыта страны или региона. Например, мирные революции в Центральной и Восточной Европе в конце 80-х – начале 90-х были не просто политическим пробуждением, они стали именно демократическим политическим пробуждением. В случае с Польшей это стало понятно с того момента, как появилось движение «Солидарность», во главе которой стоял Лех Валенса и другие интеллектуалы, в Чехии это оказалось понятно с момента возникновения движения Вацлава Гавела. В Египте со всей очевидностью произошло то, что я называю политическим пробуждением. Однако египетское политическое пробуждение очень «нетерпеливое», и поскольку оно является результатом крушения надежд и следствием стихийного возмущения, либеральные и демократические традиции сыграли здесь крайне малую роль.
Так что далеко не каждый случай политического пробуждения дает одинаковый результат, даже если в каждом случае политическое пробуждение является народным явлением.
– Как Вы расцениваете последние политические события в России с точки зрения Вашей теории? Являются ли они частью глобального политического пробуждения?
– Безусловно, события в России – часть глобального политического пробуждения, и в отношении России я настроен более оптимистично, чем в отношении Египта. Я думаю, что политическое пробуждение, которое мы наблюдаем сейчас в России, произрастает не из разрушенных надежд или гнева, возникших вследствие социальных разрушений и подавления беспорядков. Это пробуждение рождено запросом на неотъемлемые права, которое заявляет новый средний класс – молодые космополиты. Я считаю, что это политическое пробуждение в долгосрочной перспективе может привести к созданию настоящей демократии. При условии, конечно, что Путин не раздавит ее в самом зачатке. Но даже если он сделает это сейчас, впоследствии политические претензии будут выдвинуты снова, и на этот раз в более решительной и резкой форме.
– Насколько, по Вашему мнению, будут готовы США поддержать «глобальное политическое пробуждение» на территории России? С учетом того, что коммунисты – это главная оппозиционная сила в стране?
– Слово «поддержать» в этом контексте надо ставить в кавычки, потому что речь идет о такой чувствительной теме, как иностранное вмешательство во внутренние дела страны. Здесь нужно помнить об уникальности американского опыта. Американский опыт – это опыт сосуществования разных этносов и наций, которые были объединены в рамках демократического консенсуса. Уникальное происхождение этой страны – одна из причин того, почему США склонны симпатизировать движениям за демократию по всему миру, в том числе – и в России.
– На сегодняшний момент российская власть пока игнорирует тот факт, что в стране что-то происходит, только Дмитрий Медведев прокомментировал это на своей страничке в Facebook…
– Я был бы больше впечатлен, если бы он прокомментировал это в интервью российскому федеральному каналу, а не в Интернете. Для российского президента – не проблема связаться с главными каналами страны и высказать свою позицию, но он им предпочел Facebook.
– На Ваш взгляд, оказался ли президент России Дмитрий Медведев способен, как Барак Обама в США, стать лидером перемен в стране?
– Для того чтобы стать лидером перемен, надо для начала быть лидером.
– Как Вы думаете, насколько актуально «политическое пробуждение» в самих США, не являются ли первыми признаками подобного пробуждения Партия Чаепития и движение «Оккупируй Уолл-стрит»?
– Политическое пробуждение в США широко распространено, но, как я говорил раньше, далеко не каждое его проявление является демократическим. Я думаю, что некоторые его лозунги являются крайне невежественными, демагогическими, опасными и иногда даже эгоистичными. Но некоторые проявления этого движения вполне перспективные и обнадеживающие. Я считаю, что критика в адрес Уолл-стрит полностью оправдана, потому что Уолл-стрит превратилась в инструмент безответственных спекуляций, символ жадности и социального безразличия. Я не понимаю, как можно найти оправдание текущему положению дел в такой вполне богатой стране, как США, тому, что 25-30% национального благосостояния находится в руках менее 1% населения, в то время как у остальных гораздо меньше.
– Не кажется ли Вам, что риски и издержки процесса «глобального пробуждения» превосходят выгоды для США?
– Я не продвигаю эту доктрину, и США ее тоже не продвигают. Размах глобального политического пробуждения в мире является результатом действия сил, заметно превосходящих те ресурсы, которые США могли бы задействовать в рамках пропагандистской кампании. Это результат последних двух столетий, за которые грамотность стала общепланетным явлением, сегодня люди имеют привычку читать сообщения о мире, в котором они живут, и если раньше это были памфлеты, то сегодня это газеты. Этот процесс был усилен с появлением радио, когда человеческий голос стал пересекать океаны и континенты, а затем телевидения, когда человека, произносившего речь, стало видно в самых далеких уголках, и, наконец, Интернета. Именно эта интеллектуализация населения создала условия для глобального политического пробуждения, при том что его содержательное философское и политическое наполнение всегда зависит от исторического и культурного контекста конкретной страны.
Беседовала Юлия Нетесова