От редакции. Американский президент все-таки счел неуместной встречу с российским президентом в сентябре и предпочел ограничиться визитом в Петербург без заезда в Москву. Решение странное, особенно в связи с заявлением Белого дома об отсутствии какого-либо прогресса в отношениях Вашингтона с Москвой. Если прогресса нет, то стоило бы встретиться именно для того, чтобы такой прогресс появился. И уж совсем странно, использовать в качестве повода для отмены саммита невыдачу Россией беглого шпиона из Америки, который поведал о многих неприглядных сторонах деятельности американских спецслужб. Будем надеяться вместе с Борисом Соколовым, что отменой саммита новое обострение отношений между нашими странами и ограничится, и дело не дойдет до совсем уж больших неприятностей.
* * *
Как и предполагалось, сентябрьский саммит президентов России и США оказался отменен из-за дела Эдварда Сноудена. Американская администрация дает понять, что сентябрьская встреча Барака Обамы и Владимира Путина в Москве не состоится из-за того, что беглый сотрудник АНБ получил в России временное политическое убежище.
Вероятно, препятствия к сентябрьской встречи могли быть устранены в случае, если бы Сноуден до начала августа покинул бы пределы России и благополучно обрел постоянное политическое убежище где-нибудь в Латинской Америке. Но и в этом случае тоже мало что изменилось бы, поскольку было бы трудно доказать, что Сноуден покинул Россию и получил убежище в какой-то третьей стране без содействия со стороны российского правительства и российских спецслужб.
Теперь уже очевидно, что длительная задержка беглого шпиона в Москве значительно ухудшила российско-американские отношения. И все же это ухудшение остается в допустимых пределах российско-американских отношений. Вероятно, оптимальным решением для России в свое время было бы сразу же отправить Сноудена из Москвы в Гавану. Тогда бы нынешний скандал не смог набрать обороты.
Однако соблазн попытаться заполучить американские секреты сыграл с российским правительством и спецслужбами злую шутку. Теперь случай Сноудена привел буквально на пустом месте к возникновению кризиса в российско-американских отношениях. Разумеется, выдавать беглеца Америке Россия не будет. Подобная выдача означала бы унижение для великой державы и демонстрацию высокой степени зависимости России от США, которой на самом деле нет.
И в Вашингтоне, конечно же, не рассчитывали на то, что Россия собирается отправить беглого шпиона в Соединенные Штаты. Американской администрации важно было только продемонстрировать, что она будет преследовать Сноудена по всему миру, чтобы возможным последователям Сноудена в рядах американских спецслужб было неповадно.
В то же время, не следует преувеличивать значение нынешнего кризиса в отношениях между Россией и США. Конечно, он достаточно неприятен, но отнюдь не смертелен.
Действительно, нынешнее состояние российско-американских отношений не внушает оптимизма. Конечно, Обама хотел бы договориться с Путиным о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений. Однако шансов на успех здесь в ближайшее время практически нет.
Дальнейшее сокращение числа термоядерных боеголовок и их носителей вообще вряд ли возможно.
Во-первых, потому, что такое сокращение российского ракетно-ядерного потенциала может угрожать уже балансу стратегических вооружений России и Китая, поскольку последний никаких ограничений в области стратегических вооружений до сих пор на себя не принимал. Да и США не приходится сбрасывать потенциальную китайскую угрозу со счетов.
Во-вторых, Россия увязывает дальнейшее сокращение стратегических вооружений с достижением соглашения с США по поводу создания глобальной системы ПРО. А в этой сфере между сторонами пока что сохраняются непреодолимые противоречия.
Другая проблема, которая могла бы быть обсуждена на российско-американском саммите, если бы он не был отменен, – это проблема ядерной программы Ирана. Как раз в последнее время появились мнения некоторых экспертов о том, что атомной бомбой Иран будет обладать уже в 2014 году. Вашингтон был бы заинтересован в том, чтобы Москва согласилась на ужесточение санкций против Ирана, полностью прекратила бы поставки Тегерану вооружений, а также, в случае реальной угрозы успешного завершения иранской ядерной программы, согласилась бы на проведение ограниченной военной операции против Ирана и иранских ядерных объектов Соединенными Штатами, Израилем или международной коалицией.
Однако российское руководство не давало никаких сигналов, что оно готово пойти навстречу американским требованиям в иранском вопросе.
Проблема Афганистана в российско-американских отношениях уже сейчас не играет сколько-нибудь существенной роли, а в недалеком будущем, после вывода из Афганистана войск НАТО, может вообще сойти на нет, и эта тема уже не может служить основанием для улучшения отношений между Россией и США.
Важным, безусловно, остается сирийский вопрос. Однако здесь позиции сторон полярно противоположны. Никаких признаков сближения в данном вопросе нет, равно как нет признаков того, в ближайшее время может состояться новая международная конференция в Женеве по сирийскому урегулированию, идею которой выдвинули Россия и США. Можно предположить, что Америка в ближайшее время начнет поставки вооружений сирийской оппозиции (если уже не поставляет их в настоящее время), а Россия продолжит поставки вооружений правительству президента Асада. Контуры какого-либо компромисса в сирийском вопросе совершенно не просматриваются.
Таким образом, в сфере международной политики в настоящее время нет таких проблем, которые могли бы быть решены благодаря реальному взаимодействию России и США, поскольку позиции двух государств оказываются действительно слишком далеки друг от друга.
Российско-американские двусторонние отношения также переживают не лучшие времена. Очевидно, из-за дела Сноудена окончательно сойдет на нет сотрудничество спецслужб двух стран, которое и так не слишком активно. Американский бизнес в Россию не идет, особенно после мощной кампании против ряда законов и судебных решений, принятых в России в последнее время. В связи со значительным сужением поля для российско-американского сотрудничества, даже в том случае, если сентябрьский саммит все же состоится, максимум, что привезет Обама из Москвы, – это какое-нибудь соглашение о сотрудничестве в научно-технической сфере, что никак нельзя будет представить крупным внешнеполитическим успехом.
Отмена саммита ни в одной из стран не станет большой сенсацией и не сможет существенно ухудшить внутриполитические позиции ни Путина, ни Обамы. Хотя, пожалуй, для американского президента такое развитие событий будет все-таки большей неприятностью, поскольку наглядно засвидетельствует окончательный крах затеянной им российско-американской «перезагрузки». Ее Обама считал одним из немногих своих внешнеполитических достижений.
Утверждения, что предоставление политического убежища американскому агенту может привести к откату во взаимоотношениях двух стран, вряд ли основательны, просто потому, что откатываться им особенно некуда.
Они и так уже на крайней точке.
Дальше уже – некое подобие новой «холодной войны». Однако в возвращении к временам былого противостояния ни в России, ни в США не заинтересован буквально никто. По этой причине российско-американским отношением суждено оставаться на нынешнем уровне достаточно долго, и инциденты типа дела Сноудена будут возникать в них все чаще. Однако дальнейшее их ухудшение представляется невероятным, хотя бы из-за действия глобального китайского фактора. США в отдаленной перспективе рассчитывают включить Россию в экономическое противостояние с Китаем. На это противостояние, несомненно, направлена идея создания Трансатлантической зоны свободной торговли, призванная экономически объединить НАФТА (США, Канада и Мексика) и Евросоюз.
Россия пока что слишком слаба экономически, чтобы участвовать в этом процессе. Но в случае, если в обозримом будущем удастся сотворить «российское экономическое чудо», то будущую Трансатлантическую зону свободной торговли можно будет распространить далеко на восток.