Terra America

23:10(МСК)
15:10(NY)
12:10(LA)

Автор: Стивен Фортескью
Добавлено: 05.08.2014

События
0
ком
Некролог вместо некролога
Умер известный американский рок-музыкант, поэт и вокалист Лу Рид
Оцените этот контент

Рабинович был дома, но венки выносили, причем регулярно.

Иногда он делал это самостоятельно, выстригая на макушке железный крест, или записывая альбомы типа Metal Machine Music, сокращенно ― МММ.

Боевая награда Третьего Рейха на черепе еврея, гомосексуала и наркопотребителя – это, пожалуй, слишком. Это, как говорится, подержите мой арбуз! О том, что он Рабинович, многие узнали в день его смерти, хотя можно было догадаться, большинство гениев прошлого столетия (а покойный был гениален!) в той или иной степени «рабиновичи».

Когда-то он проходил как Луис Фирбанк, и это лишний раз напоминает мне, слушателю и соглядатаю «живых картин» Лу Рида с сорокалетним стажем, сколько времени прошло за этим неутомительным и скучным занятием – ознакомлением с короткими «нуарами» без лишних слов и спецэффектов.

Чтобы не забыть – о гениальности. «Слава богу, тебя не слышит Брайловский», – в испуге вымолвил бас-гитарист, когда я зачитал ему фразу про «гениальную» способность Лу Рида огибать ноты.

Клавишник Брайловский руководил нашим ансамблем – джаз, абсолютный слух и все такое. Лу Рид определенно был недоступен пониманию лабухов-профессионалов – и чего они с ним там возятся?

Участие первоклассных музыкантов в малоинтересных с точки зрения «настоящей музыки» проектах действительно объяснить трудно. А у нас привыкли ждать объяснений по всем стрёмным вопросам – от южнокорейского боинга до «Эммануэль» (картину представляет киновед).

«Лу Рид? Три аккорда – дешево и сердито»! – откровенничали питерские жулики, которым было не под силу копировать Yes или Steely Dan.

Но даже у самого предсказуемого нонконформиста отыщется компромиссный вариант, какая-нибудь «шняга» для караоке, способная растопить лед обывательского недопонимания.

Например, Perfect Day. Это в раннем альбоме у Элтона Джона она была бы сбоку припека, а нам в самый раз, особенно торжественное фортепиано – почти как у «Машины времени» в композиции «Пока горит свеча».

Лу Рид мало сочинял для других, а другие его мало пели.

Он отметился в двух коммерчески провальных, но безупречных в художественном плане работах с Нильсом Лофгреном и Kiss, а тускловатую Walk On The Wild Side зачем-то перепел по-чешски уже немолодой Павел Бобек

Разговор о творчестве Лу Рида, попытка проанализировать его привлекательные и отталкивающие стороны закономерно сводится к перечислению собственных причуд и суеверий, как подлинных, так и мнимых, то есть – к самооговору.

Кое-кто по-прежнему считает этот способ саморекламы неотразимым, как длинные волосы в середине шестидесятых.

А запретные темы давно перестали быть запретными и превратились в часть обывательского трепа. Когда-то наркоманов называли «морфинистами», затем на смену этому термину пришли «наркоши» и «торчки». Придурок стал называться «социопатом», а уродец «фриком». Чем изощренней и красочней сленг, тем труднее сделать тот или иной порок произведением искусства в строгом смысле этого слова.

Переименовав «голубого» в «гея» мы получаем нечто абстрактное, перед нами очередной человек без родины, то есть – соловей без песни.

Увековеченные Лу Ридом положения и лица напоминают образы и пейзажи стихотворений Эдгара По, которые завораживают, не радуя и не вызывая восхищения.

А зачем вы все это рассказываете мне? – мысленно произносит каждый из нас, понимая, что рядом никого нет.

Компетентных современников Лу Рида по эту сторону Железного Занавеса в мире «голубых» и «морфинистов» быть не могло. Советскому эстету всегда был ближе Фрэнк Заппа.

Подчас от песен Рида коробит. Причем смущает и озадачивает не тематика, а явно умышленные приемы. Для чего это ему? Для чего отталкивать и без того неустойчивую аудиторию?

Тексты? Но в них нет ничего специфически интересного. У Кима Фаули или у Высоцкого ― экспрессивней и сочней.

А тут ассортимент банальностей и штампов: салли, билли, джейн, джим – сколько можно!

Соло? – Нет там никаких «соло». Это вообще какая-то антимузыка, о которой надо бы что-то сказать, а сказать, если честно, нечего.

Даже густые аплодисменты в «живых» записях Лу Рида звучат подозрительно. Сугубо американский артист, сугубо нью-йоркский, не калифорнийский и не детройтский, а именно нью-йоркский. Но что мы знаем об этом из первых рук?

Городская фауна современников Лу Рида давно и поголовно вымерла, и «вписать» себя в нее залетному клоуну – mission impossible. А давно описанные перверсии и продегустированные наркотики вместо желания узнать побольше стимулируют только страх переплатить лишнее.

Собственно, музыкальные особенности Лу Рида будут долго, если не всегда, оставаться вне досягаемости наших всеядных и прожорливых культурологов. Возможно, это и к лучшему.

Когда провинциализм, местечковость и слабоумие служат залогом успеха, люди старой школы, будь то адепты традиции или авангардисты, начинают говорить загадками, предпочитая профанации бойкот и саботаж.

Первое, что вспомнилось мне, когда я узнал, что Лу Рида больше нет, это слова биографии, написанной в начале девяностых кем-то из здешних специалистов: «Хиппи Velvet Underground не восприняли – плохие виброфоны, чувак», – так переводчик понял выражение bad vibes.

Этим сказано все. Раз плохие, значит, плохие. Впрочем, за двадцать лет с «виброфонами» они наверное кое-как разобрались.

Но супы Энди Уорхола еще долго будут мешать прямому восприятию Лу Рида «без консервантов», как мешает абстрактная мазня наслаждению богатейшим наследием традиционной американской живописи.

«Даже у параноиков бывают реальные враги», – любил повторять учитель Лу Рида Дэлмор Шварц.

Старея, люди вспоминают родственников-долгожителей. Тетка Лу Рида прожила сто лет.

Представить себе человека, который бы искренне «расстроился из-за Лу Рида» почти нереально.

По крайней мере, надолго.

Разве что на пять минут.

Пять минут расстройства, это, конечно, мало.

Хотя кто в наше время может рассчитывать на десять?

 

К этой статье Terra America рекомендует:


Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.