Terra America

08:12(МСК)
00:12(NY)
21:12(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

События
0
ком
Популяризатор политики и науки
Ушел из жизни писатель, которого можно было назвать современным Жюль Верном
Оцените этот контент

Умер Том Клэнси – один из самых интересных литературных феноменов. Шестьдесят шесть – это очень мало по западным меркам, в которые уложились недолгая служба в армии (его комиссовали по зрению), колледж, два брака, финансовый успех и литературная слава.

За это время Клэнси успел стать не только знаменитым писателем, но и создать вокруг себя целую структуру, связанную с литературой не напрямую.

Во-первых, технотриллеры (это слово неловкое, но другого для описания этого жанра не придумали) Клэнси очень удобны для экранизации – и есть буквально миллионы людей, что книг этих не читали, а вот «Охоту за “Красным Октябрём”» или «Игры патриотов» видели.

Клэнси очень рано понял этот закон успешной массовой литературы – если она не может быть легко превращена в сценарий, то это не только не массовая литература, но и даже не успешная.

Более того, современная массовая культура – это неразлучная троица: книга-фильм-игра. Игра, компьютерная (а ещё и иногда настольная) – это неотъемлемая часть успеха.

С 1996, кажется, года под именем Тома Клэнси выпущен целый ворох компьютерных игр, которые так и назывались – «Tom Clancy’s (и дальше собственное название)».

Но эта стратегия общая – даже если Клэнси писал про вампиров.

Но славу американскому писателю составили книги особого жанра – смесь политики и техники.

Он успел создать целый мир – альтернативную историческую реальность, в которой реальные страны причудливо сочетаются в разных альянсах, вспыхивают неслучившиеся войны и заключаются невероятные соглашения.

Причём Клэнси, конечно, не угадал нового кроя карты после 1991 года – этого никто не угадал, а писатели-фантасты и вовсе никогда не были никакими предсказателями.

И тут можно сделать рисковое сравнение – Клэнси это такой современный Жюль Верн, который рассказывает современному читателю не о географии, не о свойствах огня и пара, а о смеси политики с технологиями. Огонь, пар, дизель и атом тоже, впрочем, присутствуют.

Если внимательно присмотреться к текстам великого француза, то видно, как интрига то и дело прерывается просветительскими лекциями. Вот уж казалось, путники устали, и пора бы завалиться спать, но кто-то из них встаёт посреди поляны и произносит речь о флоре и фауне этих мест, не забывая ввернуть пару латинских названий. Именно поэтому сюжеты Жюля Верна остались как бесконечная основа для интерпретаций, но читать его в двадцать первом веке тяжело не только подросткам.

С Клэнси дело обстоит чуть иначе. Пока современные технические детали интересны всем – а пройдёт лет сто, и чтение это будет сродни ломоносовским описаниям физических опытов. Слог будет казаться причудливым, но не так, чтобы привлечь миллионы. Но гадать о будущем литературы – неблагодарное дело.

Но в отличие от Жюля Верна, не ассоциирующегося с политикой (хотя временами он и шипит в адрес немцев, хвалит американскую демократию и его герои, отвлёкшись от погони, произносят часовые речи, бичующие рабство), так вот, в отличие от предшественника-француза, Клэнси к этим бесконечным и чуть унылым описаниям прибавил важную долю политического. Даже нет, он прибавил в свои рассказы технологию насилия.

Эти описания оружия, механизмов принятия решения, и множество тех деталей, что возбуждают обывателя.

А разговоры об оружии всегда обывателя возбуждают, потому что в них он чувствует себя сильнее, оттого, что он причастен к некоей силе. Вот это-то и понял Клэнси, новый Жюль Верн.

При этом его книги – это все же литература.

Только литература особого рода – писатели, которых общественное сознание прочно связывает с заклинанием «настоящая литература» тоже не брезговали просветительством. Но Толстой, описывая ружьё, сразу вспомнил бы о мужике, о бессмысленности войны и о бездарности генералов. В общем, вывел бы мораль.

Бабель бы придумал к работе пулемёта ворох южных сравнений, и эта страница пахла бы пылью польских дорог, горячей сталью вскипевшего кожуха и массой иных поэтических подробностей.

Но это – та литература.

Клэнси так не умел делать, но это ему было и не нужно. Успех достигался и суконным языком, простым описанием, взятым напрокат из технологической инструкции.

Цитату вспомнил не я – но грех не воспользоваться этим известным текстом, обнажив, так сказать, приём: «Таймер внутри корпуса бомбы достиг отметки 17.00.00, и механизм начал действовать».

«Во-первых, началась зарядка высоковольтных конденсаторов, и маленькие пиротехнические устройства, находящиеся рядом с резервуарами трития на обоих концах бомбы, сработали. Они толкнули вперед поршни, выдавливающие тритий через узкие металлические трубки. Одна трубка вела в первичное взрывное устройство, другая – во вторичное.

Пока что события развивались сравнительно медленно, а главной задачей являлось смешение дейтерида лития с легко расщепляющимися атомами трития. Прошло десять секунд.

В 17.00.10 таймер послал второй сигнал.

Наступило нулевое время.

Конденсаторы разрядились и послали импульс в сеть деления. Длина первого провода составляла пятьдесят сантиметров. На это потребовалось 1,75 наносекунды. Импульс попал в сеть деления через криотронные переключатели, в которых использовался самоионизирующийся радиоактивный криптон; разряды в криотронах были синхронизированы с поразительной точностью. После компрессии для необходимого повышения силы тока делительная сеть послала этот импульс по семидесяти различным проводам, каждый из которых был ровно в метр длиной. Чтобы пройти это расстояние, импульсам потребовалось 3 наносекунды.

Импульсы достигли детонаторов в одно мгновение, строго одновременно. У каждого из взрывных блоков было три детонатора, и ни один из них не подвел. Детонаторы представляли собой маленькие проволочки, достаточно тонкие, чтобы поступивший импульс мог моментально их испарить. После этого импульс поступил в сами блоки, и процесс физической детонации начался через 4,4 наносекунды с того момента, как таймер послал свой сигнал. Результатом был не взрыв, а имплозия, то есть взрывная сила была направлена главным образом внутрь.

Эти блоки взрывчатого материала на самом деле имели очень сложную слоистую структуру и состояли из двух веществ, причем каждый слой был покрыт пылью из легких и тяжелых металлов. В каждом блоке наружный слой состоял из сравнительно маломощного взрывчатого вещества, скорость детонации которого едва превышала 7 тысяч метров в секунду. Взрывная волна в каждом блоке распространялась радиально от детонатора и быстро достигала края блока. Поскольку блоки детонировали снаружи внутрь, взрывной фронт через блоки распространялся к общей центральной точке. На границе между маломощным и мощным взрывчатыми веществами находились пузырьки – их называли пустотами, которые начали менять сферическую взрывную волну в плоскую, снова подвергающуюся фокусировке для того, чтобы попасть точно в свою металлическую цель, именуемую пускателем.

Каждый пускатель представлял собой тщательно обработанную деталь строго определенной формы из сплава вольфрама и рения. Именно по нему ударяла взрывная волна, двигающаяся со скоростью более 9800 метров (6 миль) в секунду. Внутри детали из вольфрама и рения находился сантиметровый слой бериллия. За ним был еще один слой, на этот раз урана-235 в один миллиметр толщиной; несмотря на то что он был на порядок тоньше, весил он почти столько же, сколько и слой бериллия. Вся металлическая масса двигалась через вакуумированное пространство, и, поскольку взрыв фокусировался на центральной точке, истинная скорость сближения противоположных сегментов бомбы составляла 19600 метров, или 11,5 мили в секунду.

Центральной точкой, куда были направлены сила взрыва и металлы, являлись 10 килограммов (25 фунтов) радиоактивного плу-тония-239. По форме он представлял собой стакан, верхняя часть которого была отвернута наружу и вниз к основанию, образуя две параллельные стенки. Плутоний, который и в обычных условиях плотнее свинца, подвергся дальнейшему сжатию давлением взрыва, превышающим миллион атмосфер. Этот процесс должен был осуществиться очень быстро. В плутонии-239 содержалось небольшое количество плутония-240, а этот изотоп еще менее устойчив и склонен к преждевременному взрывному распаду. Наружная и внутренняя поверхности сжимались и сгонялись к геометрическому центру бомбы.

Заключительный этап осуществлялся устройством, называемым зиппером. Это устройство, которое приводил в действие третий сигнал все еще исправного электронного таймера, представляло собой миниатюрный ускоритель частиц, очень компактный мини-циклотрон, внешне удивительно схожий с ручным феном для сушки волос. Он выстреливал атомами дейтерия в бериллиевую мишень. При этом образовывались нейтроны, летящие со скоростью в одну десятую скорости света по металлической трубке в центр первичного взрывного устройства, именуемого шахтой. Расчеты были произведены с такой точностью, что нейтроны проникли туда в тот самый момент, когда плутоний достиг половины своей наивысшей плотности».

Это «Все страхи мира», 1991 год, автор в самом расцвете – и его метод как на ладони.

Ну, да – это не литература в прежнем понимании этого слова. Из какого-нибудь Литературного института автора бы за такие тексты выгнали, но всё дело в том, что Клэнси не учился в литературных институтах. Он, правда, учился литературе в колледже, но за океаном, как известно, всё устроено иначе.

В текстах он манипулировал подобными описаниями и мелкими деталями, управлял ими, как дирижёр гигантским оркестром.

И подкупал читателя чувством сопричастности техническому знанию и политическим тайнам.

Но неверно думать, что читатель листает энциклопедию.

Иначе говоря, не стоит использовать книги Клэнси как энциклопедию – потому что хоть у него и были хорошие информаторы и референты, но очень часто эти мелкие детали оказываются развесистой клюквой. Каждому это видно в своей области, но человеку пожившему в СССР очевидно, что вероятный противник американцев описан в стиле «бондианы».

Неужели чрезвычайно популярному и имевшему знакомства в разных силовых структурах Клэнси было невозможно найти точную советскую фактуру? Можно, но не нужно.

Для успешной книги, которую читали и американцы и русские, это не нужно.

И так всё получилось. 

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.