Terra America

17:12(МСК)
09:12(NY)
06:12(LA)
Эдиториал
0
ком
Капитализм на лоне природы
Оцените этот контент

Лето – сезон миграции, в том числе отпускной. Среднестатистический москвич или обитатель Нью-Йорка покидает свое городское убежище и «выползает на солнышко», будь оно хоть во Флориде, хоть в Подмосковье. Однако к «загородной миграции» склонны не только отдельные люди, но и целые предприятия. Желание привлекать с каждым годом все более редкие и все более ценные высококвалифицированные рабочие кадры побуждает корпорации искать расположение для новых зданий подальше от традиционных индустриальных районов. К концу двадцатого века в пригородах Америки расположилось даже больше офисных площадей, чем в городах, к которым они прилегают. Сегодня многие из этих загородных корпоративных комплексов окружены простирающимися до горизонта зелеными газонами и рощицами деревьев, искусно выращенными на прилегающих территориях, а ландшафтные парки этих резиденций компаний-гигантов стали неотъемлемой частью американского градостроительства.

Луиза Мозинго – профессор кафедры ландшафтной архитектуры и экологического планирования в Университете Калифорнии, посвятила описанию этого явления целую книгу под названием: «Пасторальный капитализм. История ландшафтов пригородных корпораций»[1]

Пионером корпоративной миграции в сельскую местность стала компания AT&T Bell Laboratories еще в далеком 1942 году. Тогда AT&T Bell Laboratories принимает решение оставить тесную штаб-квартиру на Манхэттене и переехать на участок площадью 213 акров[2] в штате Нью-Джерси. Компания мгновенно столкнулась с сопротивлением со стороны местных жителей, недовольных таким соседством. Однако ее руководство хорошо подготовилось: разработать проект новой штаб-квартиры поручили фирме, специализирующейся на ландшафтном дизайне – знаменитой Olmsted Brothers[3], широко известной своими проектами парков и других общественных пространств. Кроме того, на встрече с местными чиновниками президент компании Фрэнк Джуетт (Frank Jewett) сравнил этот проект с «миниатюрным колледжем или университетом».

Ассоциации с академическими проектами, роскошное ландшафтное решение от Olmsted Brothers плюс «маленький пустячок» в виде революции в радиоэлектронике с изобретением транзисторов – и вот, в 1952 году, Fortune объявляет новую штаб-квартиру AT&T Bell Laboratories «Величайшей индустриальной лабораторий в мире».

В противовес попыткам бизнес-предприятий имитировать академические формы, в 1950-х годах университеты занялись поиском приемлемых бизнес-моделей. Стэнфордский университет, которому, согласно завещанию его основателя, запрещено продавать свои земли, начал сдавать свои площади в долгосрочную аренду высокотехнологичным компаниям. Так был заложен фундамент «Стенфордского индустриального парка», раскинувшегося на живописных просторах университетских угодий. Уже в 1953 году компания Varian Associates переехала в первое здание, арендованное у Стэнфорда. Вслед за ней последовали компании Eastman Kodak, Hewlett-Packard, General Electric, Shockley Transistor Laboratory of Beckman Instruments, Lockheed и другие. Это оказалось гениальным управленческим решением – университет раздобыл необходимые ему деньги и создал союз технических компаний и своих научно-исследовательских лабораторий, а Америка получила мощный стимул к порождению Кремниевой долины.

Вообще все эти парки-офисы[4] появились в тот момент, когда децентрализация американских городов достигла своего пика. Децентрализация породила ту самую субурбию, судьба жителей которой целиком зависит от обладания автомобилем, а пастораль в виде утопающих в зелени пригородов стала живым воплощения американской мечты. Зелень, пишет Луиза Мозинго, ассоциировалась с добром, и «пасторальный капитализм» присвоил эстетику и моральный кодекс пригородных общин. Словно гордый своим газоном домовладелец, корпорации отныне трактуют окружающий их пейзаж как символ высокого статуса и добропорядочности.

Вспоминая о наших «гордых землевладельцах», думаю, что повторение этих пасторальных (в смысле – идиллических) капиталистических историй на отечественной почве так же вряд ли возможно, как и возникновение «одноэтажной Америки» в Подмосковье. Обязательно проявится наша российская специфика – с незаконно купленными-отнятыми землями, корпоративными заборами и полной отгороженностью от окружающей действительности (в противовес американской действительности, где жители пригородов, куда вторгались корпорации, очень быстро сделали ставку на сотрудничество и коммерчески выгодное для них добрососедство с компаниями-гигантами).

Для нас воплощением «загородных» корпораций с человеческим лицом остаются пока только огромные торговые центры. Вместо парков с элементами ландшафтного дизайна их окружает бетонные парковки, а элементы «зелени» и прочее необходимое для этого дизайна они пока просто продают.

Правда, рост числа бетонных парковок вокруг заграничных «пасторальных корпораций» – это тоже тенденция. Пока компании-гиганты отчитывались о работе, проделанной на ниве развития сотрудничества с окружающей средой и повышением общего уровня экологичности, другой стороной медали этой деятельности стал рост количества купленных машин – все-же работникам и жителям корпоративных кампусов необходимо поддерживать связь с элементами разбросанной вокруг инфраструктуры. А появление элементов этой необходимой инфраструктуры вокруг корпоративных комплексов постепенно превращает тихий сельский уголок во что-то все более далекое от идеала.

Мощнейший творческий заряд, который получила капиталистическая Америка от преобразованной и обустроенной окружающей среды, дружелюбной ее корпоративному обитателю, постепенно уступает место другим формам вдохновения. Устав от пробок и автомобилей, отсутствия необходимой развлекательной и образовательной инфраструктуры в пределах шаговой доступности, средний класс потянулся обратно в города. Вслед за людьми обратно в города в Америке мигрируют и корпорации. Например, ссылаясь на транспортный фактор, United Airlines сокращает свою деятельность в пригороде Чикаго и возвращается прямо в центр города, в штаб-квартиру, расположенную в самом известном чикагском небоскребе. Примеру этой компании следуют и другие корпорации-гиганты. И хотя аренда загородного офиса по-прежнему дешевле, чем в центре города, арифметика низких ставок проигрывает другим экономическим и социальным факторам: как когда-то бизнес переехал в пригород в поисках талантливых рабочих кадров – представителей среднего класса, – так теперь корпорации могут последовать за своими сотрудниками обратно в города.

За последние полвека американский пригород пережил и массовый приток среднего класса, и нашествие корпораций. Американцы выработали различные формы создания местных сообществ, а корпорации переняли у пригородных общин морально-этический кодекс, прикинувшись добропорядочными соседями и окружив себя символическим газоном в несколько десятков гектаров, а следующие десятилетие наверняка приведет к появлению новой формы обустройства пространства для жизни людей и работы корпораций. Эта поразительная динамичность развития, высокая мобильность американцев и американских компаний подарили своей стране не только множество эффективных бизнес-сочетаний и различных производственных моделей, но и реальное динамичное изменение социальной структуры городов и пригородов.

Мы можем наблюдать за развитием событий, словно на огромном полигоне, и уже сейчас можем учесть негативный опыт США. Мне кажется, было бы просто глупо им не воспользоваться..


[1] Louise Mozingo «Pastoral Capitalism. A History of Suburban Corporate Landscapes»

[2] 213 акров - примерно 86 га. Для сравнения площадь «Сколково» – 400 га.

[3] Компания Olmsted Brothers была выбрана не случайно: это одна из старейших американских фирм, занимающихся разработкой ландшафтных проектов, а братья Олмстед входили в число членов-основателей Американского общества ландшафтных архитекторов (ASLA) и сыграли важную роль в создании Службы национальных парков (National Park Service). Их отец, Фредерик Лоу Олмстед, был известнейшим ландшафтным  дизайнером Америки – его называют отцом-основателем ландшафтного дизайна (в частности, его перу принадлежит проект Центрального парка в Нью-Йорке и множества парков по всей Америке).

[4] Луиза Мозинго в своей книге различает целых три формы «корпоративного пейзажа» – корпоративный кампус, корпоративное поместье, а также офис-парк.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.