Terra America

15:16(МСК)
07:16(NY)
04:16(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
XCOM – шахматы будущего
Вышел римейк главной тактической стратегии
Оцените этот контент

XCOM: Enemy Unknown – это пошаговая тактическая стратегия для взрослых невозмутимых мужчин.

Здесь ценятся лишь два качества: хладнокровие и расчет. По совместительству, XCOM – королевская игра, в далеком 1993-ем году положившая начало самому жанру походовых тактических стратегий. XCOM, как и Civilization, как и Dune 2, как и Wolfenstein относится к играм-черепахам, на которых стоит современный мир компьютерных развлечений. К играм, породившим целые жанры, целые индустрии, десятки и сотни проектов-подражателей, ставшим легендами, эталонами, на которые до сих пор равняется вся компьютерно-игровая индустрия. Спустя 19 лет после выхода первого XCOM на свет появился его римейк, созданный студией Firaxis и знаменитым Сидом Мейером (отцом Civilization, отцы XCOM братья Галлопы в разработке участия не принимали).

Спустя 19 лет у вас по-прежнему в подчинении группка слабых, жалких солдат. У вас по-прежнему темная, полная закоулков, мест для засад и мест для укрытий, карта. И против вас по-прежнему толпы прячущихся во тьме инопланетян. Быстрых. Смертоносных. Способных убить весь ваш отряд всего лишь за один ход. У вас против них лишь одно оружие – ваш разум. Вы планируете движение отряда, стараясь закрывать все сектора обстрела. Вы ювелирно располагаете бойцов перед каждой дверью, которую собираетесь открыть – за ней может скрываться невообразимое. Вы занимаете господствующие высоты. Вы поджигаете здания, выгоняя из укрытий нечисть. Вы ювелирно используете специальные способности каждого бойца и его уникальное вооружение. Вы убиваете одну тварь за другой, хладнокровно, жестоко, выбирая огневые позиции в соответствии с гайдом американских морпехов по городскому бою, который когда-то прочли. Вы близки к победе, остается лишь несколько тварей – и в этот момент вы расслабляетесь, приказываете сделать перебежку дальше, чем надо, приказываете сбиться всем в одну кучу, приказываете идти напролом. И в этот же момент вы проигрываете, едва успев увидеть вылетающую из-за угла вражескую гранату.

XCOM не прощает ошибок.

Это роскошная игра, в которой надо думать. У вас есть штурмовики, которые бегают дальше всех, но чьи дробовики подходят лишь для ближнего боя. У вас есть тяжелая пехота, таскающая пулеметы и ракетометы – всего одна ракета на задание, как ее потратить? У вас есть снайперы, бьющие далеко, но беспомощные вблизи. У вас есть поддержка с аптечками и дымовыми гранатами, но без боевых навыков. Позднее у вас появятся псионики, способные брать под контроль вражеские войска силой разума. Но как скомпоновать отряд? Кого взять на задание? Какое оборудование им выдать? Положить аптечку, гранату или оптический прицел? Вдобавок ко всему, бойцы получают опыт и растут в званиях, с каждым званием открывая новые навыки (вы можете взять лишь один из двух на выбор), и вам приходится решать, что важнее – способность снайпера двигаться и стрелять в один ход или его же способность бить по целям, замеченным другими бойцами отряда?

Решения, решения, решения... а затем любовно одетый-обутый, вымуштрованный, с хитрым расчетом собранный отряд приходится отправлять туда. В ночь. Во мрак. К доносящимся из неизвестности пугающим звукам пугающих тварей. XCOM заставляет бояться за бойцов, заставляет переживать за ветеранов, заставляет дергаться при каждом шорохе – тем более, что в условиях полностью разрушаемого окружения действия врагов непредсказуемы. Казавшийся надежным укрытием грузовик загорается и разлетается на части, стена плавится от плазменных выстрелов, оставляя ошалевшего бойца без защиты, целые этажи загораются и опадают кусками горящих балок, полностью меняя геометрию боя, заставляя вас постоянно двигаться, менять позиции, отслеживать фланги, чувствуя себя посредине инопланетного штурма Грозного (к слову, одна из игр-подражателей оригинального XCOM – отечественная «Альфа-Антитеррор», посвященная войне в Чечне. Играть в нее, впрочем, невозможно).

Вдобавок ко всему, игра периодически включает режим камеры «из-за плеча», повышая эффект присутствия в горящем и взрывающемся аду, где один неверный ход означает смерть. Причем из-за гибели одного бойца могут запаниковать все остальные, начав палить куда попало и провалив всю операцию за минуту.

Хождение по лезвию бритвы – вот что такое XCOM.

Вернувшись с задания, вы попадаете на подземную базу, где вам необходимо строить лаборатории и мастерские, изучать тела пришельцев и их технологии, пытаться изготовить новое оружие и оснастить им войска. Кроме того, вы запускаете спутники для отслеживания активности инопланетян, закупаете и вооружаете истребители для перехвата их летающих тарелок, и – самое главное! – контролируете панику в финансирующих вас странах. Не отвечая на запросы об атаках пришельцев (а отвечать иногда не хочется – раненые бойцы могут неделями валяться в госпитале, выезжать на задание с составом ничего не умеющего молодняка – тот еще триллер), вы добьетесь того, что целые континенты погрузятся в черную панику, перестав отчислять вам деньги на дальнейшую деятельность.

Впрочем, борьба с захватчиками имеет четкую цель – периодически возникают сюжетные миссии вроде штурма подземной базы инсургентов, по выполнению которых вы становитесь ближе к окончательной победе над злом. Но не спешите побеждать, остановите мгновение – к концу игры начинается самое интересное. Ваши солдаты учатся летать, становиться невидимыми, крушить нечисть силой разума, враги тоже сильно меняются (вместо сереньких пришельцев на сцену выходят ходячие кибернетические танки), и XCOM сияет во всем великолепии, с хитрыми тактическими комбинациями, чудовищными боями сразу на нескольких этажах и безумными перестрелками с ордами хитрых, отлично вооруженных тварей.

Графическое исполнение XCOM выше всяких похвал – игра создана на основе технологий Unreal, с прекрасными спецэффектами и отличной детализацией уровней. Парижские кладбища. Московские стройки (с узнаваемыми кабинками биотуалетов). Наполовину обрушившийся мост «Золотые ворота». Супермаркеты. Правительственные здания. Парки. Военные базы. Жилые кварталы. Леса. Внутренности летающих тарелок с мерцающими перегородками. Космические базы и космические корабли.

XCOM не дает вам заскучать, забрасывая вас то в немецкий лес во время проливного дождя, то в индийский муниципалитет на жгучем, жгучем закате, который вскоре подкрашивают оранжевые вспышки взрывов. На домашней же базе вас ждет множество прекрасно анимированных персонажей, то и дело обращающихся к вам с предложениями, вопросами и запросами, а также фирменный знак XCOM – мерцающая голограмма земного шара, по которой вы отслеживаете активность пришельцев.

Отдельно стоит отметить звуковое оформление: прекрасны как голоса всех персонажей (само собой, что за науку у вас на базе отвечает женщина со зловещим немецким акцентом), так и собственно музыка, меняющаяся в зависимости от ситуации на поле боя, от рвущих динамики ударных в самый разгар сражения до тихого, пугающего эмбиента в те моменты, когда вы не можете обнаружить врагов, гадая, где они прячутся.

XCOM похож на шахматы будущего: ваши фигуры, вражеские фигуры, четкие правила, фактор неизвестности и разрушающаяся, постоянно меняющаяся доска уровня. Решения тоже шахматные: приходится просчитывать на несколько ходов вперед, пытаясь предугадать реакцию противника. И удовольствие тоже шахматное – после удачного боя вы чувствуете характерный прилив крови к мозгу, а после, уже выключив игру, мысленно возвращаетесь то к одной, то к другой ситуации, пытаясь понять, как можно было походить еще в данном случае.

Если вы поклонник оригинального XCOM 1993 года или просто любитель хороших стратегий, то обязательно поиграйте в новый XCOM, это кандидат на звание лучшей стратегии 2012 года. Если же вы никогда в компьютерные стратегии не играли, то XCOM – прекрасный повод начать, там предельно понятный режим обучения и мягкая кривая сложности, постепенно приучающая вас к этому прекрасному виду досуга, требующему лишь двух вещей: хладнокровия и расчета.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.