Terra America

18:47(МСК)
10:47(NY)
07:47(LA)
Люди
0
ком
White trash
Кто они – герои локального сопротивления?
Оцените этот контент

1

– Глянь-ка на ушлепков. Езжай с ними вровень. Щас они уссутся от страха… – говорит водителю синего грузовичка, что в Штатах зовут «трак», сухопарый фермер с жировой шишкой на шее. Не спеша машина догоняет «Харлей». Не спеша он достает дробовик. Не спеша направляет на мотоцикл. И говорит тихо, без зла:

– Хочешь – вышибу мозги?

Обтянутый перчаточной замшей средний палец, поднятый усатым и косматым парнем на «Харлее», вроде, не злит его. Он спрашивает вновь:

– А чо не стрижешься?

Молчание.

С тенью улыбки на тонких губах, мужик жмет на спуск.

Bang!..

Мотоцикл – вон с шоссе. Ездок на земле. К нему спешит спутник. «Трак» катит

прочь…

– А-ну, вернемся, – говорит тонкоротый с ружьем.

Друг раненого спешит за помощью. «Трак» медленно едет навстречу. Bang!.. И новый «Харлей», потеряв колесо, летит в пряные травы Дальнего Юга.

Взрыв!

Конец.

Кто помнит фильм «Беспечный ездок»[1]? Ну да, тот самый, где Питер Фонда, Дэнис Хоппер и, примкнувший к ним Джек Николсон, катят на «сынах Давидовых» из easy going[2] Калифорнии в hard core[3] Луизиану. И – далее.

 

На дороге в Сент-Луис у расслабленных философствующих контркультурщиков-неформалов-калифорнийцев всё хорошо. Пока не встречают они иных – напряжных, «квадратных», тупых, предельно обычных рэднэков. Америка являет им мурло своего мещанина. И вот на лесной стоянке после очередной беседы о высоком, подкравшаяся гопота забивает спящего Николсона бейсбольными битами. А скоро – иная гопота и в другом месте – без особых разговоров расстреливает уцелевших easy rider’ов.

* * *

Рэднэки (еще их называют white trash[4]) – это вечный кошмар интеллектуалов и либералов. Рэднэки – сонмище тех, без кого интеллектуалы хотели бы видеть Америку и мир. Но – не могут. Ибо рэднэки в них есть.

Прожженные, вооруженные, порой взбешенные. С глотками лужеными. С кулаками чугунными. Старые и юные. Не читающие книжки, убивающие хипстеров прямо на дороге, воняющие пивом, жрущие хот-доги. У них смердят подмышки, дыхание и ноги. Они грубы, безграмотны, наглы, самодовольны. Они орут коммерческое кантри. В стейтсонах и бейсболках, с картинками футболках и неполиткорректных наколках, бородатые и бритые, жирные и хилые, столь схожие с бандитами и, в конечном счете, постылые – с вечным флагом конфедерации[5] в необычных местах на устах. Они внушают умникам из Гарварда и Принстона немалый страх. А где страх – там и презрение.

Жители мегаполисов считают их людьми уж точно не первого сорта. Но не говорят об этом публично, так как это неполиткорреткно.

2

Но откуда взялись эти слова – рэднэк и white trash? Их породил народ. Рэднэк дословно значит красношеий (red neck). Так горожане звали фермеров и рабочих в глубинке – на Юге и Аппалачах. В ходе полевых работ – скажем, пахоты под палящим солнцем, шея быстро «сгорала» – краснела. В советской культуре это называлось «загар тракториста».

Благодаря ему рэднэки и получили свое имя: деревенщина (со всеми ее причиндалами – отсталостью, неграмотностью, бескультурьем, тупостью, пьянством, склонностью к штампам (пропагандистским и рекламным) и к насилию).

Могут они звучать и как наши – быдло, гопота. А могут как гордые звания...

Но понятия утратили сугубую деревенскость. Теперь так зовут и горожан, сочетающих такие черты как радикальный консерватизм, лояльность крайним протестантским учениям, чрезмерную раскованность в сексе, социально-политическую ограниченность, «кока-кольный патриотизм»[6], неприязнь к меньшинствам, новым видам искусств и социально-политических движений, ненависть к чужому и разному.   

Кроме того, социальные слои, именуемые рэднэки и white trash породили стереотипы. Причем с привкусом расизма. В том смысле, что бедность, неграмотность, склонность к инцесту и насилию стереотип вменил цветным. Быть белым но бедным стало позором. Так все прочие (пусть с исключениями – ведь средь китайцев и негров есть миллионеры и мэры!) стали просто хламом trash, а белые бедняки white trash.

Средний класс шутит: если вас занесло в Уолл-Март[7], и там всё маячит вонючий тип в грязных шортах и майке типа «я пришиб свою жену», и это так мерзко, что вы думаете: когда ж он уже свалит на своем пикапе – предвкушайте кайф, который словите, когда он найдет свое пиво, но на кассе узнает, что за него не платят фуд-стэмпами[8].

«Белому хламу с красной шеей» приписывают особый образ жизни. Его черты – безразличие к виду своего тела (не ходят в фитнес-центры и едят джанк-фуд[9]), враждебность к властям (федеральным); готовность применить силу (огнестрельное и любое оружие); любовь к спиртному (пиву и самогону); табакокурение (и жевание); жажда экзотических развлечений как то – метание унитазных сидений (вместо подков), прыжки с разбегу в грязный пруд, женские бои в грязи, автогонки (по грязи).      

Всё это рождает клише. У рэднэка: после 30 – большое пузо (пол не важен); большой автомобиль («трак» и тому подобное); большое ружье (чтоб палить по мишеням и убивать людей[10]); большой телевизор (чтоб смотреть гонки); большая любовь к республиканцам (с ними Сара Пэйлин); большой страх перед современностью («эх, была житуха у моего дэдди, безо всей, блин, этой компьютерной муйни»)[11]; большая ненависть к рок-н-роллу, черным, «голубым»[12], «умникам» и федеральным властям; большая склонность сбивать группы «патриотов» (а то – мало ли что?). Их девиз: THE SOUTH WILL RISE AGAIN!

А кто против, пусть валит в Канаду!                 

3

Как и любые клише, эти – преувеличения. Порой вызывающие резкие отповеди.

Не скажу, чтоб рэднэков и белый хлам шибко обсуждали блогеры. Но порой иные обидчивые пишут, что, де рэднэки – это не white trash, а white working class – белый рабочий класс. Они не проедают пособие, а честно живут на зарплату.
И хотя – да, бывают одеты нечисто и пахнут порой невкусно – но оттого, что занимаясь спортом нередко падают на землю и сильно потеют. А что стрелять умеют с тех лет, когда стали ходить, так и детей учат тому же, ибо таков завет отцов основателей.

А что до тех, кто против межрасовых и однополых связей, то да, их много. Но они не ссорятся с соседями, которые сомневаются, что за это надо бить или чего похуже…

Ох и наделала шума книга Джима Гоуда «Манифест рэднэка»[13]. Там про то, что зря «журналы, юмористы и кино стебут неотесанных простофиль из захолустья и трущобные отбросы», что средний класс «привык видеть в рабочем классе сброд обожравшихся бургеров и опившихся пивом», пропердевших диваны трейлеров «свиноподобных чтецов комиксов и растлителей дочерей – расистов c волосатыми задами и гнилыми зубами».

Ненависть к рэднэку, – пишет Гоуд, – замешана на склонности Америки демонизировать саму себя, вместо того чтоб изгнать демонов. Или это – «отражение страха больших городов перед вторжением дебилов из глубинки»? Но разве не каждый горожанин отыщет в роду пару рэднэков? И еще: у рецессии есть добрые стороны. Она отрезвляет. И, быть может, когда «запуганные выпускнички техникумов в отглаженных штанцах и галстучках, с сережками в бровях узнают, что им годами предстоит получать семь баксов с полтиной в час, они перестанут дрожать, слыша слова “рабочий класс”?»
«Возможно, еще один источник страха – хваленая “сдержанность буржуа”. А рабочий класс – он не сдержан. Вы занимаетесь любовью, он – затрахивает в доску. Вы смеетесь, он – уссывается. Вы слушаете музыку, он – хренеет от музона. Вы выпиваете, он – ужирается в жопу. И если ему не вштыривает, это – не спорт.

Вы разучились ловить кайф. А он умеет. Но его кайф – отчаянный, болезненный кайф… Рискованный, кровавый, пугающий, убийственный кайф».

Гоуд спрашивает: почему после взрыва в Оклахома-Сити[14] на всех экранах были мертвые дети? И ни на одном не было детей, убитых в Ираке. Хотя «там их погибло в тысячу раз больше...». СМИ, – пишет Гоуд, – пугают нас призраками. Неполиткорректно стращать богачей “бунтом негров”. Но что мешает запугивать средний класс “вторжением деревенщины”». Ведь правые милиции создают рэднэки – тупые, злобные реакционеры…

– Но, похоже, – заключает Гоуд, – рэднэчья сила в Америке весьма преувеличена.

Ну прямо призыв из советского фильма: «не надо бояться человека с ружьем».

4

Но так ли это?     

Публицистика в США схожа с российской. Правило: звучи громко, разрушай привычки читателя, бросай вызов, развенчивай героев, атакуй признанных, задевай самодовольных. Обличай СМИ, правосудие и стражей порядка. Защищай виновных и опасных: Ку-Клукс-Клан, радикальные милиции, правых сектантов. И тебя будут читать.   

Так и писал Джим Гоуд.         

Его книга в защиту красношеего белого хлама, адресована не ему. А безмятежно скучающему шутнику из среднего класса, что только и ждет, когда его огреют хлыстом прямо по центральной нервной системе. Поэтому книга хорошо продалась. И не была подвергнута остракизму после 11 сентября: не про арабов же писал – про здешних…

* * *

Я дописывал текст, когда узнал о трагедии – теракте в Бостоне. Крупнейшем за 11 лет. Трое убитых (в том числе, восьмилетний ребенок), более 140 раненых.

Версии следствия: «Аль-Каеда» и местные «ультра». Из Бостона пишут: в пользу второй говорит то, что: 1) в бомбах не было мощной взрывчатки; 2) организаторы не заявили о своей ответственности; 3) взрывы были хорошо спланированы, но при огромном скоплении людей погибло 3 человека. Значит, действовали непрофессионалы, целью которых были не жертвы, а протест. Против чего? Политики Обамы? Новых иммиграционных законов? «Засилья черных и “голубых”»?

Не прошло и недели, как выяснилось: теракт на совести братьев Тамерлана и Джохара Царнаевых – выходцев с Кавказа, вероятно, связанных с радикальным исламом. «Могу предположить, что у братьев Царнаевых есть заказчик, – сказал в интервью «Голосу Америки» Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», депутат Мосгордумы Сергей Гончаров, отметивший высокий уровень работы американских спецслужб, и задавшийся вопросом: «Почему теракт совершили чеченцы по национальности, которым Америка ничего плохого не сделала?» Но есть и еще более острый вопрос: а могли совершить теракты белые американцы, которым их родина, казалось бы, и подавно не сделала ничего плохого?

Взрывы прогремели 15 апреля, когда в Массачусетсе празднуют День патриота. Могли «патриоты» из правоэкстремистского подполья решить отметить его кровью?

Американские эксперты считают: могли. В последние годы группы «радикал-патриотов» росли как грибы. Хотя в попытках крупных атак, сравнимых с акциями «Аль Каеды» замечены не были. Впрочем, возможно, они причастны к закладке бомбы на пути следования Марша памяти Мартина Лютера Кинга в штате Вашингтон два года назад.

Эксперт по «домашнему терроризму» Адам Монтелл уверен: «В Штатах куча террористических групп. Начиная с религиозных фанатиков до политических организаций. Раньше мы за ними следили… но в последнее время сфокусировали внимание на международном терроре, забыв о доморощенных идиотах».

5

Но кто эти «доморощенные идиоты»?

Среди них много крайних консерваторов, вооруженных и фанатичных в неприятии другого. Одна из групп – «Армия Бога» – спаяна ненавистью к меньшинствам и абортам и борется с ними. В 90-х ее целями были клиники, гей-клубы и Олимпиада в Атланте.

Группу «Нации Ариев» ФБР считает «террористической угрозой», а RAND – «первой действительно общенациональной террористической сетью». Это неонацистская организация, состоящая из белых, основанная в 70-х годах и существующая до сих пор.

«Служители Финея» – «правые христиане». Они ненавидят смешение рас, секс-меньшинства, евреев и аборты. У них нет руководства и официального членства. Стать «служителем» можно, публично приняв их идеологию и осуществляя ее на деле. «Служители» планировали ограбления банков, а также взрывы в зданиях ФБР и клиниках.

Опасны и праворадикальные террористы-одиночки. Примеры: в 2008 году Джим Адкиссон, одержимый желанием убивать либералов и демократов, открыл огонь в Церкви Единения в Кноксвилле, штат Теннеси, убил двоих и ранил семерых; в 2009 году активист движения против абортов Скотт Рёдер убил врача Джорджа Тиллера; в 2010 году Джеймс ван Бранн открыл стрельбу в Музее Холокоста в столице США и убил охранника.

Есть, конечно, и экстремистские группы левацкого и анархистского толка, такие как «Фронт освобождения Земли» и «Фронт освобождения животных», первую из них, как и «Нации Ариев», ФБР считает «террористической угрозой». Но они выпадают из мира, где живет «белый хлам с красной шеей», так что оставим их вниманию следствия.

6

«Южный центр правовой защиты бедных» – организация мониторящая среду, где действуют «группы злобы», «милиции» и «ультра», описала ситуацию в докладах «Взрыв ”патриотического” движения» (2012 год) и «Год ненависти и экстремизма» (2012 год). Центр приводит цифры:

В США действуют:

  • 196 неонацистских групп (89 сайтов в Сети);
  • 186 групп под брэндом «Ку-Клукс-Клан» (52 сайта);
  • 111 групп белых националистов (190 сайтов);
  • 98 групп скинхэдов под брэндом «Власть белых»/«Белая сила» (25 сайтов);
  • 93 группы нео-конфедератов (25 сайтов).

 

Число подобных групп выросло со 149 в 2008-м до 1360 – в 2012 году.

Возвращаясь к нашим рэднэкам, пометим: сложно сказать, насколько эта среда подпитывает правый экстремизм. Но ее мировидение говорит о том, что это – возможно.

«Движение патриотов» многократно описано. Довольно любопытный его анализ есть на сайте «Института христианских исследований» в статье Ричарда Эбанеса. То, что «Институт» – организация консервативная, делает его любопытным вдвойне. Итак: «многие считают эти полувоенные силы проявлениями конституционных свобод. Другие – незаконными частными армиями. Меж тем …это вооруженное крыло многоликой коалиции, в идеологии которой доминируют три элемента: мятеж, расизм и религия».

Их спаяли четыре фактора: недоверие к властям; страх перед федеральными ведомствами и ненависть к ним; вера в конспирологические теории; чувство, что «бюрократы в Вашингтоне отбросили Конституцию, как помеху своим интересам».

Это – не понимания. Это – ощущения. Они живут не в пространстве разума, а в пространстве эмоций, где фронт проложен между свободными патриотами с одной стороны и федералaми – с другой. Это сообщество контргосударственников. Они верят, что бой с властью неизбежен. Как неизбежна битва Добра и зла, что предрекают проповедники нео-протестантских сект, которым они нередко привержены.

И вот они формируют вооруженные отряды. Паранойя в высоком градусе делает ситуацию взрывоопасной. Их сознание погружено в море сайтов, брошюр и роликов, описывающих чудовищные заговоры. Они верят, что правительство США – игрушка в руках тайных международных сил, стремящихся к мировому господству.

Что-то и кого-то это мне напоминает…

7

Образ «белого хлама с красной шеей» и образ «бойца-патриота» очень схожи. Но не все рэднэки – враги общества, а лидеры милиций – темная деревенщина.

Отнюдь. Среди первых многие палят лишь по тарелкам, а среди вторых – есть интеллигенты с четкой речью и даром политиков. Но поле, где они встречаются – это поле ненависти. К тому, что кажется иным и чужим – центрам власти, вольнодумству и «умничанию», отклонениям от наглухо вбитых норм, разнообразию и развитию.  

Но – с другой стороны – это и пространство приверженности. Стандартам, обычаям, нравам, привычкам, мифам, символам – то есть управляющим знаковым системам, верность коим легка, ибо затем они и созданы, чтобы (если можно – то поколениями) держать «белого рабочего» или «белый хлам» – как ни зови – на той же работе, в той же общине, на том же крыльце, с тем же ружьем.

Но штука в том, что ружье, оказавшись по воле режиссера хоть на театральной, хоть на исторической сцене – как правило – стреляет.



[1] Фильм Easy Rider, 1969. Режиссер Дэннис Хоппер, продюсер Питер Фонда. Премия в Каннах. Внесен Библиотекой Конгресса в реестр лент, имеющих особое культурное, историческое и эстетическое значение.

[2] Easy going – легкий, расслабленный, не напрягающийся.

[3] Hard core – крутой, жесткий, враждебный переменам (так называют материалы, годные для строительства).

[4] «Белый хлам», «отребье», «мусор» – грубое слово в американском английском, означающее белых бедняков, живущих на пособия, в плохих условиях, имеющих низкий социальный статус и уровень образования. Склонных к пьянству и хулиганству. Синоним вульгарности и «жлобства».

[5] Знамя армии Конфедеративных Штатов Америки, воевавших с США в 1861-1865 годах. Косой синий крест и звезды на красном полотнище придумали, чтоб отличать своих в бою (флаг КША напоминал Stars and Stripes северян). Сейчас служит символом бунта, возрождения Юга и ряда субкультур.

[6] Аналог нашего «квасного патриотизма».

[7] Сеть дешевых универмагов.

[8] Особые карточки, которые выдают бедным, чтобы они покупали на них еду. Но купить можно не всё. Стейк, например – да. А вот пиво – не всегда.

[9] «Мусорная еда» – блюда и напитки, в которых много веществ, вызывающих избыток веса и болезни.

[10] Считается, что на любое несогласие, рэднэк реагирует фразой: tell it to my gun! – скажи это моему ружью.

[11] “The times were good back in my daddy's days before computer bullshit”.

[12] Гомосексуальные связи между рэднэками (скажем, по пьяному делу) предосудительными не считаются.

[13] The Redneck Manifesto (1997). Автор – Jim Goad.

[14] Гоуд пишет о теракте в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 г.. До 11 сентября 2001 г. он был крупнейшим в стране. Взрыв разрушил федеральное здание, убил 168 человек, в т.ч. 19 детей, ранил 680. Ущерб составил 652 млн долларов. Следствие установило: теракт совершили правые ультра.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.