Terra America

14:47(МСК)
06:47(NY)
03:47(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
В «Симпсонах» было все…
«Фильм ужасов» как набор цитат
Оцените этот контент

Фильм ужасов «Хижина в лесу», тепло встреченный западными критиками, наконец, добрался и до России. В отечественном прокате он стартует 12 апреля. Картину у нас давно ожидают и прежде всего потому, что российский зритель, подсевший на иглу хороших – а чаще плохих – фильмов ужасов еще в период видео-культуры, давно отчаялся увидеть что-то стоящее в этом жанре. На протяжении 1990-х и 2000-х мы смотрели сиквелы, приквелы, ремейки и экранизации, то есть претворения, повторения и продолжения повторений. Стоит ли упоминать, что среди общего потока всех этих давно избитых сюжетов было не так много хороших картин? Главная прелесть «Хижины в лесу» в том, что она как бы оригинальна и вроде бы должна стать новым словом в жанре.

Однако так ли это на самом деле?

Лента начинается так, как и должен начинаться практически любой молодежный фильм ужасов. Пятеро молодых ребят – две девушки и три парня – собираются на уикенд в загородную хижину, принадлежащую кузену одного из героев. Они приезжают в дом, где быстро напиваются и начинают вести себя иррационально, хотя до того все друзья были трезво рассуждающими и неглупыми ребятами. Причина их бессмысленных поступков, характерных для молодежного хоррора, в том, что параллельно мы наблюдаем за тем, как какие-то загадочные клерки в белых рубашках и галстуках модерируют поездку ребят и все то, что те совершают. Оказывается, клерки контролируют каждое движение героев, и если молодые люди делают что-то не так, их действия корректируют с помощью газа, регуляции температуры или каких иных хитрых приспособлений.

Чуть позже мы выясняем, что ребят должно что-то убить, но вот что именно? Молодым людям предстоит выбрать самим, спустившись в подвал и обнаружив там определенное количество загадочных предметов, которые и призовут в этот бренный мир того или иного монстра. Этим чем-то могут оказаться и зомби, и «семья зомби деревенщин с опасными инструментами» (что, как мы выясняем из содержания ленты, совсем не одно и то же), и водяной, и даже «восставшие из ада».

Ребята выбирают зомби-деревенщин, прочитав на латыни древнее проклятие из дневника маленькой невинно убиенной своими зверскими родителями девочки. Зомби очень быстро начинают уничтожать героев, а офисные клерки им в этом помогают, пуская газ, блокируя двери и делая все прочие вещи в том же духе. И вот, когда почти всех ребят уничтожили, остается добрая половина фильма, в которой и должно произойти самое интересное.

Как и полагается, жизнь сохраняют «последней девушке», непременно девственнице. И хотя она, вроде как выживает, необходимо, чтобы она пострадала. А она, конечно, пострадала.

Хотя первая половина сюжета кажется еще одним фильмом ужасов «как все прочие», и зритель, вероятно, ожидает новаторских идей от второй половины, он обманется в ожиданиях. В популярном сериале «Южный парк» есть прекрасный эпизод, когда герои шоу приходят к выводу, что любую идею в культуре можно обнаружить где-то еще, в частности, они осознают, что все «уже было в “Симпсонах”». И даже из описания сюжета видно, что «Хижина в лесу» – это ссылки, цитаты, аллюзии, реминисценции долгой и доброй традиции фильмов ужасов 1980-х и отчасти 1990-х.

В ленте мы можем наблюдать сцены, идеи и образы из таких картин, как «Зловещие мертвецы», «Пятница, 13», «Восставший из ада», «Куб». И в этом-то нет ничего нового: примерно то же самое сделал, например, Сэм Рейми, снявший в начале 1980-х «Зловещих мертвецов», или Питер Джексон, прекрасно стартовавший «Дурным вкусом» в конце тех же 1980-х. Они брали старые темы и идеи, пытаясь упаковать их в новую обертку. В итоге, сама обертка, то есть черный юмор, размешанный в реках крови, стала их главным кинематографическим приемом.

Дрю Годдард, режиссер «Хижины в лесу», младше этих кинематографистов. Он родился в 1975 году и фактически вырос на других фильмах ужасов, то есть не только на тех, которые нещадно эксплуатировали Джексон и Рейми. Но использует он те же приемы, что и упомянутые мастера жанра. И хотя режиссер не делает акцента на китчевой стилистике, ему не чужд ни черный юмор, ни постоянные цитаты, из которых, по сути, и скроен фильм. Главное, чего пытается добиться Годдард, – это сыграть на сознательной ностальгии зрителей, выросших на тех же самых фильмах, что и он.

К сожалению, из одной лишь ностальгии, пускай и иронической, нельзя сделать хорошее кино. В итоге, лучшие филейные куски огромного количества прекрасных фильмов ужасов, когда-то доставлявших максимальное удовольствие сегодняшним тридцатилетним гурманам, большим любителям «мяса», были брошены в молотильню сценаристов и тщательно перемолоты.

 А отсюда вопрос: зачем делать котлету, пускай и очень вкусную, из сочного и прекрасного стейка? И хотя бургер Годдарда прожарен с кровью, его мясо оказалось слишком сухим и пресным. Но, подчеркнем, голод оно утоляет.

Отметим, что в котлету Годдарда был добавлен секретный ингредиент. Самым приятным сюрпризом фильма является Ричард Дженкинс, своим появлением способный облагородить любое кинематографическое произведение, правда, если он не выступает в главной роли. И в данном случае он, конечно, не выступает и как раз задает иронический тон картины.

Да, «Хижина в лесу» – не продолжение, не экранизация и не ремейк. Что прекрасно. Но идея кино не нова. Западные кинематографисты в 2000-е совершили жуткое преступление, когда стали делать фильмы типа «Чужой VS Хищника» или «Фредди VS Джейсона». В результате, они посредством Годдарда пришли к тому, чтобы объединить фактически всех персонажей фильмов ужасов, да еще и посмеяться над этим. Это действительно забавно. Но это убивает жанр фильмов ужасов как таковой.

Кто-то скажет: ужасы уже не могут быть страшными, и их удел – смешить пьяных подростков. Это не совсем так. Такие действительно жестокие картины 2000-х, как «И у холмов есть глаза» и «Последний дом слева», доказывают, что хоррор еще может быть страшным. Конечно, можно возразить: да ведь это ремейки! Да. Но даже эти старые идеи, которые «уже были в “Симпсонах”» лучше того, что сделал Годдард.

Впрочем, в «Симпсонах» было и это…

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.