Terra America

17:33(МСК)
09:33(NY)
06:33(LA)

Автор: Ярослав Бутаков
Добавлено: 03.07.2014

Люди
0
ком
Сьентификос:технократы по-мексикански.Часть I
Как «эксперты-профессионалы» развивали Мексику и довели ее до революции
Оцените этот контент

Сьентификос (по-испански это слово означает «ученые») представляли собой один из ранних и в то же время наиболее завершенных образцов технократии на практике. Их история интересна тем, как на протяжении трети века они переустраивали жизнь Мексики, одной из крупнейших латиноамериканских стран. Результатами этой политики, с одной стороны, стал невиданный ранее в Мексике экономический прогресс, а с другой – рост зависимости страны от иностранного капитала и резкое обострение социальных конфликтов, что завершилось опустошительной революцией 1910 – 1920 гг.

XIX столетие - век мексиканской катастрофы

XIX век принес мексиканскому обществу жестокий кризис, длившийся десятилетиями. Война за независимость от Испании (1810 – 1821) унесла жизни 600 тысяч человек – 10% населения. За это время в 4 раза сократилось производство серебра, которое было мотором экономики. Продукция ремесла уменьшилась на 2/3, в 2 раза снизилось сельскохозяйственное производство. Война за независимость сопровождалась бегством из страны основных инвесторов — испанских капиталистов, которые вывезли с собой десятки миллионов песо[1] в серебряной монете. Мексика после обретения независимости столкнулась с практически полным отсутствием капитала для инвестиций, что не позволяло стране развиваться в экономическом отношении и проводить индустриализацию. По современным оценкам, с 1810 до 1870 года объем ВВП Мексики сокращался, а страна переживала острый социальный регресс.

Государственный бюджет все время сводился с огромным дефицитом (в среднем расходы превышали доходы на 60%). Следствием нехватки денег был постоянный кризис государства, которому не хватало возможностей для выполнения своих функций. Имевшиеся скудные ресурсы были объектом ожесточенной конкуренции разных элитных групп, что создавало политическую нестабильность и хозяйственный хаос. Только с 1824 по 1848 год в стране сменился 31 президент, причем почти все они были отстранены от власти в результате переворота. За это время в Мексике произошло примерно 250 вооруженных мятежей.  На этом фоне либералы упорно пытались построить в стране демократическую политическую систему с разделением властей и федерализмом, напрямую скопированную у США. Эта утопическая политика только усиливала кризис государства и общества, порождая запрос на диктаторов.

Многие годы мексиканское государство балансировало на грани окончательного исчезновения. Власть в отдельных штатах и районах была захвачена местными лидерами, которых называли «каудильо» либо индейским словом «касик». Опираясь на полубандитские вооруженные отряды, они были полными хозяевами на местах, почти не считались с центральным правительством в Мехико и не платили ему налогов. Одновременно Мексика подверглась иностранной экспансии, по отношению к которой она была практически беззащитной. В 1845-1848 гг. США вооруженной силой отторгли у Мексики половину ее национальной территории. В 1863-1867 гг. 40-тысячный французский экспедиционный корпус завоевал почти всю страну и посадил на престол императора Максимилиана Габсбурга. Хотя мексиканцам удалось изгнать интервентов, это стало результатом не столько их силы, сколько давления на Францию со стороны США и резкого обострения угрозы Наполеону III со стороны Пруссии Бисмарка.

Положение дел в Мексике контрастировало с невероятным прогрессом ее великого северного соседа. В 1810 году население США составляло 7,25 млн человек, а население Мексики – 6,12 млн. А вот в 1880 году в США проживало 50,2 млн жителей, тогда как в Мексике – только 8,7 млн. Еще большим был разрыв в уровне социально-экономического развития. В начале XIX века Мексика была наиболее ценным владением Испании, лишь немного уступая по основным показателям развития США. К последней же трети XIX века на фоне Соединенных Штатов Мексика превратилась в экономического и политического карлика. Над страной нависла угроза поглощения могучим соседом. С 1840-х гг. вплоть до 1920-х гг. в США открыто обсуждались перспективы полной или частичной аннексии мексиканской территории.

Непредвзятый анализ позволял признать во второй половине XIX века, что Мексика стоит в буквальном смысле слова у последней черты. Все предшествовавшее развитие казалось ведущим к окончательной национальной катастрофе. Радикально изменить вектор развития выпало на долю «сьентификос» (по-испански «ученых») – группы политиков-интеллектуалов, пытавшихся преобразовать Мексику в соответствии с принципиально новой программой.

Программа сьентификос: порядок, прогресс и белая раса

Группа сьентификос возникла как объединение ряда креольских (то есть белых) интеллектуалов, родившихся между 1840 и 1855 гг. Это поколение было первым, получившим в Мексике образование в духе модной философии позитивизма француза Огюста Конта[2], который противопоставлял идеологиям факты и требовал особого внимания к точным наукам и материальному прогрессу цивилизации. Учение Конта стало путеводной звездой для сьентификос. Из него они вынесли идею о том, что прогресс невозможен без твердого социального порядка, а также представление об эволюционном развитии общества, каждому этапу которого должен соответствовать адекватный политический режим.

Позитивизм Конта подтолкнул сьентификос к идее, что Мексике в данный период нужна сильная авторитарная власть, которая прекратит политический кризис, привлечет иностранные инвестиции и обеспечит экономическое развитие страны. Подобную власть интеллектуалы увидели в лице военного диктатора Порфирио Диаса, управлявшего страной с 1876 по 1911 гг. Сьентификос неразрывно связали себя с Диасом, став его основными советниками на протяжении целой трети века. Со своей стороны, глава государства, стремившийся модернизировать Мексику, чрезвычайно нуждался в специалистах, которыми он считал сьентификос.

Так в 1880-е годы возник альянс диктатора с интеллектуалами, определивший все дальнейшее развитие страны. Постепенно Диас предоставил сьентификос большинство министерских и губернаторских постов, передал в их руки управление экономикой страны и государственными финансами, идеологию и образование. Сьентификос сознательно выбрали диктатуру развития, так как полагали, что полуварварское мексиканское население не готово к либеральной демократии и нуждается в длительном авторитарном правлении в духе «просвещенного абсолютизма». Они оправдывали власть Порфирио Диаса тем, что она создает материальные и социальные предпосылки для последующего перехода страны к демократическому строю.

Спасение Мексики от аннексии Соединенными Штатами сьентификос видели в том, чтобы как можно скорее направить страну на магистральный путь западной цивилизации – дабы сделать свою родину сильной и развитой. На них большое влияние оказали идеи знаменитого мыслителя той эпохи, президента Аргентины Доминго Сармьенто. Главная идея Сармьенто заключалась в том, что Латинская Америка является полем борьбы «цивилизации» (то есть цивилизации США и Западной Европы) с «варварством» (испаноамериканским наследием и местными индейскими традициями). Целью Сармьенто, которую разделяли сьентификос, была скорейшая и полная замена латиноамериканского «варварства» западной «цивилизацией». Политикам надлежало истреблять «варварство»[3] и насаждать «цивилизацию». Как говорил министр образования Мексики при Диасе Хусто Сьерра, мексиканцы должны превратиться «в янки по другую сторону Северной Америки». Концепция Сармьенто поощряла самые радикальные действия, включая форсированное внедрение западных порядков, привлечение иностранного капитала и замену туземцев на белых иммигрантов[4].

Для сьентификос вопрос стоял таким образом: или Мексика сумеет в короткое историческое время включиться в западную цивилизацию, или она будет поглощена США. На основе предыдущего опыта истории эти интеллектуалы чрезвычайно низко оценивали потенциал мексиканской нации, особенно индейцев, в деле освоения западной цивилизации. Они видели первопричину в расовом вопросе: основную часть мексиканцев составляли метисы и индейцы, считавшиеся препятствием для прогресса общества. Сьентификос полагали, что большинство населения Мексики отличается патологической ленью, глупостью, нежеланием учиться и разнузданным пьянством. Поэтому сьентификос воспринимали соотечественников как отсталую, невежественную и расово неполноценную массу, которую следует силой принуждать к прогрессу и принудительно перевоспитывать. Эти интеллектуалы не собирались рассматривать мексиканцев как людей, чьи интересы (в том числе экономические) следует учитывать. Они полагали, что Мексикой должны править только белые, а основным средством сделать ее ближе к цивилизации является массированное привлечение капитала и технологий из западных стран. Сьентификос даже пытались организовать массовую иммиграцию белых в Мексику, чтобы изменить расовый состав населения и тем самым ускорить прогресс страны.[5]

Программа сьентификос оказалась оригинальным синтезом предшествующих течений мексиканской политической мысли. У либералов они позаимствовали цель – превращение Мексики в часть западной цивилизации, у консерваторов средства – сильный авторитарный режим, не останавливающийся перед насилием и подавлением оппозиции. Но в отличие от либералов сьентификос стремились не к слепому копированию политических институтов США, а к созданию в стране материальной базы цивилизации западного типа, включая увеличение удельного веса носителя прогресса – белого населения. В отличие от консерваторов, сильная авторитарная власть требовалась не для сохранения старого порядка, а для радикального преобразования Мексики, не считаясь с мнением большинства мексиканцев, которых они третировали как некультурных и расово неполноценных. Комплекс идей сьентификос, сочетавший форсированное экономическое развитие, внедрение западной цивилизации и диктатуру, с полным основанием можно определить как раннюю форму технократии. Обладая почти полным доверием диктатора Диаса и свободой действий, сьентификос на протяжении 30 лет осуществили на территории Мексики масштабный эксперимент по реализации технократической концепции развития общества.



[1] 2 мексиканских песо равнялись 1 доллару США

[2] В это же время позитивизм во французской версии Конта, «отца социологии», пользовался огромным влиянием во многих странах Латинской Америки. Несколько позже, при установлении в Бразилии республики позитивизм фактически стал ее государственной идеологией, а лозунг Конта «Порядок и прогресс» до сих пор украшает собой бразильский национальный флаг.

[3] Причем это истребление во многом понималось как физическое истребление неполноценных мятежных индейских племен

[4] На посту президента Аргентины Сармьенто организовал походы армии в пампу, в ходе которых осуществлялось тотальное уничтожение индейцев Патагонии, а их земли передавались иммигрантам из Европы.

[5] Следует отметить, что резон в этих расчетах был. Быстрый прогресс Аргентины, Уругвая и Чили во второй половине XIX – начале XX века был обусловлен притоком множества белых иммигрантов из Европы, которые привозили с собой передовые технологии и превращали латиноамериканские общества в разновидность западных. Однако политика сьентификос по привлечению «расово ценных» элементов не дала ожидаемых результатов. В правление Диаса белая иммиграция в Мексику, в отличие от Бразилии, Аргентины или Уругвая, носила ограниченный характер и не оказала принципиального влияния на расовый состав населения. 


Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.