Terra America

03:28(МСК)
19:28(NY)
16:28(LA)

Автор: Юлия Нетесова
Добавлено: 27.06.2014

Идеи
0
ком
Советский опыт использования иностранных спецов – пример умной международной кооперации
Почему американо-советская кооперация в области трудовых ресурсов была умной политикой?
Оцените этот контент

От редакции. Портал Terra America посвятил серию публикаций ответу на вопрос, как сегодня развитые государства и в первую очередь США решают проблему кадрового обеспечения, какие принципы работы с иностранными специалистами используют американцы? На эту тему с нашим корреспондентом беседовал директор Института изучения труда и занятости населения Массачусетского технологического института Томас Кочан. Ситуацию с «виртуальными рынками труда» прояснил нашему корреспонденту профессор менеджмента в Школе бизнеса Университета штата Колорадо в Денвере Уэйн Касио. Сегодня наш гость – Куинн Миллз, профессор делового администрирования Гарвардского университета, член Совета по международным отношениям, член Совета по инновационной политике Малайзии. Специализируется на изучении взаимосвязей между современным менеджментом и вопросами геополитики и стратегии. Автор ряда монографий, последние из которых – «Master of Illusions: Presidential Leadership, Strategic Independence and America’s Public Culture» (2007 год) и «Building World Class Universities in Asia» (2010 год).

* * *

– Уважаемый профессор Миллз, в 1930-х годах Советский Союз пригласил большое число иностранных (в основном, американских) инженеров, а также других специалистов, для работы на различных проектах: автомобильных заводах, электростанциях. Как бы Вы охарактеризовали это решение с точки зрения управления персоналом?

– Как Вы сами прекрасно это знаете, единственной альтернативой у Советского Союза завозу иностранных специалистов на тот момент времени было развивать их самим, вырабатывая у них необходимые научные и трудовые навыки. Страна быстро индустриализировалась и строила свою инфраструктуру. Помимо этого правительство СССР было озабочено политическими событиями в Европе – подъемом нацистского государства в Германии, поэтому советской власти были нужны высококвалифицированные работники. Самым очевидным решением, где можно было взять таких специалистов, были Соединенные Штаты, потому что США располагали необходимыми кадрами.

Америка много строит – как промышленные, так и инфраструктурные объекты: заводы, дороги и так далее. К тому же Соединенные Штаты в тот период находились в состоянии Великой депрессии: большое количество высококвалифицированных инженеров остались без работы и были высвобождены для таких проектов. Поэтому, на мой взгляд, это было очень разумное решение – как для Советского Союза, так и для США. Я знал, кстати, несколько американцев, которые работали в России в то время. Они все обучали своих русских коллег, это было важной частью их трудовых договоров. Поэтому, я считаю, это было очень разумное кадровое решение. И один из первых примеров умной международной кооперации.

– Какие факторы, на Ваш взгляд, заставляют государства прибегать к такого рода сценариям кадровой политики? У них нет времени на обучение? У них нет своих школ, обучающих центров, которые бы готовили квалифицированный персонал? Что является главным фактором?

– А все, что Вы перечислили – это и есть главные факторы. Нехватка квалифицированных специалистов, либо потому что просто не хватает людей, либо потому что объем работы намного превышает наличие квалифицированного персонала. Россия относится ко второму случаю. В России, безусловно, были прекрасные инженеры. У России была высококлассная инженерная школа еще до 1917 года. Поэтому специалисты, необходимые в промышленном производстве, были и до революции, но не в таких количествах, которые могли бы удовлетворить темпам индустриализации Советского Союза в 1930-е годы. Следовательно, это был вопрос масштаба и нехватки кадров. Идеальные условия для реконструкции кадровой базы – наличие национальной профессиональной школы плюс возможность привлечения извне недостающих специалистов.

– Известны ли Вам современные случаи, аналогичные кадровой политике Советского Союза в 1930-е годы?

– Это то, что происходит сейчас в Африке. Многие африканские страны развивают сейчас инфраструктуру (причем не столько промышленность, сколько именно инфраструктуру): мосты, дороги, эстакады, портовое оборудование, большие дамбы, электростанции. В большинстве случаев для работы привлекаются иностранные инженеры. Значительная часть работ производится китайцами. Чем необычен пример Африки, и чем он резко отличается от примера Советского Союза – это тем, что китайские инженеры привозят рабочую силу с собой. Американцы, которые работали в России, не привозили с собой рабочих, они использовали местные ресурсы, передавая им свои навыки. А в Африке вместо местного населения на строительных объектах заняты сотни тысяч китайских рабочих.

– Обучают ли китайские приглашенные специалисты своих африканских коллег, или местное население вообще исключено из процесса?

– Нет, это не практикуется. Частично, из-за языкового барьера. Китайцы не говорят на африканских языках, а африканцы не говорят по-китайски. И если в бытовых вопросах можно воспользоваться услугами переводчика, то когда дело доходит до технических обсуждений, это становится очень сложно. Переводчик – это всего лишь переводчик, а технические темы для дискуссий требуют большого навыка и специального знания терминологии. Поэтому не думаю, что китайцы обучают местных рабочих. В российском примере 1930-х годов, многие русские говорили по-английски.

Кроме того, СССР готовил на специальных курсах технических переводчиков с английского на русский, которые работали на предприятиях и объектах, где массово задействовались американские специалисты. Я не слышал о существовании подобных переводческих курсов в африканских страх. Полагаю, что очень мало знаний передается от китайских инженеров к их африканским коллегам.

– Насколько успешен был опыт передачи знаний в Советском Союзе в 1930-е годы? Как Вы думаете, советские инженеры и рабочие смогли научиться чему-то у американских коллег?

– А разве в России нет исследований на эту тему? Лично мне кажется, что опыт был весьма успешным, но я не знаю наверняка.

– А в целом, как Вы думаете, культура управления и организационная культура могут быть импортированы в другие страны?

– Сегодня это происходит во многом благодаря многонациональным корпорациям. Причина очевидна: ТНК стараются иметь похожие практики управления персоналом везде, где бы они ни работали. Они не могут продублировать их полностью, в некоторых случаях это вообще невозможно, но они стремятся к этому и поэтому прикладывают много усилий к адаптационным практикам, чтобы транслировать свою корпоративную культуру во все страны, где они работают. Практически обязательное условие – наличие возможности перемещения специалистов из страны в страну, которые решали бы задачу импортирования корпоративной культуры.

К счастью, большинство многонациональных корпораций делают это на временной основе: пока они развивают местные кадры и прививают им понимание корпоративной культуры, особенностей кадровой политики, технологий и бизнес практик. И сейчас стало очень распространено положение дел, при котором ТНК со временем полностью укомплектовывают свои операционные подразделения только местными специалистами. Таким образом, это основной способ внедрения корпоративной культуры.

– Управление персоналом – это динамически развивающаяся область, в которой постоянно появляются множество разных новых подходов и методов работы. Можете ли Вы сейчас назвать самые последние и наиболее эффективные способы организации и управления персоналом? Каковы последние тенденции?

Тенденция последних несколько лет – это кросс-функциональные команды, в которых люди разных специализаций и из разных отделов компании работают в одной команде. Причем эта команда не является частью какого-либо департамента, а создается специально для работы над определенным проектом. Опыт показал себя довольно успешным, а современные коммуникационные технологии позволяют этим группам работать на международном уровне. Члены команды могут тесно сотрудничать, даже если они работают в разных офисах, и даже если их разделяют континенты. Эта модель хорошо работает. И руководство командами – не управление, а именно руководство, потому что это разные вещи – стало ключевым навыком во многих компаниях. Директивные методы управления не являются более самыми эффективными.

– Кажется ли Вам, что «Третья индустриальная революция» изменит методы работы специалистов HR?

– Я не знаю, что такое эта новая индустриальная революция. Есть новые способы организации компаний. Большая часть новых технологий – это всего лишь новые коммуникационные технологии, и большая часть их областей применения лежит в сфере потребления. Это тинэйджеры, которые разговаривают друг с другом по сотовым телефонам. Самое яркое свидетельство этому – мы не видим большого экономического роста в мире, который бы стал результатом этих новых технологий. В основном, это технологии, приходящие на замену старым технологиями. Они, безусловно, важны и нужны, но называть это «революцией»? На мой взгляд, глупо. И так как я не вижу «третьей индустриальной революции», то я и не вижу ее влияния на HR. Уж простите меня.

– И последний вопрос. Считаете ли Вы, что Соединенные Штаты сегодня имеют такой же кадровый потенциал в производственном секторе, как в 1930-е годы, когда они поставляли инженеров в Советский Союз?

– Нет. Увы. В США сейчас происходит следующее: производство осуществляется только в двух областях.

Первая область – там, где операционный процесс полностью автоматизирован, и трудозатраты очень низки, так как стоимость рабочей силы в США крайне высока. Поэтому Штаты производят что-то только в том случае, если этот процесс можно полностью автоматизировать. Рабочие управляют машинами при помощи компьютеров: то есть они, на самом деле, никакие уже не рабочие в марксистском понимании этого термина, а «менеджеры», операторы машин. Эта первая область, в которой мы что-то производим.

Вторая область – производство абсолютно новых продуктов, новые технологии. Там, где нужно, чтобы инженеры и рабочие работали вместе и вместе исправляли и вносили дополнения в разработку продукта. Как только процесс отлаживается и начинает приносить прибыль, производство переводят в другие страны – в Азию, в Мексику, куда-либо еще. Вот как США выглядят сегодня с точки зрения производства и промышленности.

Беседовала Юлия Нетесова 

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.