Terra America

05:16(МСК)
21:16(NY)
18:16(LA)
Люди
0
ком
От «Жажды смерти» к ресторанной критике
Умер один из «авторов» неавторского кино
Оцените этот контент

Моя лента друзей на Facebook полнилась постами и сожалениями о недавней кончине Нагисы Осимы, довольно знаменитого артхаусного японского режиссера. Впрочем, не менее часто в моей ленте пишут о трагической или безвременной смерти и других звезд режиссуры.

Однако же я не обнаружил ни одной ссылки среди своих русскоязычных френдов на печальную новость, что 21 января скончался британский режиссер, много работавший в США, Майкл Уиннер. Почему же мои дорогие друзья, большие специалисты в кино, если и узнали про его смерть, все же не стали писать о ней в своих хрониках?

Этому есть несколько объяснений.

Дело в том, что Майкл Уиннер – не был звездой артхаусного кинематографа или даже тем, кого почтительно принято называть «автором». У себя на родине он начинал снимать фильмы самых разных жанров – мюзикл, драму, комедию, – и как только к концу 1960-х годов он достиг больших успехов, его пригласили делать крепкое жанровое кино в Соединенные Штаты Америки.

Свои первые и главные американские картины Уиннер снял в 1970-е годы. Однако в 1970-е американцам не очень-то нужны были жанровые картины, сделанные в традиционной манере съемки. Зрители хотели экспериментов, а продюсеры, разумеется, шли у них на поводу. Именно поэтому в фокусе внимания американской критики и публики находились настоящие авторы, исповедующие новаторский подход к кинематографу – Коппола, Богданович, Скорсезе, Спилберг, Лукас, Олтмен, Малик, Фридкин, Эшби (это первые, кто пришел на ум). Все они были уникальны, но все-таки вписывались в единый бренд, получивший в итоге имя «Нового Голливуда».

Однако, например, такой режиссер, как Стенли Кубрик, также пользовавшийся славой у зрителя, в этот бренд не вписывался, да и вряд ли хотел бы этого. Но таких одиночек, как Кубрик, признанных поклонниками, было немного. (Кроме того, Кубрик обосновался в конце концов в Англии). Именно поэтому довольно большое количество талантливых имен просто потерялись на фоне мощнейших авторов из «Нового Голливуда». Среди них оказался и Майкл Уиннер.

Весьма показательно то, как воспринималось имя Уиннера в среде отечественных киноманов в 1990-е годы. Например, автор книги «Спутник киномана. 5000 фильмов», восхищаясь картинами британского экспериментатора Дерека Джармена и европейского классика Пьера Паоло Пазолини, во всех рецензиях на фильмы Уиннера стремится унизить режиссера, обзывая того бездарностью, халтурщиком, а его ленты – поделками. (Впрочем, автор невысоко оценил и труды Тарантино со Спилбергом, но это мало утешает; их он обругал не так сильно).

Уиннер делал такое кино, у которого могло и не быть автора, жанровые фильмы – боевики, детективы, триллеры.

Однако Уиннер снимал фильмы не о вымышленных героях, а о тех, с кем люди на самом деле сталкиваются в реальной жизни. И сам режиссер не был далек от реальности, вот почему он принимал активное участие в общественной жизни Англии. Самым заметным подвигом Уиннера на этом поприще стала кампания, развернутая режиссером, по установке в Лондоне памятника полицейским, погибшим при исполнении.

Вместе с тем заметим, что общественная активность Уиннер стартовала с того момента, как его режиссерская карьера пошла на спад.

В общем, одной из причин невнимания отечественного зрителя к смерти режиссера является статус самого Уиннера как «жанровика», а не «автора».

Однако есть и другие причины. Пик режиссерской карьеры приходится на 1970-е годы, когда он снял свои главные фильмы, среди которых выделяются, например, ленты с Чарльзом Бронсоном и прежде всего кино о киллере «Механик». Кстати, недавняя картина Саймона Уэста (еще один автор от жанра) «Механик» с Джейсоном Стэтхемом – непосредственный ремейк фильма Уиннера. Так что к творчеству режиссера обращаются и в современном Голливуде.

Более того, именно Уиннеру в 1978 году доверили снять ремейк на классический американский нуар «Большой сон». Это очень показательно, ведь режиссером оригинала был еще один «автор» от жанрового кино – Джон Хьюстон. Таким образом, когда второй «Большой сон» стал снимать Уиннер, обозначилась некая преемственность мастеров жанра. Главным же успехом Уиннера стал криминальный триллер «Жажда смерти» с Чарльзом Бронсоном, в которой главный герой осуществлял правосудие в частном порядке, не полагаясь на силы полиции. Фильм оказался таким успешным, что у него вышло четыре продолжения, два (вторую и третью серии) из которых снял сам Уиннер.

Однако, именно «Жажда смерти-3» стала переломной в его карьере: фильм оказался слишком неудачным. Его продюсировала студия Cannon, которая специализировалась на жанровых дешевых поделках типа фильмов про ниндзя или картин с Чаком Норрисом. Хотя подобные ленты всегда находили свою аудиторию, настоящему мастеру в этой области кино делать было точно нечего. Так крепкий автор первосортного жанра пришел к жанру второсортному.

После этого Уиннер снял еще немало фильмов, но, кажется, за ним как за автором прекратили следить. Возможно, у нас его особо не знали еще и потому, что свой главный вклад в американское кино он внес еще в 1970-е, и в середине 1980-х стал сдавать, а к началу 1990-х годов сдал совсем.

И, наконец, последняя причина относительной неизвестности Майкла Уиннера в России. Возможно, понимая, что он делает не то кино, которое ему хотелось бы, Уиннер решил сменить профессию. Хотя до конца 2000-х годов периодически продолжал снимать у себя на родине, главной сферой его деятельности стала ресторанная критика. Он вел колонку Winner's Dinners в газете The Sunday Times. Судя по всему, эта работа ему нравилась сильнее, потому что сочинений о еде у него больше, чем работ на какие-либо другие темы. Вместе с тем, как оказалось, работать ресторанным критиком довольно опасно. В 2007 году у Уиннера обнаружили бактериальную инфекцию, которой он заразился, съев некачественные устрицы.

Так что последние годы жизни режиссер страдал от связанных с ней разного рода осложнений. Так закатилась звезда одного из оригинальных режиссеров.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.