Terra America

08:29(МСК)
00:29(NY)
21:29(LA)

Автор: Ярослав Бутаков
Добавлено: 03.07.2014

Люди
0
ком
Очарование бездарности
Очень плохая статья о плохом актере
Оцените этот контент

Это – самая правдивая история о том, как и почему я перестал ненавидеть и научился любить Николаса Кейджа.

В 2011 году вышло сразу несколько фильмов с едва ли не самой яркой звездой Голливуда – Николасом Кейджем. А один из них и сейчас идет в прокате под броским названием «Голодный кролик атакует». Недурственное название. Привлекает внимание.

Поздней осенью 2011 года мы также имели удовольствие видеть картину «Что скрывает ложь?», а до этого, летом и поздней зимой, посмотрели будоражащие даже самое пылкое воображение «Сумасшедшую езду» и «Время ведьм». Последний, правда, заработал денег, но от этого хорошим, увы, не становится. Все эти ленты ужасны, почти омерзительны. Назвать эти фильмы просто плохими – все равно, что польстить.

Вместе с тем их снимали не самые последние в Голливуде режиссеры. На первый взгляд. В чем же загадка этих проходных хитов, почему они столь плохи?..

Ответ один и простой. В них играет Николас Кейдж.

 Здесь мне сразу необходимо сказать две вещи. Во-первых, Николас Кейдж – объективно плохой актер. По крайней мере, таковым стал в последнее время. В пользу этого говорит то, что многие ленты с его участием проваливаются в прокате. Но не только это. Еще его, как очень плохого актера, стали номинировать на «Золотую малину». Что является хорошим сигналом: его начали ценить за таланты, которыми он обладает. И хотя пока он еще не получил заветной награды, у него есть все шансы получить ее в ближайшем будущем, ведь на подходе очередной хит «Призрачный гонщик 2». А «Золотой малиной» между прочим, его хотели обеспечить за первого «Призрачного гонщика».

Во-вторых, лично я считаю Кейджа ужасным звездным актером, причем, по моему мнению, он таковым был всегда. Если не верите, посмотрите картину 1989 года «Поцелуй вампира». Посмотрите и придите в ужас! Далее я постараюсь объяснить его востребованность на рынке, а также то, почему я, казалось бы, его ярый ненавистник, долженствующий молчать о плохом актера, не только пишу о нем текст, но и воздаю похвалу.

Давным-давно его снимали именитые мастера кинематографа Алан Паркер, братья Коэны, Дэвид Линч, Джон Даль, Барбет Шредер, Майк Фиггис, Майкл Бэй, Саймон Уэст, Брайн Де Пальма, Мартин Скорсезе, Спайк Джонз и даже легендарный Джулиано Монтальдо – европейский мастер качественного кино. Но и у этих мастеров он часто играет довольно плохо, иногда еще хуже. Обращаю внимание, что это – оценочное суждение, и мне может казаться так из-за неприязни и устойчивого отношения к этому актеру. Но посмотрите на него в этих фильмах сами и составьте свое личное мнение. Не думаю, что будете сильно довольны.

Но допускаю, что стерпите их, хотя и по причине хорошей режиссерской работы. Дело в том, что успешные картины с его участием – это скорее заслуга режиссеров, нежели Кейджа. Притом большинство из картин упомянутых мастеров, как например «Дикие сердцем» Линча, звезда только портит. Однако необходимо сказать, что в ленте Майка Фиггиса «Покидая Лас-Вегас» Николас Кейдж играет великолепно и блестяще, и ему совершенно справедливо за эту роль дали Оскара в номинации «Лучшая мужская роль первого плана». Но это – счастливое исключение из правил, которое можно считать разве что «чудом». И этот успех я объясню чуть ниже.

Какое-то время я спокойно воспринимал этого субъекта, потом стал считать его просто ужасным актером, хотя мне жутко не нравилось его ну никак не голливудское лицо. Однако потом я понял, что он – неотъемлемый атрибут непременно плохого фильма, то есть человек, присутствие которого говорит о том, что фильм явно не удастся (причем не по вине самого актера). Следует особо отметить, что речь идет о фильмах с его участием датированных XXI веком, до этого, конечно, он еще не являлся «голливудским проклятьем», потому по-настоящему крупным и востребованным актером он стал лишь после кино «Покидая Лас-Вегас».

Поскольку в последнее время у звезды большие проблемы финансового характера, и он вынужден влачить бремя полуроскошного существования, продавая свои особняки за бесценок, Кейдж берется за любую предложенную ему роль, будь то отважный искатель приключений или адовый гонщик. Старый друг актера Джоэль Шумахер, почти вышедший в тираж, помог получить звезде гонорар семь миллионов долларов за роль в фильме «Что скрывает ложь?» (надо сказать, что по нынешнем меркам это довольно большая сумма для актера, ведь ему и два редко предлагают).

В американском прокате эта лента собрала двадцать пять тысяч долларов (!), хотя сама стоила около тридцати миллионов. Провалилась, между прочим, и «Сумасшедшая езда», собрав по миру 29 миллионов, хотя потратили на нее 50. Вместе с тем чего еще можно было ожидать от режиссера этого «шедевра» Патрика Люссье, который специализируется на вторых и третьих частях никому не нужных ужастиков?

У этих двух картин оценки на IMDB сильно ниже «6». У «Голодного кролика» пока выше, но, убежден, скоро ситуация изменится. Кстати, режиссер последней картины Дональд Дэвидсон вышел в тираж. И хотя еще одна из упомянутых картин «Время ведьм» себя окупила, зрители ценят ее все равно низко. И зря, ее следует ценить еще ниже. Некогда очень талантливый Доминик Сена (который так же, как и Шумахер снимал Кейджа еще в конце 1990-х и также тогда за большие деньги) сделал что-то невообразимое из предложенного ему материала, сказать честно, низкого качества. Хотя его вину, опять же, можно свалить на главного героя и посредственный сценарий.

В общем, я хочу сказать, что плохого актера снимают теперь уже плохие режиссеры. В пользу этого говорит и тот факт, что по крайней мере дважды Кейджу не удалось пробраться в фильмы Мишеля Гондри – на главную роль «Вечное сияние разума» и в главные злодеи «Зеленого шершня».

Гондри, вероятно, дорожит своей репутацией и боится проклятия, которое несет с собой худая слава Кейджа. Погорел, кстати, на Кейдже и некогда очень ценимый и даже воспетый любителями независимого кинематографа Нил Лабут, снявший ужасный римейк прекрасного британского фильма «Плетеный человек». Пользователи IMDB оценили эту картину на 3 балла! Однако, несмотря на то, что еще одно кино немецкого мастера Вернера Херцога, по праву считающегося выдающимся кинематографистом, в прокате тоже с треском провалилось, все же в «Плохом лейтенанте» Кейдж сыграл великолепно. Однако объяснимо и это.

Вернер Херцог – выдающийся режиссер, а потому у него получилось выжать из актера все, на что тот способен. Следует сказать, что мало кому из режиссеров удавалось добиться от Кейджа подобного эффекта – разве что у Спайка Джонза в «Адаптации» и, конечно, у Майка Фиггиса. Однако хорошая игра Кейджа в данном случае не может быть отнесена в копилку заслуг этих режиссеров. Во всех картинах, в которых Кейдж играет хорошо, он, как правило, изображает неудачников, наркоманов, алкоголиков… А за образ алкоголика в фильме Фиггиса «Покидая Лас-Вегас» он получил «Оскар». Когда у него как-то поинтересовались, как он смог так хорошо сыграл, то Кейдж признался, что жутко напивался и снимал себя на видеокамеру. Потом смотрел это home video и воспроизводил. И в самом деле, на экране на героя Кейджа смотреть интересно, а представьте, что он, будучи пьяным, такой в реальной жизни!

Кроме того, зрителю, ненавидящему Кейджа, могут понравиться многие картины с его участием, пусть они и плохие. Особенно, например, «Время ведьм» или «Плетеный человек». В первом его просто жестоко убивают, а во втором – сжигают заживо. Этот финал картина Лабута хоть как-то оправдывает мучения зрителей, досмотревших фильм до конца. За это же можно похвалить и многие другие ленты с его участием. Судя по всему, хитрые продюсеры и режиссеры знают секрет успеха «кино с Николасом Кейджем», раз то и дело предлагают актеру подобные роли.

И опять же для объективности добавлю, что не только я подобным образом оцениваю творчество великой звезды. Нет, я не придираюсь. В 4-ом сезоне американского сериала для взрослых «Робоцып», который представляет собой калейдоскоп коротких пародий на феномены популярной культуры, разумеется, есть упоминание и о Николасе Кейдже.

Сцена представляет собой трейлер на якобы вторую часть шедевра Альфреда Хичкока «Окно во двор», в которой актер, находясь в инвалидном кресле, совершает головокружительные трюки, пытаясь поймать безжалостного убийцу. Причем эту сценку я бы не назвал преувеличением, но – даже лестью. Его фильмы хуже этого красочного кукольного трейлера. А в последнем сезоне другого мультипликационного сериала «Американский папаша», конечно, актера тоже упомянули. Говорящая рыба Клаус, чтобы подбодрить своего друга и хозяина Стэна, у которого никак не получалось спасти свою семью в чрезвычайной ситуации, хотя тот и очень старался, рассказывает историю про Кейджа и заключает: «У него было столько дурацких ролей и проходных работ! [Далее перечисляются лучшие фильмы с его участием]. А потом он сыграл в «Сокровище нации 2»! И, наконец, сделал что-то стоящее. У него получилось». Полагаю, не следует пояснять, что это – ирония. И если кто-то видел «Сокровище нации 2», то поймет, о чем речь.

В общем, теперь уже я многое понял. Последние отвратительные фильмы с Николасом Кейджем – самые великие изобретения человечества. Он плох, а они плохи и даже ужасны и все равно их иногда почти приятно смотреть. Кейдж нашел себя в этом кино. То есть на самом деле во фразе «его лучшая роль – это “Сокровище нации 2”» не должно быть никакой иронии.

Я осознал для себя, что жутко люблю ненавидеть Николаса Кейджа и, если этого актера перестанут снимать, то сильно расстроюсь.

 Это будет значить, что продукция плохих боевиков (часто с элементами мистики) сократится, раз даже такому востребованному актеру не достанется роли. А ведь эти ленты по-своему смешны и прекрасны. Чего стоит одна сцена из «Сумасшедшей езды» (между прочим, полностью и бездарно украденная из «Пристрели их!»), в которой Кейдж, потягивая виски из горла бутылки и занимаясь любовью в кожаной одежде – такие крутые мужики никогда не оголяются, ведь это бы свидетельствовало об их слабости и ранимости – убивает большое количество плохих ребят. И все это делает одновременно! И такие прелестные сцены из фильмов Кейджа можно вспоминать и вспоминать. Подобные роли не может позволить себе ни одна звезда Голливуда. А Кейдж – легко.

Здорово, что он, наконец, нашел свою нишу и смог удовлетворить требования даже самых предубежденных против его актерских талантов зрителей. Таких как он больше нет. Именно так я перестал ненавидеть и научился любить плохого актера Николаса Кейджа. Пожелаем же ему удачных ролей в плохих фильмах.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.