Terra America

10:51(МСК)
02:51(NY)
23:51(LA)

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 30.07.2014

Идеи
0
ком
Надежда на будущее как национальная идея
«Прогресс» - по прежнему предмет жарких споров в России и США
Оцените этот контент

От университетской группы Terra America. 20 декабря 2012 года, в 18.00, в корпусе «Шуваловском», в здании философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова состоится третий семинар нашей группы из цикла «Америка: возвращение идеального», посвященный теме «прогресса» и «прогрессизма». Основной вопрос, который мы хотим поставить на семинаре – в какой мере идея «прогресса» перестала быть престижной философской идеей. Очевидно, что над дискредитацией этой идеи поработало много левых мыслителей, преимущественно из Старого Света. «Прогресс» как идеологема с определенного момента был объявлен явлением «реакционным». Концепт «прогресса», согласно его критикам, имплицитно вносил в международные отношения представление о «неравенстве» народов и стран: «прогрессивные» государства как будто обретали право не особенно церемониться с государствами «отсталыми». Любопытно, что на защиту идеи «прогресса» попытались встать американские консерваторы, в частности, социолог и политический философ Роберт Нисбет, который в своей книге 1980 года «Прогресс: история идеи» указал на христианские истоки «прогрессизма». Но и Советский Союз в свою очередь ратовал за «прогресс».

Кто же прав в этом споре – те, кто не боится называть себя «прогрессистом», или кто стесняется верить в будущее, когда на горизонте маячат Большая стагнация и Конец света. Свое мнение по этому вопросу высказывает постоянный автор портала Terra America и активный участник нашего университетского проекта, профессор философского факультета Василий Ванчугов.

* * *

В книге Роберта Нисбета «Прогресс: история идеи» много материала, но из него можно делать как оптимистические, так и пессимистические выводы, и не стоит относиться к этому мыслителю, как к оракулу. Отмеченные им «неверие, сомнение, разочарование и отчаяние» относительно прогресса звучали в истории так часто, что те, кто повторяют эти оценки сегодня, вызывают лишь разочарование.

История мысли открывает нам множество разнообразных «отказов от веры в идею прогресса». Можно вспомнить пессимистическое отношение Гесиода к современности, его представление о непрерывном ухудшении условий жизни, о движении от золотого века к железному. Но разговор о прогрессе не утихает, и в него втягиваются даже ретрограды. Находящиеся по разные стороны баррикад стороны потому и оказываются в перманентном противостоянии, что каждая из них по-своему понимает прогресс.

Разговоры о прогрессе в американском обществе – из той же серии. Тем не менее всякий раз приходиться определяться с этой темой.

Почему в СССР в «прогресс» верили больше, чем в США?

Несколько слов про высказанную Нисбетом в 1980 году убежденность, что вера в прогресс гораздо в большей степени характеризует Советский Союз, чем современный ему Запад. Безусловно, если смотреть на официальные документы того времени, то дело обстояло именно так. Но давайте вспомним СССР и разберемся, кто и как там мог думать о будущем, о прогрессе.

Что думали военные? Прапорщик, может быть, и ничего не думал на эту тему, другое дело, выпускник академии – он на основании курсов, знания истории не мог не замечать прогресс в вооружениях, тактике и стратегии, логистике и прочем. Однако угроза ядерной войны, третьей мировой, вряд ли содействовала ощущению прогресса человечества.

Верили в прогресс советские учителя, педагоги? Конечно, у них все курсы строились по эволюционно-прогрессивной модели. Университетские преподаватели, например, марксизма-ленинизма, так те обязаны были ориентироваться на прогресс, а вот историки философии могли в прогрессе сомневаться. А диссиденты, почитывающие дореволюционное идеалистическое наследие, так и вовсе были уверены, что в формате Советов Россия деградирует…

Рабочий на заводе, стоявший за станком, изготовленным еще до революции, видел, что современное оборудование ломается, а дореволюционное – нет. Но вот освоение космоса всем рассмотренным выше категориям советского народа и в самом деле давало ощущение прогресса. Тут партия вроде как слов на ветер не бросала.

Вместе с марксистской идеологией выход в космос мог привести советского гражданина к мысли, что СССР движется по столбовой дороге прогресса, что социалистический строй обладает перспективами нового состояния бытия, тогда как на долю Запада выпадают лишь несущественные модификации капитализма. Так что, конечно, у СССР была иллюзия лучшего будущего, доктринальное обоснование прогресса, и каждый эту иллюзию конкретизировал по-своему, согласно разумению, уровню образования и жизненного опыта. В СССР «прогресс» был, можно сказать, национальной идеей, на эту идею работала система воспитания и образования. Движение вперед, прогресс, понимается часто в двух аспектах – как накопление знания и как наращивание материального богатства. С накоплением знания у нас проблем не было, а вот с наращиванием материального богатства у советских индивидов было хуже. Но доминанта духовности у интеллигенции заставляла их смириться, запрятать внутрь свое недовольство.

Что же мы видим в сегодняшней России? Городской житель, потребитель гаджетов, видит прогресс, и верит в него, а живущий в деревне с коровой и прочей живностью не понимает, что такое прогресс, он верит в судьбу, случай и что угодно еще, внешнее, с чем он пытается договориться – где заговором, где молитвой, где просто матерком.

Прежняя интеллигенция, «совестливый ум», перестала существовать, распавшись на совестливых, связавших себя с Церковью, и экспертное сообщество, с его приматом разума. У первых проблематика прогресса обусловлена догматикой, верой; вторые конструируют схемы, которые никого не вдохновляют, а рассуждающие о регрессе никого не пугают. Многие испытывают чувство депрессии, видя в массах рост религиозности, что оценивается как деградация.

Конечно, часть населения знает и верит: знает химию, физику, историю и социологию, при этом веря в того или иного «всевышнего». Однако подавляющая часть не хочет знать, а желает лишь верить, и они даже не устали от научных занятий, они просто к ним не способны, не приспособлены, они убоги изначально, они самодовольны, поскольку убеждены, что сидят на коленках у Бога. Сегодня оказалось утрачено чувство прогресса, ощущение, что ты включен в поток жизни, направленный в лучшее будущее. И наши соотечественники все чаще и чаще обращают свой взор в ту сторону света, где, как им кажется, прогресс является не только теорией, но и практикой.

И часто они смотрят уже не в сторону Европы, а на Новый Свет, на США.

Насколько силен и влиятелен американский прогрессизм?

Посмотрим, что в свете последних событий можно обнаружить такого интересного в Америке… В США с давних пор существует и снова набирает силу такое идеологическое течение как «прогрессизм». Во многих ведущихся там дискуссиях (от спора об основах Конституции, роли партий и групп, до позиции Штатов в мировой политике), можно услышать эхо дебатов «эры прогрессивизма».

О степени актуальности этого явления, передаваемого и таким словосочетанием, как социальный активизм, говорит появление интересной антологии «American Progressivism: A Reader» [Lexington Books; First Edition edition (2008)]. Два представителя академического сообщества – Пестритто (Pestritto) и Атто (Atto) – собрали статьи, эссе, документы, относящиеся к эре прогрессизма (или, точнее, прогрессивизма) от Вудро Вильсона и Теодора Рузвельта, до феминистски Джейн Адамс и либерального богослова Вальтера Раушенбуша.

Но особенно примечательным явилось событие, когда в декабре 2011 года, в период предвыборной гонки, Барак Обама взывал к духу яркого деятеля эры прогрессизма, прибыв в Осаватоми (Osawatomie), крохотный городок (чуть более 4000 жителей, штат Канзас). Именно здесь, в ходе своей предвыборной поездки 31 августа 1910 г. выступил Теодор Рузвельт с обоснованием «нового национализма» (New Nationalism).

Еще в декабре 1901 года в своем первом послании Конгрессу Тедди Рузвельт объявил своей целью достижение большей социальной справедливости. Он был первым президентом, пригласившим в Белый дом представителя афроамериканцев, первым американцем, получившим Нобелевскую премию мира (1906). Только вот в Осаватоми Обама прибыл как демократ, а ведь Рузвельт был республиканцем… Но до определенного времени. В августе 1912 года в Чикаго Рузвельт будет выдвинут кандидатом в президенты страны, и произойдет это на конвенте Прогрессивной партии США. Тогда политическая жизнь Штатов приобретет «цветущую сложность», и между демократами и республиканцами появится третья партия.

В Осаватоми Рузвельт говорил много правильных вещей:

- что «основным состоянием прогресса является конфликт между теми людьми, которые обладают большим богатством, чем они заслужили, и теми людьми, которые заслужили больше того, чем они обладают»,

- что «следует установить правительственный контроль над процессом капитализации не только в отношении корпораций, работающих в сфере общественных услуг, включая, особенно, железные дороги, но и в отношении корпораций, осуществляющих деловые связи между штатами», и наконец,

-что «целью работы правительства является благополучие народа. Материальный прогресс и процветание государства желательны в той мере, в каком они ведут к моральному и материальному благополучию всех граждан» и так далее.

Обама в своем выступлении в Осаватоми, которое продолжалось почти целый час, призвал «не обделять» средний класс и не лишать его возможностей», что Соединенные Штаты должны быть страной, где рабочий человек может содержать семью, иметь дом и после выхода на пенсию – накопления; что экономическое неравенство – это проблема, которая угрожает демократии, поскольку те, кто способен жертвовать неограниченные средства на избирательные кампании и оплачивать услуги лоббистов, имеют непропорционально большое влияние в обществе.

Обама призвал продлить срок действия льгот по налогу с заработной платы и, в то же время, повысить налоги для более состоятельных. Также Обама подчеркнул значение реформирования экономики страны, благодаря чему средний класс получит «справедливый шанс», и вновь указал на необходимость сосредоточить внимание на образовании, на науке, на разработке и внедрении высоких технологий.

Так что в Осаватоми Обама продемонстрировал свои симпатии к политической философии Теодора Рузвельта («новый национализм»), показал себя приверженцем «эры прогрессизма».

Здесь нашего внимания заслуживает одно исследование, проведенное Центром американского прогресса (Center for American Progress). Этот Центр, кстати, был создан в 2003 году усилиями Джона Подеста (John Podesta) для обеспечения лидерства прогрессивного движения. Для определения состояния политической идеологии в 2009 году, Центр провел исследование по изучению ценностей и убеждений, в рамках которого американцев просили высказать свои мнения о политической точке зрения Обамы.

Опрос показал, что большое число граждан США, считающих себя прогрессистами, считают таковым и Обаму (48%); среди либералов своим его видят 31%, а среди умеренных своим его признают 32%. При этом примерно 3 из 10 американцев отнесли себя к «прогрессивным» или «либеральным» (31%), к «умеренным» 31%, и чуть более одной трети американцев, назвали себя «консервативными» (36%). Итак, многие, но далеко не все видят в Обаме прогрессиста, но вот Питер Берковиц прогрессизм Обамы считает скорее риторикой, чем реальным убеждением.

В стане демократов есть определенный разнобой с самоидентификацией, некоторые из них предпочитают термин прогрессизм понятию либерализма. Впрочем, и некоторые республиканцы утверждают, что республиканская партия – это прогрессизм в делах, что корни прогрессизма – в прошлом республиканской партии, и что эта идеология – ключ к будущему старой партии. Но в целом у республиканцев преобладает негативное отношение к прогрессизму, в котором некоторые видят даже элементы марксизма.

Особо шумный в этом деле – политический шоумен… Гленн Бек — американский консерватор, журналист, радио и телеведущий, политический комментатор, писатель. Темой одного из его шоу и был прогрессизм (печатная версия).

От Рузвельта, причем не только младшего, но и старшего, его просто трясет, прогрессизм для него – это «раковая опухоль Америки», Прогрессисты отказались от принципов отцов основателей, и путем эволюции они делают гадости, которые коммунисты совершают посредством революции, «прогрессизм ведет к нацизму» и прочее.

На свое шоу он пригласил и Рональда Пестритто, со-редактора книги «Американский прогрессизм», где подборка текстов оказалась настолько не апологетической, а настолько полноценной и всесторонней, что один из рецензентов позволил себе даже едко заметить: «Мы видим в этих очерках цели прогрессивистов – обойти Конституцию и попытаться централизовать политическую власть в руках немногих».

Но Рональд Пестритто делал подборку не для разоблачения, а в целях репрезентации всего круга идей. (О дебатах: Glenn Beck, Progressives and Me).

Но когда речь идет о консерваторах, то следует различать выступления против партии прогрессистов и дискуссии по поводу «прогресса». У прогрессистов в основе программы действий: материальное благополучие и демократия. Нельзя сказать, что консерваторы против этого. Но они против ограничения себя в материальном благополучии, то есть против увеличения налогов и активного вмешательства государства в частную жизнь, под предлогом защиты интересов народа.

Насколько справедлива и обоснована постмодернистская деконструкция идеи прогресса?

Но вернемся к прогрессу, и к Старому Свету, к вопросу, разрушительной или позитивной оказалась левая деконструкция идеи «прогресса», и каковы ментальные последствия.

Постмодернисты ставят своей задачей разработку способов сопротивления диктату властных дискурсов, однако, постмодернизм сам стал «властным дискурсом» для части читающей публики, и диктатуре этого дискурса мне хочется сопротивляться. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы,— говорил в романе «Отцы и дети» Базаров,— подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»… Добавить бы сюда и «постмодернизм»… Но если серьезно, то я не вижу особой пользы выдвигать левую деконструкцию в авангард.

Постмодернисты выполнили свою миссию, и ретроспективный анализ показывает, что их критика репрессивных доминант и рассудочных идолов осталась всего лишь одной из критик. Следует взглянуть на постмодернистские учения сквозь призму истории философии, и становится понятно, что они лишь «момент», и их время прошло, в том смысле, что не стоит их ставить в центр вселенной. Постмодернисты всего лишь один из инструментов того самого «прогресса», который они умело развенчивали.

Если исходить из того, что модерну, Новому времени, с его «верой в прогресс и всемогущество разума», постмодернизм противопоставляет критику прежних доминант, то не менее полезной и конструктивной оказывается и критика модерна, например, Константина Леонтьева. Не менее интересно прочитать в этом ключе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Вл. Соловьева (1900), «Основные проблемы теории прогресса» Булгакова и «Проблему прогресса» Устрялова (1931), рядом с ней по времени статья Вл. Ильина «Эйдократическое преображение науки» (1931), где есть весьма примечательная фраза: «Над пошлой и философски безграмотной идеей прогресса посмеялась духовная элита; но эта идея «перешла к неграм», по выражению Кайзерлинга, овладела «черными» душами – и сделалась фактором ужасающего регресса». Материала в нашей истории мысли, на тему прогресса, достаточно много, и могла бы получиться книга не менее интересная и поучительная, чем у Роберта Нисбета.

Является идея «прогресса» необходимым элементом ультраструктуры западного капитализма?

Ну и в завершение относительно представления, что идея прогресса является элементом идеальной структуры («ультраструктуры») капитализма, поскольку, как пишет Гэри Норт в предисловии к книге Нисбета, «Капитал – это результат бережливости, а бережливость – это результат ориентации на будущее».

Бережливость – результат ориентации на будущее? Отчасти да. Наши пенсионеры откладывают из пенсии на «похоронные расходы». Не потому ли, что государство не сможет и не захочет похоронить достойно, да и свои дети не всегда к этому расположены. Так что эта модель ориентации на будущее, ведущая к бережливости, есть следствие страха, типичного для регрессивного движения общества.

Возьмем иной случай. Наш представитель «общего дела» Н. Ф. Федоров думал о будущем, зациклившись на прошлом, на всех когда-то живших, но умерших. Он хотел всех воскресить, и способность к воскрешению и была для него критерием прогресса.

Ну а Циолковский пытался радикально изменить настоящее, исходя из того, что в будущем мы должны покорить весь космос, всю Вселенную.

Критика прогресса звучала и слева, и справа. Но ни та, ни другая не несет ответственности за то чувство исторического отчаяния, которое преобладает сегодня в интеллектуальных средах. Тема прогресса изначально и принципиально конфликтна и полемична. Одни живут в модели, что отделение от религии – это прогресс, другие воспринимают секуляризацию как регресс.

Одни видят прогресс в полной власти человека над природой, но такой власти не было, нет, и в обозримом будущем не будет. Зато есть очевидная власть государства над индивидом. И для кого-то такая власть оказывается свидетельством прогресса, потому как наибольшей опасностью представляется разгул масс. Только вот одни выбирают теократический модус прогресса, другие технократический, и у первых прогресс представляется в облике Президента-патриарха, у других – президента-Управляющего.

Если у нас преобладают сторонники первой модели, то Штаты все-таки выбирают вторую. Но в России часто прогресс служит обоснованием того, почему достижение гармонии постоянно переносится в будущее, а в Штатах требуют реализации своих ценностей – «демократии и процветания» – в настоящем. Так что и в самом деле неизвестно, кто сегодня из нас больший «прогрессист»?

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.