Terra America

18:08(МСК)
10:08(NY)
07:08(LA)
Люди
0
ком
Гражданство для 11 миллионов
Что стоит за спорами о миграционной амнистии в США
Оцените этот контент

Латиноамериканское лицо нелегальной миграции

«Пришло время провести всеохватывающую, основанную на здравом смысле, реформу иммиграционной системы», – заявил американский президент, выступая с речью 30 января в Лас-Вегасе. Согласно планам Обамы, примерно 11 миллионов незарегистрированных иммигрантов, проживающих в США, смогут в итоге получить разрешение на постоянное жительство, а затем и гражданство. Можно уверенно предсказать, что эта законодательная инициатива сильно изменит привычный политический баланс сил в стране.

Интерес американского общества к вопросам миграционной политики вполне понятен. Ежегодно население США увеличивается примерно на 2 миллиона человек за счет естественного прироста и на 1 миллион благодаря иммиграции. Из 312 миллионов жителей США за пределами страны родились 39,6 миллионов человек, причем 11-12 миллионов из них оказались здесь нелегально.

Основная масса мигрантов в США резко отличается от мигрантов в Россию и страны ЕС. Нелегальная миграция в Америке имеет латиноамериканское лицо: подавляющее большинство этих людей приехали из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Например, 58% нелегальных мигрантов – это мексиканцы, еще 22% – выходцы из малых стран Центральной Америки. При всем своём отличие от белого населения США, многие латиноамериканские иммигранты имеют с ним общие культурные и религиозные корни, поэтому их адаптация в американское общество происходит с большим успехом, чем в Европе у мигрантов из исламского мира. При этом, конечно, интеграция идет очень неравномерно среди разных групп латиноамериканцев: есть и положительные примеры в лице кубинской и пуэрториканской общин, и проблемные, сильно криминализованные группы вроде сальвадорцев.

Политика Обамы: кнут и пряник для мигрантов

Последние 20 лет либерализация законодательства по отношению к нелегальным мигрантам является одним из пунктов программы всех кандидатов в президенты от Демократической партии. Это подталкивало к демократам основную часть избирателей-латинос и все больше уменьшало поддержку республиканцев в их среде. Правда, до избрания Обамы в периоды пребывания у власти демократов политика США в отношении нелегальных мигрантов изменялась медленно или не менялась вообще. С приходом в Белый дом Обамы иммиграционная реформа долго не двигалась с места: президент был вынужден, в первую очередь, вести борьбу с рецессией в экономике. При этом уже с начала правления Обама предпринял ряд мер по борьбе с нелегальной миграцией.

За время первого президентского срока Обамы значительно возросли расходы на охрану границы, включая выделение средств на сооружение 600 миль пограничных заграждений, закупку беспилотных самолетов слежения и удвоение численности отрядов пограничной службы на границе с Мексикой. Заметно увеличилось количество задержаний и депортаций нелегальных мигрантов. Например, в течение 2009 года, первого года президентства Обамы, было депортировано 388 тысяч нелегалов – на 50% больше, чем в последний год правления Буша. Обама также выступил за серьезное ужесточение санкций против работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов, и дальнейшее развитие системы электронного контроля данных трудовых мигрантов E-Verify.

По мере приближения президентских выборов 2012 года все острее вставал вопрос о выполнении обещаний иммиграционной реформы, на что рассчитывали избиратели латиноамериканского происхождения. Взяться за эту тему Обама смог только к моменту начала новой избирательной кампании, когда его возможности оказались во многом ограничены наличием республиканского большинства в Палате представителей, занимавшим в целом отрицательную позицию по вопросу легализации мигрантов.

В сложившейся ситуации Обама предпринял своеобразный и неожиданный ход. В июне 2012 года президент издал в обход Конгресса[1] директиву по вопросам миграции. Этот документ, в частности, заблокировал депортацию из США тех нелегальных мигрантов в возрасте до 30 лет, которые приехали в страну до достижения ими 16 лет, не имели серьезных проблем с законом и либо получили диплом об окончании средней школы, либо служили в американских вооруженных силах. Директива сделала возможной легализацию и получение разрешения на работу для приблизительно 800 тысяч молодых мигрантов, привезенных в США детьми и выросшими уже в американском обществе.

Затем Обама предложил принять так называемый Dream Act, предусматривающий широкомасштабную амнистию нелегальных мигрантов и предоставление им в будущем возможности получить гражданство США. Законопроект позволит нелегальным иммигрантам, находящимся в США, подавать на получение визы недавно появившегося типа Lawful Prospective Immigrant («В будущем законный иммигрант») и даст им больший доступ к страховому фонду. Через 8 лет иммигранты, легализовавшиеся в рамках этой программы, будут иметь право подать документы на грин-карту[2]. Затем они смогут претендовать на гражданство.

Получить законный статус, согласно документу, смогут не только сами приезжие, но и их законные супруги и дети. Обратиться за 4-летней визой смогут также иммигранты, которые ожидают депортации. Из программы по легализации, тем не менее, исключат тех, кто был приговорен хотя бы к одному году тюрьмы, а также тех, кто за границей совершил проступок, который, если бы он был совершен в США, грозил депортацией.

Комплексная иммиграционная реформа, предложенная Обамой, требует утверждения Конгрессом и отсутствия возражения со стороны судебных властей[3]. Учитывая преобладание оппозиции в нижней палате Конгресса, президент и после своей победы на выборах 6 ноября 2012 года не может провести такую реформу без поддержки республиканцев, что предполагает хотя бы частичный учет их требований. С этой целью Обама сделал ставку на институт парламентских межпартийных комиссий, в которых идет процесс разработки итоговой версии закона.

Победа Обамы на выборах, обеспеченная во многом голосами латиноамериканцев, привела к тому, что республиканцы впервые принципиально, хотя и с большими оговорками, высказались в поддержку натурализации 11 миллионов нелегальных мигрантов. По всей видимости, под нажимом президента закон о легализации этих людей на территории США будет вскоре принят в той или иной форме. Процесс натурализации нелегальных мигрантов уже стартовал, что стало большим успехом Обамы, и вряд ли кто-нибудь сумеет обратить его вспять. Другой вопрос, насколько это поможет Демократической партии в не самой далекой перспективе удержать свои лидирующие позиции в американской политической системе.

Инициативы Обамы, принятие которых в том или ином виде практически неизбежно, вызовут массу социально-экономических проблем внутри США. Процесс интеграции 11 миллионов новых граждан не пройдет безболезненно. Однако исследования последних лет свидетельствуют о резком замедлении темпов миграции, прежде всего, из Мексики, что объясняется кардинальными изменениями экономической и демографической ситуации в этой стране. Со временем проблема нелегальной иммиграции в Америке будет терять свою остроту и актуальность. Возможно, та масса людей, которую охватит амнистия Обамы, – это последняя крупная волна переселения в США из Латинской Америки.

Республиканцы в погоне за латинос

Внутри Республиканской партии нет единства по миграционной проблематике. Экономические консерваторы признают пользу труда иммигрантов для экономики. Напротив, социальные консерваторы озабочены культурными, расовыми и этническими аспектами миграции из Латинской Америки, прежде всего, тем, что она способствует серьезному изменению этнической структуры населения США. Именно в этой среде популярны призывы принять жесткие меры по борьбе с миграцией вплоть до массовой депортации нелегалов, ограничения их гражданских прав и лишения социальной помощи, а также идея официального признания английского языка в качестве государственного.

Но в целом в течение последних десятилетий позиция Республиканской партии в отношении мигрантов под давлением ее активистов ужесточалась. Например, Маккейн в 2008 году, начавший кампанию с относительно либеральной позицией по вопросу миграции, в ходе праймериз был вынужден значительно ужесточить ее. В 2012 году Ромни выступил с жестко антимигрантской платформой даже по меркам самих республиканцев. Параллельно этому процессу росла доля латиноамериканцев в американском электорате, с 8% на выборах 2004 года до 10%[4] в 2012 году, а их готовность голосовать за республиканцев – уменьшалась. В результате Ромни получил лишь 27% голосов этого электората, что стало одним из главных факторов его поражения.

Неутешительные итоги прошлогодней президентской кампании вынудили республиканцев пересмотреть свою позицию в отношении избирателей-латинос. Многие из них консервативны, привержены традиционным ценностям, и их голосованию за кандидатов-республиканцев препятствует, прежде всего, жесткая антииммигрантская риторика «Великой старой партии». Первые сдвиги уже произошли: от имени партии впервые официально выступил кубинец, сенатор Марко Рубио. Что более важно, республиканцы согласились начать обсуждение по существу Dream Act, не отрицая в лоб саму идею постепенной натурализации нелегальных мигрантов из Латинской Америки. В то же время противники Обамы не могут слишком резко двигаться в этом направлении, дабы избежать проблем со своим консервативным электоратом.

Республиканцы делают большие усилия, чтобы принять закон в своей версии, а не в версии Обамы. Главным направлением критики являются обвинения, что предложенный президентом проект не предусматривает ужесточения контроля над границами и дает преимущество иммигрантам, которые попали в США нелегально. По словам Пола Райана, основная претензия к законопроекту состоит в том, что иммиграционная реформа не учитывает будущий приток мигрантов и предоставляет незаслуженные преимущества тем лицам, которые незаконно въехали в Америку, перед легальными иммигрантами. Проект Обамы, как оценивает его Райан, показывает, что «президент ищет однопартийного преимущества, а не двухпартийного решения проблемы».

Под влиянием республиканцев на свет появился недавно представленный межпартийный законопроект 8 сенаторов (в том числе Маккейна). В нем предусмотрено, что легализация нелегальных мигрантов потребует их проверки в полиции, уплаты ими штрафа и накопившихся налогов. Предоставление постоянного вида на жительство планируется проводить так, чтобы у нелегальных иммигрантов не было преимуществ по сравнению с легальными. От них также потребуется выучить английский язык, документально подтвердить наличие работы, платить налоги. Законопроект сенаторов предусматривает более жесткие наказания для работодателей, нанимающих нелегалов, а также усиление безопасности американо-мексиканской границы, чтобы в будущем вопрос о нелегальных мигрантах, приехавших в США, больше не возникал.

Сегодня республиканцы стараются продемонстрировать свою самостоятельность от демократов в законотворческой деятельности по легализации латиноамериканских мигрантов. Одновременно «Великая старая партия» предпринимает большие усилия, чтобы ограничить предстоящую амнистию законопослушными людьми[5] и сделать законодательство как можно менее либеральным в отношении возможных новых групп мигрантов. Наконец, активность республиканцев сопровождается шумной PR-кампанией, призванной показать избирателям-латинос изменение отношения к ним.

Как это ни парадоксально, но легализация латиноамериканских мигрантов может дать Демократической партии гораздо меньшую выгоду, чем ожидалось. Именно проблема с нелегальным статусом многих латиноамериканцев, в том числе родственников и соотечественников, заставляла многих избирателей-латинос в конечном счете делать выбор в пользу демократов. Смягчение позиции республиканцев может помочь им привлечь на свою сторону немалое количество консервативно настроенных избирателей, которых «Великой старой партии» так не хватало на президентских выборах 2008 и 2012 годов.



[1] Пользуясь тем, что у конгрессменов начались каникулы.

[2] Разрешение на постоянное жительство и работу в США.

[3] Судебная власть может теоретически поставить вопрос о соответствии законопроекта положениям Конституции США.

[4] На выборах президента США 6 ноября 2012 г. право голоса имели 22 млн. латиноамериканцев.

[5] Идеи законопроекта 8 сенаторов, по сути дела, подводят под процесс легализации только законопослушных и относительно благополучных людей, способных выплатить штрафы и налоги. Подобная категория лиц с высокой степень вероятности может оказаться в будущем электоратом республиканцев. 

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.