Terra America

05:21(МСК)
21:21(NY)
18:21(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

Эдиториал
0
ком
Глобальный американец
Оцените этот контент

Если бы столичному жителю, умело орудующему палочками в сетевом ресторане японской кухни, сказали, что он в настоящий момент находится не в японском ресторане, а в американском, то почти наверняка он бы или отмахнулся, или испытал небольшой культурный шок. Разумеется, мы говорим не о владельцах ресторана, а самой его идее, организации бизнеса и адаптации кухни.

Все сетевые японские рестораны мира (некоторые ― даже в Японии) являются американскими в том смысле, что были придуманы, разработаны и затем распространены американцами. Соответственно конструировалась и кухня, и логистическая цепочка. Так, роллы ― американское изобретение, а в одну из крупнейших российских сетей японских ресторанов ингредиенты изначально завозились из США, ведь там уже все было готово к употреблению ― путь от идеи японского ресторана вне Японии до полноценно работающей массовой технологии уже был пройден. Легче было скопировать.

Та же история с доставкой пиццы и китайской еды. Да и рестораны итальянской кухни вне Италии (а иной раз и в ней тоже) устроены по американским лекалам, даже если шеф-повар ― итальянец. Последний персонаж особенно примечателен, ибо сделать из итальянского кулинара перекати поле ― чисто американская идея.

Подобных примеров множество в самых различных отраслях. Локальные американцы придумали эту модель сначала для себя ― и для нации иммигрантов это было вполне естественно, ― а затем стали продавать ее по всему миру в качестве second hand-товара.

На примере японских ресторанов видно, что адаптация кухни под американский вкус ― вполне себе честный бизнес. Но дальше бизнес становится не то чтобы нечестным, он становится другим. Никто не собирается адаптировать кухню для немцев, русских или перуанцев. Ничего переделывать, разбирать на части и пересобирать не нужно, когда готова целиком модель, франшиза на которую распространяется по всему миру.

Максимум, что может поменяться ― детали логистики, процентное соотношение блюд в меню, национальность привратника и официанта. Но это не более, чем наличие, скажем, кириллицы на иностранном ноутбуке, возможность писать по-русски в сети Facebook или иметь спидометр, разграфленный в километрах в час, а не в милях, на американском автомобиле.

Люди по всему миру ― и Россия не исключение ― потребляет этот second hand-товар. Отчасти потому, что бизнес-модель действительно хорошо отлажена.

Но главное ― в мире выращено поколение людей, которые имеют вкусы, предпочтения и даже образ мыслей, характерный даже не для нормального локального американца, а для некого усредненного и изрядно упрощенного американца, американца, проектируемого за океаном для распространения типажа по всей планете ― глобального американца.

Потребляя американскую франшизу, этот глобальный американец становится клиентом Америки.

* * *                               

Разумеется, не ресторанный бизнес нас занимает.

Наша область деятельности ― аналитика, синтез знания, производство идей. Глобальный американец, клиент американской фабрики мысли, потребляет и транслирует внутрь своей страны специально приготовленные продукты, спроектированные под его стандартизованный ― и надо сказать, не всегда взыскательный ― вкус.

Уже более года назад в своем Манифесте мы писали:

«Та Америка, которую открыли для себя как отечественные либералы, так и находящаяся за стенами Кремля власть – лишь небольшой фрагмент огромной Империи идей. Открыв этот фрагмент, его «знатоки» почему-то решили, что понимают и все целое. Окружающая же нас действительность свидетельствует, что это далеко не так».

И все же к излишнему алармизму мы не склонны. Положение США в сегодняшнем мире (и это в разных коннотациях не раз говорилось в отечественной публицистике) сродни положению Рима в античном мире. Всемирный римлянин тоже был специальным образом упрощенным и ущемленным в правах недо-римлянином, и лишь небольшой доле клиентов Рима удавалось обрести полноценное гражданство метрополии.

Но поскольку Рим претендовал на универсальность и всеобъемлемость, возможность участия в римских (читай ― мировых) делах потенциально была у каждого, кто попадал поначалу в качестве клиента на рынок римских идей. Если клиент оставался лишь клиентом, потребителем, то, разумеется, ничего изменить в мире (в Риме) он не мог. Но если он был в состоянии воспользоваться знанием о Риме для того, чтобы потребовать свою долю участия в его делах, то Рим менялся, и история красноречиво об этом свидетельствует. И пресечь такого рода изменения Рим мог только путем полной самоизоляции[1].

Так и глобальный американец вовсе не обязан быть вечным потребителем second hand-продукта и жить в мире second hand. Вовлеченный в глобальное, он может участвовать в жизни глобальной Америки, придавая тем самым новое качество глобальной «активной гражданской позиции» и глобальному управлению.

Для такого участия нужна собственная фабрика мысли, свое собственное производство идеального и, как сказано в нашем Манифесте, наличие национальных амбиций, заинтересованность в изучении глобального и искренняя верность своему. Своему, которое проявляется не во внешнем антураже (как в японском ресторане), а в идейно-технологической начинке.

Глобальная Америка сама предоставила транспортную систему для идей, приходящих извне Америки локальной. Так почему бы ей не воспользоваться?

И в этом смысле наличие глобальных американцев является не только угрозой национальной идентичности. Это и потенциал для российского (китайского или тайского, индийского или бразильского, etc.) участия в глобальном действии.



[1] Заметим, что идеи изоляционизма, противодействия глобальному вмешательству Америки появляются за океаном с завидным постоянством

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.