Terra America

12:08(МСК)
04:08(NY)
01:08(LA)

Автор: Александр Бирман
Добавлено: 15.07.2014

Пространство
0
ком
Christmas без Христа
Почему в США наблюдается тенденция «дехристианизации Рождества»?
Оцените этот контент

В эти дни любой посетитель Нью-Йорка моментально окунается в атмосферу праздника спешащих за покупками женщин и мужчин, одетых в Санта-Клаусов тусовщиков, разноцветных огней и висящих повсюду надписей…Happy Holidays!

В любом супермаркете продавцы тоже поздравят вас не с Рождеством (Merry Christmas), а с праздниками вообще. Почему же в стране, в которой христианство, в частности протестантское, играет важнейшую политическую роль и где кандидат в президенты просто электорально обязан быть христианином (лучше протестантом), религиозную природу праздника Рождества стараются прикрыть?

Сразу возникает еще один вопрос: а какой тогда вообще характер у Американского Рождества, если не религиозный?

И тут есть два важных аспекта. Во-первых, Рождество является самым положительным периодом года для экономики в целом. Во многом, из-за всплеска в потреблении (вызванного массовыми покупками и увеличением расходов на транспорт), компонента, который составляет семьдесят процентов всего американского ВВП. Надо упомянуть и о повышении занятости населения, прежде всего, за счет сезонных работ.

Во-вторых, Рождество – самый семейный праздник; его американцы все еще предпочитают отмечать с родными. В этот день вспоминают о забытых родителях, спешат с подарками к нелюбимым женам и детям. Вот и получается, что две «ахиллесовых пяты» США – экономика, которая, судя по всему, покатится вниз по «фискальному обрыву» после первого января, и семья (США давно занимает первое в мире место по разводам) – вновь оживают во время Рождественской «лихорадки».

Вслед за экономическим и семейным факторами возникает и фактор универсальности: Рождество в Америке – это праздник и каникулы для всех, еще со времен отцов-основателей, когда США были страной почти исключительно христиан, и этот праздник отмечали на государственном уровне, а теперь его отмечают и большинство мусульман, и большинство иудеев, да и подавляющее большинство атеистов тоже.

И вот тут прячется, как говорят американцы, «дьявол в деталях»: нельзя в праздник обижать чувства отмечающих, а отмечают этот праздник и нехристиане. Как следствие, и принятые атрибуты христианства тоже не должны быть на виду. Как мне сказал директор по производству компании American Christmas (CEO которой, кстати, иудей) Игорь Кочан: в Нью-Йорке в качестве декорации нельзя использовать не то, что фигуры религиозных персонажей или просто ангелов, даже звезды на елки вешать категорически запрещается (Единственных ангелов можно увидеть на Rockefeller Plaza и лишь потому, что они находятся там с пятидесятых годов и представляют историческую ценность). В иных местах вместо теперь уже общепринятых «happy holidays» будут висеть и вовсе устрашающие «Merry Xmas» (мол, отмечайте вообще, что сами хотите и считаете нужным).

Для людей, не приемлющих и такой рафинированный вид Рождества, не так давно придумали праздник Кванза (формально почитающий африканские традиции и отмечающийся 26 декабря)

К слову, такая толерантность, закрепленная властями всех уровней, имеет исключительный характер. Например, во время Хануки вывески нью-йоркских магазинов нетривиально гласят «Happy Hanukkah,» кругом говорят семисвечники, а полиция на полчаса перекрывает самый оживленный проспект Пятую Авеню в час пик для того, чтобы автобусы и машины верующих иудеев могли беспрепятственно парадом проехать по центру города.

Конечно, тут надо сделать оговорку, что Нью-Йорк – не Америка, а гораздо более интернациональное и либеральное место, чем Америка в общем, однако тенденция «дехристианизации Рождества» характерна для всей страны. И тут все дело в истории социальных и политических отношений США.

Несмотря на то, что Первая Поправка Конституции США гарантировала свободу вероисповедания и запретила установление государственной религии, на практике дело касалось церквей протестантских, а иные религиозные убеждения подвергались гонениям на локальном и федеральном уровне. В первой половине XIX века в роли изгоев оказались мормоны, которых из штата Нью-Йорк до степей Юты преследовала федеральная армия, во второй половине XIX и вплоть до середины века XX – католики; американские ирландцы и итальянцы до сих пор саркастически шутят, что у США был всего один президент-католик (Джон Ф. Кеннеди), но и того убили.

В конце 1910-х годов вся Америка была поражена скандальным назначением иудея Луиса Брандейса в Верховный Суд США. В конце концов, иммиграционные службы США в течение XX века отдавали предпочтение христианам над представителями других религий (особенно мусульманами). В итоге, ко времени социального движения шестидесятых годов христианство стало религией «виноватого большинства», пытающегося исправить былые ошибки.

Последовательно в общеобразовательных школах сначала запретили молитвы, потом чтение Библии, потом учение креационизма, потом религиозным деятелям запретили появляться в служебной одежде в тюрьмах, с началом нового века с пост-клинтоновским развитием идеологии либерализма и все возрастающим недовольством про-христианским политическим консерватизмом, попало под удар и Рождество.

Вот только теперь в этой обремененной двойными стандартами и почти фанатичной жаждой всеобщей справедливости стране, ущемленными себя чувствуют многие христиане. Один из нью-йоркских христианских лидеров недавно призвал прихожан специально купить елки, тем самым открыто показывая приверженность своей вере в это «новое время угнетений».

Так что хотели как лучше, а получается…весьма по-нашему.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.