Terra America

05:53(МСК)
21:53(NY)
18:53(LA)
Люди
0
ком
Бунт, обновивший старый мир
Как студенты помогли перезапустить Америку?
Оцените этот контент

От редакции. Студенческие выступления в России вызвали в памяти события 1960-70-х годов в США и Западной Европе, когда студенты начали свою собственную атаку на Систему. Сегодня те бурные годы и влияние на американскую общественную жизнь многие оценивают по-разному. Но, так или иначе, образованию, экономике и самой Системе пришлось меняться. И меняться в лучшую сторону. Terra America уже начала разговор об истоках и итогах студенческого бунта текстом Василия Ванчугова. Мы продолжаем его эссе другого постоянного автора нашего портала Дмитрия Петрова.

Пролог

«...Сопредседатели ревкома Джонни Диор и Эвридика Клико… разработали план восстания. Как только телевизионщики расставят приборы, начнется штурм библиотеки.

Вспыхнут чучела профессоров... Вознесутся в небо портреты “святых”: Ленин, Мао, Сталин, Троцкий, Че Гевара, Арафат. Затем будет подорван тотемный столб либерализма, пятидесятиметровый обелиск с именами буржуазных ученых... Всю ночь революционеры готовились к штурму: играли в скат, курили грас, танцевали хулу и, конечно, факовались на всех ступеньках ректорской лестницы».

Так описывает в романе «Ожог» свое видение студенческого бунта Василий Аксенов.

 «Но когда первые лучи пасторального солнышка осветили облака… Эвридика в последний раз провела юным пупырчатым языком по уставшему еще до революции отростку Дома Диора, глянула в небо и... закричала от изумления и ярости.

На вершине университетского обелиска отчетливо была видна койка-раскладушка, а на ней… профессор кафедры славистики Патрик Генри Танджерджет. Как реакционер оказался на вершине, да еще с ящиком пива… осталось невыясненным. В разгаре дня профессор встал и попросил внимания.

– От имени и по поручению молодежи Симферополя и Ялты я сейчас обоссу всю вашу революцию, – сказал он… и, попросив извинения у девушек, исполнил обещание».

* * *

Тишайший профессор рассказывал: «Однажды читаю я лекцию, и вдруг распахиваются… двери, и входит отряд “революционеров”. Впереди черный красавец, вожак».

– Что здесь происходит? – спрашивает он. – Засоряете молодые умы буржуазной наукой?

– Позвольте, говорю, просто я лекцию читаю…

– О чем читаете? – «О русской поэзии…». – «Приказ комитета: с этого дня будете читать только революционного поэта Горького, и никого больше!» – «А Маяковского можно?» – «Оглохли, профессор? Вам же сказано – только Макса Горького, и никого больше!» – «Но … Горький больше известен как прозаик, в то время как …Маяковский…» Они приблизились и окружили кафедру. Голые груди, длинные волосы… а главное, глаза… Нет, не угроза была в этих глазах – странное резкое выражение, быть может, ближе всего к солнечной радиации…

– Вы что, не поняли нас, проф? – спросил вожак.

– Нет-нет, сэр, я вас отлично понял, – поспешил я его заверить…

Между прочим… Вы можете сейчас увидеть героя моего рассказа. Вот он, тот вожак!

Профессор показал подбородком и тростью… Он сидел на тротуаре в позе «лотос», мягко улыбался… и негромко наигрывал на флейте. Улыбка, казалось, освещала не только лицо его, но и всю атлетическую фигуру… и грудину, на которой висело распятие.

Так советский писатель Аксенов впервые встретился с историей студенческого бунта[1].

Кстати, беседовал он с профессором на славной Телеграф-стрит в Беркли, где еще остались следы буйных времен: заложенные кирпичом витрины лавок. Да, увы, первыми жертвами «революций» нередко становятся милые витрины кабаков и магазинов.

Первыми, но не самыми страшными.

* * *

Однако это гостю из СССР Аксенову они (после московской скудости 1970-х) казались безобидными и милыми. Но не юным калифорнийским мятежникам.

Им был ближе бульник, метаемый в цель в соответствии с лозунгом «Разрушим общество потребления!» Они, вроде бы, вычитали его у Маркузе[2]. Но умозрение философа никогда не породило бы девиз тысяч активистов, если бы он в то же время не вырос из их недовольства учебным планом и консерватизмом системы образования. Из их предчувствия призыва на вьетнамскую войну. Из смутного ощущения ограниченности перспектив в мире, где «отцы» уже отошли в недоступные элиты. Но забыли в них оставить ниши для «детей». То есть – перекрыли им быстрые пути ко многим и разнообразным радостям этого общества, к удовлетворению потребностей, которые оно постоянно, неустанно и очень умело в них порождало. 

Сам этот лозунг был абстрактен. Но он будил конкретную агрессию против материальных символов – стильных бутиков, «крутых тачек» и – знакового средоточия этого общества – денег…

Как-то раз, разменяв 300 баксов на долларовые купюры, юный вожак нью-йоркских шалопаев Эбби Хоффман[3] с компанией, заказали экскурсию на Уолл-стрит. В храм бизнеса – фондовую биржу. Они еще не знали, что такое информационный повод. И только начали думать над значением слов medium is the message[4]. Но журналисты пронюхали про их план. И вот, с балкона над торговым залом на брокеров пролился денежный дождь – парни метнули купюры. Да так неожиданно, что «на миг замерла священная электронная лента котировок – сердце Западного мира»[5]. Охрана их выгнала. А репортеры спросили: сколько денег вы разбросали?

– Тысячи!

–  Сколько вас?

–  Сотни. Три… Две… Нас нет!  Нас просто не существует! Но баблу – конец!

Но журналисты им не поверили! И история в момент умчалась на ленты служб новостей, а вечером – прошла по всем каналам. Романтическая молодежь – рукоплескала, «квадратный пипл»[6] плевался: да что ж творит эта жалкая кучка грязных коми? Куда смотрит начальство?

Начальство смотрело ТV. Торопея от яркой контрсистемной операции. Оторопь усилилась, когда 15 апреля 1967 года в Нью-Йорке прошла крупнейшая в истории США демонстрация против войны во Вьетнаме. 700 000 человек! Да, во время визита в город госсекретаря Дина Раска, он стал мишенью для целлофановых пакетов с бычьей кровью, которые метали под скандирование hey, hey, LBJ, how many kids did you kill today? И призывы «перенести войну домой».

Но 700 000!..

Конечно, студенты, атаковавшие Раска, были в меньшинстве на марше 15 апреля. Но в ту пору общая проблема – война – объединяла людей с очень разными идеалами и из очень разных слоев[7]. И побуждали их петь часто одну общую песню и двигаться в одном общем ритме.

* * *

И этот социальный рок-н-ролл служил запалом массового движения, нацеленного не только на «общество потребления», но и на Систему. Причем не «капиталистическую систему», как марксистский штамп, а на всю комбинацию отношений, сложенную строителями американского общества в том виде, что оно обрело в третьей четверти XX века.

Да, это был протест против капитализма (про который учат в колледже). Но, в первую очередь – против правил, норм, обычаев и способов жить, ставших стандартом.

Против политических решений, принятых в «задних комнатах» партийных конвентов и кулуарах Капитолия.

Против зависимости исхода выборов от боссов политических машин.

Против многих лет академической или профессиональной карьеры, ожидающих и отделяющих тебя от славы.

Против отца, что годами пашет в корпорации, получает бабки, имеет дом и классную тачку, исправно платит ипотеку, но не способен быть примером!

А кто способен? Голливуд! Там деньги на кустах растут! Там звезды зажигают в одночасье! Там ждут тебя любовь и счастье… Там возможны «Беспечный ездок» и «Забриски пойнт»[8]. И вот ведь: их сюжет – увлекал, а финал – не пугал. А хрен с ним, что в конце всех убили. Зато как оттянулись, фак твою перефак! Come on, baby, light my fire! Freedom’s just another word for nothing left to loose. I aint get no satisfaction! – Давай детка, распали меня! Свобода – это просто слово про то, что нечего терять! Ну, не можете вы меня удовлетворить, хоть расшибитесь!

А не можете, то вот и мой ответ: крутой маршрут из кинозала – к «Дорз», «Роллинг Стоунз», Дженис Джоплин, Бобу Дилану… И вот уже – готовьтесь! – «скоро польет тяжкий, тяжкий, тяжкий дождь …» И вовсе не обязательно – радиоактивный. Думаю, это упрощенное понимание метафоры Дилана. «Тяжкий дождь» – поток тотального протеста, льющий из тотальной неудовлетворенности и способный оставить за собой тотальную пустыню. Если не на месте старых городов, то на месте старых смыслов, способов жить и культуры. I aint get no satisfaction! Так рифмовались, казалось, несхожие поэтические послания Дилана и Джаггера. И не только поэтические. Но и рекламные. Эй, come on, глянь, как клево тут у нас! И куда доступней, чем достойное место в офисе… Давай, детка, распали меня!

Что это за достойное место? И почему достойное – тебя? И с какой стати? А пох..!

Протест становился образом жизни, обрастая положенными ему особыми причиндалами. Особой символикой, особой одеждой, особой прической (длина волос была темой социального помешательства), особыми стимуляторами, особой музыкой, особым языком. Родители – пригородные жители – в ужасе жаловались журналистам, что не понимают детей, когда те вдруг забегают пожрать и перехватить деньжат. Ну, просто не понимают их слов. А что ж тогда делать детям? Вновь покидать уютные прибежища среднего класса, забившегося в зазор между холодильником и телевизором (PC тогда еще не было J) и топать искать Америку[9]

И это – не про хиппи.

Это – про как раз студентов. Образованных, организованных, наэлектризованных. Это гарнир из бунтарского сленга, рока, ЛСД и марихуаны, джинсов и маек с надписями, серпов-молотов и пацифистских эмблем, без коего не распробовать главное блюдо, которое он обрамлял. Блюдо, зажаренное в штатовских университетах 60-70-х – левацкий радикализм.

* * *

Бунт не был стихийным.

Но им не управляли из-за кулис ни Москва, или кубинские коммиз, ни ФБР. Это был живой опыт подлинной самоорганизации и самоуправления идеалистически настроенных молодых людей. Кстати, при желании там можно было и заработать, но куда более видимыми были финансовые пожертвования. Нет, попытки власти как-то влиять на процесс, конечно, были. Ходили слухи о лидерах студенческого движения Томе Хейдене, Марио Савио и Марке Радде как об агентах спецслужб. Но такие слухи ходят всегда и обо всех, кто причастен к управлению крупными человеческими ресурсами, и особенно – большими массами беспокойных людей.

А студенты были беспокойными. В Колумбийском университете они атаковали полковника Экста пирожком с повидлом прямо в глаз. А ведь он просто пришел рассказать о плюсах военной службы. Дело кончилось истерикой ректора Грейсона Кирка, оккупацией кампуса, братанием с черными активистами из соседнего Гарлема, битвой с полицией, которой, по общему мнению, не место в университете. Квадратный мир ужаснулся! А студенты стали метать пирожки во всё новых и новых полковников. А полиция – применять дубинки и слезоточивый газ во все новых и новых кампусах. А оккупационное движение – охватывать всё новые и новые университеты.

Движение было многолико. Но организовано. И включало сотни тысяч людей и десятки групп.

«Студенты за демократическое общество» (SDS), YIPpiee («Партия международной молодежи»), «Революционное молодежное движение» (YRM), «Рабоче-студенческий альянс» (WSA). Идейный разброс был огромен – от Бакунина до Троцкого и далее. Буржуазные и тоталитарные мыслители попирались презрением. При этом Мао был странным исключением. 

Студентов завораживало гротескное обаяние Герберта Маркузе – седого европейского марксиста. Его тексты –  «Репрессивная толерантность», «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек». Его лекции. Вот он – многомерный человек – читает лекцию в зале Филлмор Ист в Нью-Йорке. Перед ним – на разогреве – играет группа эйсид-рок. Он творит заклятья, призванные сокрушить контроль Системы над душой и мыслью: «Единственным верным ответом этой одномерной машине разрушения может быть только тотальный и полный отказззззз!!!»

И тут Бен Мазерфакер – главарь отрывных радикалов с Ист-Сайда вскочил, плюнул под ноги и воздел кулак, крича: «Только один такой есть ум, блин! Только его, сука, можно слушать!» 

* * *

Подобные слушания привели к вмешательству мятежников в политику. Вы за обновление университетов? Его не добиться, не надавив на бюрократов и ученый истеблишмент. Вы против войны? Ее не остановить, не избрав другого президента. Против войны сенатор Юджин Маккарти? Он ищет выдвижения от Демократической партии как претендент на кресло в Белом доме? Так поддержим его во время конвента партии в Чикаго. На Мичиган стягиваются радикалы. Мэр Дик Дейли в ярости. Он бросает в бой полицию, и она приходит в полное озверение.

Итог – Маккарти проигрывает. На улицах сотни раненых. Суд над активистами: «Чикагская семерка». Приговор – пять лет тюрьмы и 5000 штрафа. Суды над полицейскими – все оправданы.

Стычки стали привычным делом. Задержания – тоже. Более чем стотысячный митинг у монумента Вашингтону. Стотысячный «Поход на Пентагон». Рядом Хейден и доктор Спок, Хоффман и писатель Мейлер, Джерри Рубин и певец Сигер... 600 задержанных. Кое-где – скажем, в Беркли – в бой пошла национальная гвардия. 4 мая 1970 года в Кенте (Охайо) гвардейцы открыли огонь – 4 убитых, 9 раненых. Шок в стране. Это вам не витрины. Это – жизни.

В начале 1970-х выходят книги Джерри Рубина «Сделай это. Сценарии революции» и Сола Алинского «Правила для радикалов»[10]. Но эти сценарии и учебник для акторов запоздали. Движение шло на спад.

Но вскоре выяснилось: главное сделано. Атака на Систему, не сокрушив, принудила ее меняться. И не только внешне – в смысле более свободной одежды в аудиториях, но и глубинно – в виде реформ образовательной политики. И еще глубинней.

А, если угодно – выше.

Процессы в инфраструктурах и антропоструктурах шли созвучно переменам в ультраструктурном пространстве – на уровне онтологий, ценностей, смыслов. И, похоже, они продолжаются. Каковы они? Этот вопрос остается темой обсуждений, которые, думаю, породят важные тексты.

Америка пережила мощное потрясение, вызвавшее смещение социальных пластов и изменения в мировидении и моделях поведения. Это открыло новому поколению пути, ведущие в элиты и ниши в них. Во второй половине 70-х оно получило доступ к солидным ресурсам. Старый истеблишмент согласился делиться. Преграды, вызвавшие протест, были во многом устранены.

Это открыло путь новым видам деятельностей – прежде всего в области информационных и биологических технологий, носителями которых стали новые люди; и стимулировало уже существовавшие, но зажатые тисками старых норм – в сфере технологий гуманитарных.

Новое поколение добилось доступа к Большой Власти. Можно сказать, заключило межпоколенческий конкордат. Это дало Америке импульс развития на 25 последующих лет.

Впрочем, сегодня многие опять указывают на шлагбаумы, блокирующие мобильность людей и идей, и уже ощущают очередные тектонические сдвиги. В ряде секторов мыслящего класса разворачивается дискуссия по их поводу. Очевидно, тому есть серьезные причины.

Эпилог

Студенческий бунт не миновал и Европу.

Лондон, Рим, Париж, Бонн, Берлин стали зонами студенческих восстаний, охвативших другие слои и возрастные группы. Аренами драм, приведших к переменам как на коротком временном лаге (во Франции – отставка де Голля, финал «консервативного десятилетия», ротация элит), так и к стратегическим изменениям в структуре элит и социальной ткани.

Очевидно, события в ЧССР, Польше и СССР 60-70-х годов также были частью глобального процесса: стремления поколения новых видов деятельности устранить препятствия и ограничения на его пути к самореализации. Несмотря на различия между Востоком и Западом того времени.

Различия не отменяют сходств. В Западной Европе не было своих Вьетнамов[11], но студенческий бунт достиг масштабов, сравнимых с американскими. И повлек последствия, подобные тем, что были в США. То же мы наблюдали и на Востоке Европы. Правда в несколько иных формах и на 20 лет позже.

Но, возможно, истоки перемен лежат именно в том периоде.  

В чем состояли изменения в ультраструктурах, породившие брожение 60-70-х годов XX века и, прежде всего – одной из самых энергичных и творческих групп – студентов? Очевидно, этот вопрос есть предмет  обсуждения в другом жанре. И, надеюсь, оно состоится.

Что же до профессора Патрика Г. Тендерджета, от имени учащихся СССР атаковавшего американскую студенческую революцию, то история показала: он сильно поспешил.   



[1] Здесь использован (с сокращениями) фрагмент очерка В.П.Аксенова «Круглые сутки нон-стоп» //«Новый мир», № 8, 1976.

[2] Герберт Маркузе – философ Франкфуртской школы, чьи труды были восприняты иными «бунтарями» как учебники.

[3] Тот самый, к тому времени знаменитый, в основном, тем, что раздавал десяти косяков с марихуаной после своего выступления на конференции радикалов в университете города Баффало.

[4] Наиболее часто цитируемый афоризм Маршалла Маклюэна из его книги «Понимая медиа» (‘Understanding Media: The Extensions of Man’, 1964). Значения – см. в многочисленных трактовках.

[5] Abbie Hoffman ‘Soon to be a Major Motion Picture’, 1967.

[6] Square people – англ. – «квадратные люди» слэнговое обозначение обывателя.

[7] И это их деятельностное со-общение дает основание (возможно – единственное) для обобщений в этом тексте.  

[8] ‘Easy Rider’ (1969), ‘Zabriskie Point’ (1970) – картины, ставшие культовыми в контр-культурной и радикальной среде 60-70-х годов.

[9] В этой главе использованы аллюзии к песням The Doors ‘Light My Fire’, Janis Joplin ‘Me and Bobby McG’, Rolling Stones ‘Satisfaction’, Bob Dylan ‘A Yard Rain A-gonna Fall’, Paul Simon and Art Gafunkel ‘America’.

[10] Jerry Rubin, ‘Do it. Scenarios for the Revolution’ (1970); Saul D. Alinsky ‘Rules for Radicals’ (1971).

[11] За исключением Великобритании, где именно на 60-70-е годы пришлось расширение и обострение насилия в Северной Ирландии.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.