Terra America

01:51(МСК)
17:51(NY)
14:51(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
«Большая сделка», или «дальневосточный Вестфаль»
На что могут разменять режим чучхе?
Оцените этот контент

«…хорошо бы Пекину, Москве и Вашингтону посовещаться о том, чем можно без ущерба для себя и окружающего мира угостить Пхеньян, чтобы оттянуть время до того момента, когда самим корейцам на севере окончательно опостылеет маршировать и петь гимны своим вождям – как мумиям, так и живым мертвецам».

(Никита Сорокин)

Связи между набирающим вес Китаем и испытывающими растущий «дефицит всесилия» США – одна из важнейших тем международной политики. В последние годы благодаря «сланцевой революции» Ближний Восток перестает быть зоной обеспечения жизненных интересов Штатов, и их внимание все более перемещается в зону Азиатско-Тихоокеанского региона, что не может не актуализировать и заострять тему американо-китайских отношений.

В этих отношениях заложено немало противоречий – и экономических, и геополитических, однако, нельзя исключить, что на каком-то этапе дипломатия КНР и США придет к серьезному соглашению, которое, пусть на время, но все-таки разрядит атмосферу на линии их взаимного противостояния.

Если это случится, то ключевым объектом такого соглашения станет, по всей вероятности, Северная Корея, а субъектами – не только Китай с Америкой, но и другие дальневосточные державы – Южная Корея, Япония и Россия.

КНДР – главный узел противоречий и геополитической напряженности во всей Северо-Восточной Азии. Ее существование как отдельного, самостоятельного государства де-факто обеспечивается Пекином. Но такой строптивый партнер, как Пхеньян, и для него неудобен, слишком много из-за него проблем[1]. Головной боли достаточно с одной ядерной программой Пхеньяна[2]. А чего стоит недавнее «весеннее обострение» с угрозами применения атомного оружия!

Кроме того, слишком много средств требуется на то, чтобы поддерживать Северную Корею на плаву[3]. Поднебесная идет на эти расходы главным образом потому, что если она «сдаст» Пхеньян на милость Вашингтона и американских союзников, то вскоре на реке Ялуцзян (граница КНР и КНДР) будут стоять военные подразделения США: морские пехотинцы, разведка и прочие атрибуты силового присутствия заокеанской державы в Восточной Азии.

Для Китая Северная Корея ценна (если не считать значительных запасов руд цветных и легирующих металлов – меди, свинца и цинка, вольфрама, никеля, молибдена, редкоземельных металлов) почти исключительно как предмет возможного торга, и в этом смысле она является его геополитическим активом, который уже давно пора реализовать. Вопрос прежде всего в цене и в том, чтобы ее заплатили.

Интересы Пекина известны уже давно. Это, прежде всего, Тайвань и акватории в бассейнах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. В пределах этого поля и может вестись размен между США и КНР.

В ее пользу Вашингтон может снять свои гарантии безопасности Тайваню и поступиться некоторыми второстепенными позициями – в обмен на полный отказ от поддержки Пекином КНДР. Тогда откроется путь к интеграции Тайваня с материковым Китаем на условиях, близких к тем, на которых в него интегрировались Гонконг и Макао или даже на еще более льготных. То есть Тайвань станет специальным административным районом с сохранением полного самоуправления, собственной валюты и сложившейся политической системы лет на 50 как минимум[4].

Перед Штатами же откроется перспектива вывода почти 30-тысячного контингента из Южной Кореи и значительной части своих вооруженных сил из Японии. В свете финансовых проблем, которые испытывают США и взятого ими курса на крупное сокращение своей армии – почти на 124 тысяч человек – для американского государства это будет весьма неплохим решением, а для простых американцев, особенно для их кошельков, – и вовсе прекрасным.

Однако американо-китайская «Большая сделка» по определению быть не может только двухсторонней. Стороны вынуждены будут привлечь к этому геополитическому проекту других крупных игроков, о которых мы говорили выше.

Начнем с Корейской республики. Сеул получит карт-бланш на объединение Кореи как ФРГ на поглощение ГДР. Это откроет перед страной широкие, хотя и очень неоднозначные перспективы развития. Ясно, что интеграция Юга и Севера Корейского полуострова будет задачей на порядок более сложной, нежели интеграция Запада и Востока Германии. Тем не менее, южнокорейский бизнес сможет заполучить на свои предприятия миллионы недорогих и трудолюбивых рабочих рук, которые, в отличие от выходцев с Ближнего Востока и Африки, имеют достаточные навыки для освоения сложной техники. Северокорейские рабочие, в свою очередь, наконец-то смогут накормить себя и свои семьи досыта, избавятся от давления жесткой и репрессивной общественно-политической системы.

Армии двух Корей, которые противостоят главным образом друг другу, можно будет сократить почти на две трети, т.е. более чем на миллион (!) человек. Все это создаст для Кореи – и в какой-то степени для ее соседей – емкий и дешевый рынок рабочей силы, а очень существенная часть ВВП полуострова не будет тратиться на безмерно раздутые силовые структуры и бесплодное взаимное противостояние и послужит экономическому росту единого государства.

Однако за это Сеулу придется кое-чем заплатить.

Япония от разрядки на Корейском полуострове и демонтажа пхеньянского монстра тоже получит крупные выгоды. Ей не нужно будет обращать внимание на опасности, могущие грозить стране с этого направления, и тратиться на защиту от них, а ликвидация 60-летнего очага напряженности очень хорошо отразится на местной и региональной деловой активности в целом, в том числе – на биржевой деятельности. Быть может, это послужит импульсом для выхода Ямато из почти 30-летней стагнации.

Одним из безусловных пунктов соглашения об объединении Кореи станет не только вывод оттуда американских войск, но и закрытие атомной программы КНДР, ликвидация имеющихся у нее ядерных зарядов. Это, кстати, говоря, общий интерес и общая выгода для всех без исключения участников потенциальной «Большой сделки», в том числе – для самой Северной Кореи.

Поднебесная за свою уступчивость может также потребовать невмешательства США в территориальные споры в Южно-Китайском море и уступки ей островов Дяоюйдао (Сенкаку). В свою очередь, Штаты, под «колпаком» которых находится безопасность Японии, которая получает бонусы от объединения и демилитаризации Корейского полуострова «за бесплатно», могут предложить Стране Восходящего Солнца своеобразный обмен: Япония уступает Сенкаку КНР, но, в свою очередь, получает оспариваемый ею у Южной Кореи практически равноценный этой горстке скал и островков архипелаг Лианкур (Токто, Такэсима). Этот размен можно превосходно обосновать историческими фактами и геополитическими аргументами, однако данный сюжет выходит далеко за рамки рассматривающейся здесь темы.

Кроме того, чтобы обеспечить благожелательное отношение к процессу «дечучхезации» со стороны России, Япония откажется от каких бы то ни было претензий на острова Курильской гряды, а Южная Корея выплатит РФ сумму государственного долга КНДР за все годы ее самостоятельного существования в максимально возможном объеме.

Когда все заинтересованные стороны придут к единому, устраивающему всех соглашению, наступит черед «уламывания» северокорейских властей. Часть их представителей может получить те или иные гарантии, а в качестве бонуса – административные должности в единой Корее, прежде всего – в северной ее части. Высшему руководству Сеул может негласным образом заплатить различные суммы, отправив их на счета в банках материкового Китая, Аомыня, Гонконга, Швейцарии или же каких-либо иных стран. Армия и в целом силовые структуры КНДР будут распущены (тогда как армия РК только сокращена), но ее наиболее боеспособные подразделения, скажем, уникальные по своему удельному весу и численности части спецназа, которые насчитывают порядка 100 тыс. чел., могут и даже должны – во избежание возможности начала партизанской войны – быть включены в войска единой Кореи.

Все вышесказанное, естественно, всего лишь рамочные идеи. Конкретные предложения будут вырабатывать рабочие делегации и группы экспертов, причем «пятерка» Пекин – Вашингтон – Сеул – Москва – Токио должна выступать с общих, заранее обговоренных позиций. Фактически она предъявит КНДР консолидированный ультиматум.

Альтернативой его выполнению станет полное прекращение товарооборота, какой-либо помощи – гуманитарной и прочей, всех деловых контактов «пятерки» с Пхеньяном и установление полной морской, воздушной и сухопутной блокады границ Северной Кореи с возможным введением над ней бесполетной зоны. Если же последняя начнет какие-то военные упражнения и прибегнет к риторике с упоминанием ядерного оружия, то «пятерке» следует посулить Пхеньяну комплексный совместный удар по его военным объектам, и быть готовой действительно его нанести.

Эти угрозы должны дойти до самых потаенных извилин северокорейского руководства. В таких условиях оно будет вынуждено согласиться на предложения, которые ему сделали, и протянуть руку за обещанными переговорами «пряниками». Иная реакция будет означать его гибель, не только политическую, но и, возможно, физическую.

Таким образом, в результате дипломатического процесса в Северо-Восточной Азии будет создана своего рода «Вестфальская система». Впрочем, кто-то может обозначить ее как «дальневосточный Мюнхен», а то и «пятисторонний пакт Молотова-Риббентропа»…

Но как переговоры по осуществлению «Большой сделки» ни назови, они должны будут проходить на некоей «нейтральной территории», т.е. не в Вашингтоне, не в Пекине, не в Токио, не в Сеуле и, тем более, не в Пхеньяне. Весьма удачное место для их проведения – российское Приморье, Владивосток, где совсем недавно была создана инфраструктура для проведения форума АТЭС.

Кстати говоря, наша дипломатия может выступить и инициатором формирования этой «Ост-Вестфальской системы», защищая национально-государственный интерес, и, в то же время, повышая роль и престиж своей страны в АТР и в мировой политике в целом – по аналогии с инициативой установления контроля над химическим оружием в Сирии.


[1] По мнению крупнейшего отечественного корееведа Андрея Ланькова, «Пхеньян сейчас живет почти исключительно на пекинские денежки, и это руководству КНДР не слишком нравится». http://tttkkk.livejournal.com/256046.html Китай остается едва ли не единственным источником помощи для КНДР. http://www.itar-tass.com/c533/704576.html

[2] По словам директора Центра общественно-политических исследований Влад. Евсеева, после проведения 3-х ядерных испытаний в распоряжении КНДР может находиться около 28 кг оружейного плутония. "При расчете на 1 боезаряд 4 кг можно говорить о том, что потенциально Сев. Корея может собрать до 7 ядерных боезарядов на основе плутония». Судя по оценкам специалистов, ядерный потенциал Пхеньяна ограничен примерно 6-ю плутониевыми боезарядами. http://rus.ruvr.ru/2013_04_10/Dve-Korei-jadernij-blef-na-fone-dezhavju-AUDIO/

[3] Из КНР поступает почти 90% энергоносителей, более 40% продовольствия, около 60% товаров повседневного потребления. http://izvestia.ru/news/548970

[4] Очень занимательный факт. Тайвань (официально – Китайская Республика) предъявляет претензии на территорию входящей в состав РФ Тувы, принадлежавшей империи Цин. Однако при этом в 2002 г. Китайская Республика признала независимость Монголии, также входившей в состав Цинской империи.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.