Terra America

01:32(МСК)
17:32(NY)
14:32(LA)

Автор: Станислав Хатунцев
Добавлено: 16.07.2014

Пространство
0
ком
Киногид для не таких как все
Краткий обзор киношедевров уходящего года
Оцените этот контент

Итак, год почти закончился, и можно подводить итоги.

Мы, как водится, подводим «извращенные» итоги уходящего года в кино, то есть стараемся включать в лучшую десятку не те фильмы, которые и без того все уже посмотрели, или по каким-то причинам смотреть не стали, а те картины, которые были обделены вниманием по тем или иным причинам.

На всякий случай напомню, что извращение, перверсия (лат. perversio- «переворачивание») – не что-то порочное и опасное, а всего-навсего отклонение от нормы. Однако стоит напомнить в очередной раз, эти «обделенные вниманием картины» не являются арт-хаусом в строгом смысле слова. Таким образом, главное, что следует понять: речь в тексте пойдет об интересных, но не самых популярных картинах уходящего года, которые, тем не менее, будет интересно посмотреть широкой публике. Этот год, кстати, был особенно скуден на хорошие фильмы, а потому пришлось кроме американских, на которые, как правило, я делаю основной акцент, включить в список и ленты другого производства.

На десятом месте картина южнокорейского производства «Я видел дьявола» Ким Чжи Уна. Фильм про то, как агент спецслужб методично и медленно мстит маньяку за то, что тот убил его любимую жену. Несмотря на то, что ленту выпустили под маркой «артхауса» – понятия сложного и неоднозначного, но всегда ассоциирующегося у публики со скучным, занудным кино – на самом деле смотрится она живенько, хотя и является очень кровавой. Поэтому тем, кто не приемлет насилие на экране, она не рекомендуется. И, кстати, раз уж Корея сегодня у всех на слуху, хотя и не Южная, наверное, этот фильм вызовет интерес у тех, кто его по тем или иным причинам пропустил.

На девятом месте «Бьютифул» модного в России режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту с не менее модным Хавьером Бардемом. В центре фильма главный герой Уксбал, который готовится к скорой смерти и торопится завершить дела в этом мире, чтобы спокойно уйти. Все предшествующие ленты Иньярриту мне жутко не нравятся, а потому я немало удивился, когда в конце года обнаружил, что в 2011 году в России кроме вот этой показывали мало чего приличного. Если вы не любите тяжелых картин и особенно, когда от фильма у вас портится настроение, не смотрите этот очень длинный «Бьютифул». Даже дома. Просто имейте в виду, что он хороший и, наверное, лучший у режиссера. Впрочем, во время затяжной депрессии смотреть не возбраняется: хуже не будет. Очень может быть, что фильм получился таким удачным, потому что Иньярриту отказался от услуг своего постоянного сценариста и все написал сам.

На восьмом месте хороший голливудский мультипликационный сюрреалистический кислотный вестерн «Ранго» режиссера Гора Вербински, наштамповавшего до того несколько серий «Пиратов Карибского моря». В центре сюжета детективное расследование таинственного исчезновения воды, которой живут обитатели города в пустыне, населенного рептилиями и всякими животными. Следствие ведет самозваный новоявленный шериф города Ранго. Этот фильм будет особенно интересен для киноманов, которым хитрыми создателями предлагается найти огромное количество разных аллюзий и ссылок. Он, кстати, может стать отличной основой для интеллектуальной викторины «Найди 1054 аллюзии в “Ранго”». Смотреть можно всем, противникам вестернов в том числе (даже кислотных).

Седьмое место лучших фильмов уходящего года занимает «городская мелодрама» «Прошлой ночью в Нью-Йорке» Мэсси Таджедин. Пока супруг в командировке пытается не замечать привлекательности своей коллеги, супруга в ночном Нью-Йорке встречает своего бывшего возлюбленного. Эта мелодрама отличается от прочих картин того же жанра тем, что лишает женскую часть аудитории всяческих иллюзий относительно любви и совместной жизни. Фактически с самого начала нам дают понять, что вместо обычного «розового хэппи-энда» в заключении будет что-то еще, и это что-то оставит зрителя разочарованным. Жестокий реализм от жестокой женщины-режиссера. За что лента и попала в десятку лучших. Кроме основного сюжета особо приятные чувства вызывает жизнь ночного Манхэттена. Всем, кто тоскует по нью-йоркской Америке, смотреть обязательно. Судя по всему, именно на ностальгические чувства этой категории зрителей рассчитывали прокатчики, решившие перевести оригинальное название фильма «Last Night» как «Прошлой ночью в Нью-Йорке».

На шестом месте уверенно держится «Боец» режиссера Дэвида О. Рассела. Редкий пример удачной спортивной драмы о стремлении главного героя получить титул чемпиона мира в боксе. Фильм объединяет в себе лучшие черты двух других удачных спортивных драм – «Бешеного быка» и «Малышки на миллион». С одной стороны, мы видим, как  главный герой, несмотря на все трудности, воплощает в жизнь американскую мечту, с другой – перед нами картина об очень непростых отношениях двух братьев. В отличие от реалистичной «Малышки» счастливый конец этой картины, конечно, полностью оправдан, ведь фильм основан на реальной истории. Да и если бы конец был несчастным, зрительские сердца просто-напросто разорвались бы от сожаления. Как и многие другие ленты из списка, характерно, что эта была в отечественном прокате в начале года, а в США – в конце 2010. И, как и многие другие из представленных лент, картина «Боец» шла ограниченным прокатом.

Пятое место занимает документальная лента, также шедшая летом сего года в России ограниченным прокатом, «Американский грайндхаус» – история эксплуатационного кино в США – начиная с «докодовой эры» и заканчивая современным состоянием кинематографа, много позаимствовавшего у дешевых жанровых картин про секс и насилие. Прекрасно подойдет для того, чтобы познакомиться с не очень известным течением американского кинематографа. Но для знатоков лента, разумеется, окажется довольно поверхностной. Впрочем, они обрадуются и тому, что она вообще есть.

На четвертом месте экранизация нашумевшего (правда, не в России) романа Алана Глинна «Области тьмы». Главный герой в исполнении Брэдли Купера – неудачник и писатель, страдающий творческим бесплодием – обнаруживает для себя таблетки, увеличивающие в разы возможности человеческого мозга. Герой, разумеется, достигнет многого, но у таблетки есть побочные эффекты, а отсюда и многочисленные неприятности. Картина смотрится с большим интересом. Хотя многим фильм показался «попсовым», его можно порекомендовать посмотреть в ознакомительных целях всем. Правда, «извращенцам» он, скорее всего, не понравится. Да, и, даже принимая супер-таблетки, главный герой совершает непростительные ошибки, щеголяя своим интеллектом. По крайней мере, в дубляже, пытаясь впечатлить глупых богатеев, он говорит о четырех законах логики, которых, как известно даже школьникам, три…

На третьем месте британская картина со шведским привкусом «Шпион, выйди вон». На самом верху британской разведки завелся крот, и отставнику в исполнении Гарри Олдмэна предстоит вычислить одного из своих бывших коллег. Томас Альфредсон, автор шведского вампирского хита «Впусти меня», по которому не так давно был снят американский ремейк, приложил все мыслимые усилия, чтобы сделать интереснейший детективный сюжет по-настоящему скучным. Но добиться этой слаженной и одновременно ложной скуки – самая восхитительная придумка создателей ленты. Лишив остросюжетный фильм всякой остроты, Альфредсон поднял картину до самого высокого уровня персональной ответственности каждого актера перед зрителем, сконцентрировавшись исключительно на внутреннем мире героев, о котором мы можем лишь догадываться, созерцая их, казалось бы, полнейшую невозмутимость. Игра Гарри Олдмэна, Колина Фёрта, Джона Хёрта и других прекрасных звезд британского кино просто гениальна. В картине не помешал бы и легендарный Майкл Кейн, но он, в отличие от названных, не может управлять своей харимзой, а потому, появись в картине Кейн, фильм был бы лишен той чопорной выдержки, что придал ему Альфредсон. Когда я уходил из зала, только и слышал гневные филиппики в адрес фильма, его создателей, а также исполнителей, что, разумеется, свидетельствует о том, что лента явно удалась.

Второе место занимает картина, запрограммированная на успех уже своим названием, «Супер». Фильм про то, как неудачник, жена которого ушла к сутенеру-наркоторговцу, превращается в «супергероя без суперсилы». И смотреть на то, как отъявленные бандиты гибнут от удара разводного ключа – роскошное удовольствие. Сценарист и режиссер Джеймс Ганн уже давно достиг такого мастерства, что при небольшом бюджете, способен обойти все самые дорогие постановки той же тематики. В частности, максимально невыгодно на фоне остроумной и искрометной черной комедии «Супер», в которой, кстати, сыграла одну из своих лучших ролей талантливая Элен Пейдж, выглядит один из самых ожидаемых летних «хитов» «Первый мститель». Премьера фильма в России долго откладывалась, но, в конце концов, прокатчики сжалились и показали кино и отечественной публике. За что мы, публика, прокатчикам благодарны. Хотя народные умельцы обогнали прокатчиков, выложив фильм в прекрасном качестве с собственным переводом, в сетях. За что мы, снова публика, еще более благодарны народным героям.

И, наконец, первое место 2011 года, а заодно и первое место 2012 (так как премьера ленты в России назначена на 2 января), принадлежит «Девушке с татуировкой дракона» Дэвида Финчера. Просто восхитительное кино. Престарелый олигарх (Кристофер Пламмер) из семьи «тиранов, маньяков, насильников, нацистов, нелюдимов» нанимает осрамившегося журналиста (Дэниел Крейг) провести частное расследование очень давнего исчезновения молодой девушки, которую старик в свое время взял на воспитание. Открыть тайну главному герою, ясное дело, поможет «девушка с татуировкой дракона».

Тем, кто еще не читал книги «Девушка с татуировкой дракона» и не смотрел шведской экранизации, чрезвычайно повезло! Они, как и я, а также все прочие американцы, плохо переваривающие все неамериканское, смогут с интересом ожидать развязки пока еще не известного сюжета. Тем же, кто уже «загрязнил» свое сознание шведской продукцией, придется наслаждаться сравнением экранизаций, игрой актеров и режиссерской работой. Кстати, про режиссера. Финчер, делавший ленты одну ужаснее другой, уже давно исчерпал выданный мною ему кредит доверия. Апофеозом его падения в моих глазах явилась «Социальная сеть». Однако «Девушка с татуировкой дракона» вновь заставила меня поверить в его способность делать действительно качественное кино, пусть и весьма популярное. Фильм настолько интересный и приятный, что я подумываю еще раз посмотреть его на большом экране.

P.S. Отмечу еще пару экранизаций, которые привлекли мое внимание в этом году и даже не разочаровали. Это «Телохранитель» Уильяма Монахэна, снятый по роману Кена Бруена, «Субмарина» Ричарда Эйоэйда, поставленная по одноимённому роману 2008 года Джо Данторна, и экранизация книги Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник» Брюса Робинсона. Примечательно, что первые две ленты – дебютные режиссерские работы хорошо известных в кино людей.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.