Terra America

00:24(МСК)
16:24(NY)
13:24(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 18.07.2014

События
0
ком
«Ватикан не разделяет мир на добрых и злых парней, как это делают американцы!»
Известный иезуитский священник и исследователь ― о том, чего ждать от встречи президента России и Папы Франциска I
Автор: Томас Риз
Оцените этот контент

От редакции: В преддверии встречи президента России и Папы Франциска I портал Terra America публикует серию материалов о новом Понтифике. Является ли он «либеральным Папой» или, будучи консерватором, стремится к более откровенному разговору с миром? Каковы его взгляды на чувствительные социальные вопросы и международные отношения? Насколько отставка его предшественника стоила репутации и социально-политического влияния Святому Престолу и лично новому Понтифику? Способен ли он вдохнуть новую жизнь в Католическую Церковь и стать ее новым лицом? Наконец, чего ожидать от встречи Владимира Путина и Папы? Об этом мы побеседовали со старшим аналитиком независимого католического издания National Catholic Reporter отцом Томасом Ризом. Отметим, что о. Томас, как и Папа Франциск I, является иезуитом.

* * *

― Отец Томас, совсем скоро Папа Франциск I встретится с Владимиром Путиным. По Вашему мнению, это будет рутинная встреча Папы с главой другого государства, или нам следует ждать чего-то большего?

― Сложно сказать… Я бы не ждал каких-то чудес, однако ведь мы уже далеки от времен холодной войны. Дипломаты Ватикана ― реалисты. Они не видят в Путине ни ангела, ни демона. Они будут рады возможности работать с ним вместе над мирным урегулированием в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. Вместе с тем, они знают, что у Путина есть и своя политическая повестка. В Ватикане также надеются на то, что эта встреча послужит улучшению отношений с Русской Православной Церковью. Возможно, даже состоится встреча Патриарха и Папы в какой-нибудь третьей нейтральной стране. Я не думаю, что Папа поедет в Россию, даже если Путин его пригласит. Такой визит невозможен, пока оба, Путин и Патриарх не пригласят его.

― Нас в России удивило и порадовало письмо, которое Папа направил президенту Путину по поводу ситуации вокруг сирийской гражданской войны, осуждающее любое внешнее военное вмешательство. Можем ли мы сказать, что в этот момент родился еще и новый Папа-миротворец, который будет и дальше нести миротворческую миссию во все регионы мира? В связи с этим ― насколько велики силы и возможности Святого Престола для миротворчества? Какую роль Церковь может сыграть в прекращении конфликтов, подобных сирийскому?

― И Иоанн Павел, и Бенедикт выступали против войн в Персидском заливе. Святой Престол всегда поддерживал мирный процесс на Ближнем Востоке, однако эта поддержка немногим больше, чем возможность для сторон услышать голос морали. У Ватикана длительная история сотрудничества с разными странами мира в областях, где позиции сторон совпадают или близки, даже тогда, когда наши мнения расходятся по другим вопросам. Ватикан не разделяет мир на добрых и злых парней, как это делают американцы.

― Насколько, на Ваш взгляд, повлияла добровольная отставка Папы Бенедикта XVI на мировой престиж и влияние Ватикана? Будет ли в связи с этим новый Папа Франциск I заведомо более слабой фигурой на международной арене, чем его предшественники?

― Отставка Папы Бенедикта повлияла на репутацию Ватикана ― в положительном ключе. Мы увидели, что высшее лицо Церкви отдает себе отчет в том, что современная медицина может долго поддерживать тело человека живым уже после того, как он будет не в состоянии выполнять тяжелый труд Папы. Бенедикт XVI показал себя скромным лидером, который ставит нужды Церкви выше собственной власти, славы и статуса.

― Можно ли сказать, что Папа Франциск продолжит консервативную линию Иоанна Павла II и Бенедикта XVI? Или его скорее можно назвать либералом? Что можно сказать о политике нового Папы после его первых восьми месяцев в Риме?

― Знаете, термины «либерал» и «консерватор» больше сбивают с толку, нежели что-то проясняют, когда мы говорим о Католической Церкви. Католические иерархи, включая пап, склонны быть либералами в вопросах социальной справедливости и равенства, но они весьма консервативны в вопросах сексуальной ориентации и абортов. Я бы сказал, что в экономической сфере они левее либеральных демократов в США, но солидарны с республиканцами в их противодействии легализации однополых браков и абортов.

Что же касается Франциска I, то я бы отметил два его важных отличия от предшественников.

Во-первых, его подход более пасторский. Иоанн Павел II и Бенедикт XVI выступали слишком академично, вели себя, как учителя ― какими они и были в их предшествующей жизни. Папа Франциск вместо того, чтобы проводить время со студентами, которые назубок выучат каждое его слово, провел большую часть своей карьеры на улицах бедных кварталов и в домах обездоленных необразованных людей. Выражая свои мысли, он приводит примеры, рассказывает притчи и использует метафоры, а не оперирует абстракциями. И он на своем примере показал, что современные люди более склонны слушать «живого» собеседника, нежели человека академического склада.

Во-вторых, Папа Франциск стремиться не к спору с людьми, не согласными с Церковью по отдельным вопросам, а к тому, чтобы донести до людей Благую Весть любви, сострадания и справедливости в позитивном ключе. Он убежден, что людей скорее привлекает Божественная красота Откровения, нежели убеждают аргументы.

― Новый Папа сделал несколько весьма примечательных заявлений, которые можно истолковать как призыв к более активному участию Святого Престола в социально-политической жизни мира. Так ли это? И действительно ли Франциск I способен вдохнуть новую жизнь, новую энергию в Церковь?

― Церковь, вообще говоря, должна держаться подальше от партийной политики и никогда не поддерживать публично кандидатов или политические партии.

С другой стороны, политика ― это инструмент, с помощью которого люди могут принимать решения, способствующие общественному благу. В этом смысле Церковь может и должна влиять на политику и участвовать в политических дискуссиях, напоминая обществу о морально-этических ценностях ― защищать жизнь, заботиться о бедных, сохранять мир и так далее. Однако у Церкви нет ни знаний, ни права выступать с какими бы то ни было программами по достижению этих целей.

Голос Церкви должен пророчески призывать к справедливости и милосердию, однако именно миряне должны найти способ, как осуществить эти призывы. Например, Церковь может и должна утверждать, что доступ к здравоохранению является правом каждого человека, но добиваться реализации этого права должны политики и эксперты. Чем более конкретным в земных делах делается учение Церкви, тем более она сдвигается к области, где возможны дебаты и должны приниматься благоразумные доводы.

― По Вашему мнению, является ли избрание Папой Франциска I своего рода выбором Ватиканом стратегической линии на межконфессиональный диалог? Будет ли такой диалог успешным, и что он будет означать для всего мира?

― Я думаю, что Папа Франциск начнет с дружеских объятий партнеров по диалогу, показывая им братскую любовь и уважение. Затем он сосредоточится на тех сферах, где мы имеем сходную позицию, дабы найти возможности для сотрудничества и начать учиться друг у друга. И только тогда, когда дружба и взаимное уважение станут нерушимыми, можно начинать говорить о разногласиях.

Беседовала Юлия Нетесова

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.