Terra America

22:46(МСК)
14:46(NY)
11:46(LA)

Автор: Стивен Фортескью
Добавлено: 05.08.2014

Эдиториал
0
ком
«Голуби» и «ястребы» могут поменяться партиями
Оцените этот контент

Примерно через две недели в США закончатся парламентские каникулы, связанные с Днем благодарения. Возобновится работа обеих палат Конгресса, и на голосование будет поставлен вопрос о поддержке недавно заключенного договора между шестеркой и Ираном. Речь пойдет о снятии части санкций с Исламской республики, что должно привести к получению этим государством дополнительных 7 миллиардов долларов. «Ястребы» в Сенате и Палате представителей, за которыми стоит, в том числе, стремительно теряющее свое политическое влияние израильское лобби, собираются дать бой Обаме. И, кажется, они имеют некоторые шансы на успех.

Обратим внимание на некоторые любопытные обстоятельства в этой истории. Если не все, то некоторые из противников иранской сделки в Конгрессе, еще два месяца тому назад готовились прокатить в Палате и Сенате военную резолюцию Обамы, который просил у Конгресса разрешения применить силу против Сирии. Среди других республиканцев – противников «сделки» –выделяется сенатор от штата Техас 42-х летний Тед Круз, наибольшую известность которому принесло упорное сопротивление президенту по вопросу реформы медицинского страхования. Круз – один из тех «сентябрьских голубей», кто превратился в «ноябрьского ястреба». 25 ноября 2013 года Тед Круз выступил в журнале Foreign Policy с подробной критикой «сделки», назвав ее «опасной», «плохо продуманной», основанной скорее на благих пожеланиях, чем на разумном расчете. По мнению Круза, Обама предает интересы Израиля во имя призрачного мира с Ираном.

Очевидно, что Круз способен увести часть республиканцев от Рэнда Пола в сторону Джона Маккейна, образовав в Сенате новую про-израильскую и анти-иранскую коалицию. Между тем, в прессе стали раздаваться голоса о том, что республиканцам в Палате для своего очень возможного электорального успеха ― как в 2014, так и в 2016 году ― следует отказаться от обструкции Обамы по иранской проблеме, перехватив его внешнеполитические инициативы.

Один из голосов ― вполне традиционный ― принадлежит признанному идеологу палеоконсервативного движения Патрику Бьюкенену. С его точки зрения, республиканцы взяли символический реванш над Обамой, когда выяснилось, что усиленно продвигаемая им реформа медицинского страхования технически совершенно не подготовлена, и в результате первых месяцев ее реализации несколько тысяч американцев должны были отказаться от старых страховок, не обретя новые. Рейтинг президента опустился ниже 40%, и он дальше продолжал бы тянуть свою партию на электоральное дно, если бы не блестящее завершение всей его иранской дипломатической инициативы, которая, как теперь обнаружилось, секретно готовилась Государственным департаментом с марта 2013 года. Бьюкенен призывает однопартийцев не портить себе великолепные перспективы на 2014 год и поддержать снятие санкций, за что выступают 80% граждан.

Если позиция Бьюкенена удивления не вызывает ― ведь он еще полгода назад говорил, что «разрядка» с Ираном станет главной темой второго срока Обамы, ― то нельзя сказать того же про опубликованный на сайте мозгового центра Stratfor материал аналитика, никогда не отличавшегося излишним миролюбием, ― известного геополитика Роберта Каплана, последняя книга которого вышла под характерным заглавием «Реванш географии». Каплан отметил, что все успешные республиканские президенты соединяли жесткую риторику с трезвой реалистической политикой, и республиканцам стоит сегодня найти в своих рядах кандидата, способного на аналогичный синтез. Это собственно тот же совет, что дает Бьюкенен, ― попытаться укрепиться на той территории, которую в настоящее время занимает Обама, на территории политического реализма.

Почему же эксперты подозревают, что эту территорию республиканцам удастся взять, если Обама столь хорошо на ней держится? Почему стóит с этими позициями связывать наличие каких-то политических преимуществ? Ведь действительно не могут же два кандидата от основных партий в 2016 году выступить с почти идентичными международными программами, опираясь примерно на один и тот же круг спонсоров? И я сомневаюсь, что сегодня можно восстановить двухпартийный консенсус просто потому, что «глобальный мир» сегодня слишком сложен, а Конгресс США становится по факту настоящим парламентом этого «глобального мира». И на депутатов этого глобального парламента несомненно будут влиять все глобальные лоббистские силы. Поэтому старого единства, существовавшего в годы Холодной войны, достичь уже нельзя. Скорее ожидается другое – что Демократическую партию с вероятностью заметно свыше 50 % в ближайшее время захватят другие силы с другими внешнеполитическими установками.

Я бы назвал эту силу словом «Нью-Йорк». Нью-йоркский клан уже ясно дает о себе знать как будущий преемник команды Обамы в качестве ведущей и направляющей силы партии, которая практически открыто демонстрирует свою независимость от администрации. Два сенатора, возглавляющие значимые комитеты верхней палаты ― Комитет по международным делам и Комитет по правилам Сената ― открыто выступают против «иранской сделки».

Во главе международного комитета стоит сенатор от штата Нью-Джерси Боб Менендес, кубинец по происхождению и уроженец Нью-Йорка. Менендес был избран в Конгресс в 1993 году и в 1999 он полностью поддержал войну НАТО в Югославии, проголосовав за проваленную республиканской Палатой военную резолюцию в пользу вторжения.

Руководителем комитета по правилам Сената является Чак Шумер, фактически третий человек во фракции демократов в верхней палате, сенатор от штата Нью-Йорк, верующий иудей, по сообщениям прессы, открыто представляющий интересы Израиля в Демократической партии. Последнее голосование в губернаторы штата Вирджиния и мэры Нью-Йорка свидетельствует о том, что кандидатами от Демократической партии на выборах становятся люди, связанные с кланом Клинтонов. А руководители этого клана сегодня, в общем, не скрывают своего критического отношения к стилю руководства Обамы, при этом, однако, избегая выпадов против «иранской сделки».

Дело, думаю, не только в том, что нью-йоркская еврейская община является мощным донором Демократической партии, и либеральные взгляды представителей этой общины по многим вопросам, тем не менее, не всегда сочетаются с мягкостью по вопросам национальной безопасности. Клинтониты – это все же нечто иное, чем неоконы. И они совсем не зациклены на проблемах Ближнего Востока. Суть их позиции состоит в том, что мировой порядок следует основывать не на сделке гегемона с региональными центрами силы, такими как Китай, Иран и Россия, а на альянсе с их основными конкурентами в регионе. В случае Китая речь идет о Японии, Индии и Австралии, с Россией – в первую очередь об Украине, в случае с Ираном – о Пакистане, Бразилии – об Аргентине. Когда-то эту стратегию очень красноречиво описал крайне недовольный ею Сэмюэль Хантингтон в своей знаменитой статье «Одинокая сверхдержава». Думаю, что Хиллари ― также побывавшая сенатором от штата Нью-Йорк ― на посту госсекретаря попыталась соответствующим образом переосмыслить обамовский «разворот в сторону Азии», так называемый pivot. Если Обама искал на самом деле способ договориться с Китаем в рамках некоей глобальной конструкции, то Хиллари, как будто употребляя ту же метафору, фактически строила расчет на сдерживании Китая с опорой на его конкурентов в регионе.

Клинтонизм – это глобализм с опорой на относительно слабых «друзей», нацеленный на сдерживание с их помощью чуть более сильных «врагов». Думаю, что на правом фланге Демократической партии сейчас будет вырисовываться нечто подобное и, скорее всего, недовольство нью-йоркской еврейской общины про-иранским курсом Обамы-Керри может сыграть не последнюю роль в той контрреволюции, через которую, видимо, должна будет пройти Демократическая партия в том случае, если, конечно, не возникнет некоей конкурирующей силы, способной побороться за лидерство в ней с «кланом Клинтонов».

В этом случае те силы, которые обеспечили прохождение на второй срок Обамы и реализацию плана дипломатического решения иранской ядерной проблемы, могут попытать счастья у республиканцев. Тут весь вопрос в том, как далеко заходит их программа и что она в себя включает помимо создания тройки Запад-Россия-Китай для осуществления волне конкретных разоруженческих инициатив?

Российская дипломатия сделала вполне правильный шаг, поддержав эту линию, но далеко не факт, что на нее следует полагаться и в будущем, не очень понимая, что в действительности за ней стоит. Россия делает благое дело, помогая предотвратить большую войну на Ближнем Востоке. Но так ли уж она заинтересована в том, чтобы отсутствие войны переросло в долгосрочный и устойчивый мир, в котором наше место пока нам совершенно не гарантировано?

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.