Terra America

18:20(МСК)
10:20(NY)
07:20(LA)
Эдиториал
0
ком
За что мы любим Тарантино
Оцените этот контент

В прошлом году 14 февраля меня забавно поздравили «С_днем_святого_тарантино». Что поделать, если целевой аудитории нравятся подобные рифмы и чужие праздники.

Мы уже привыкли отмечать Пасху и Хэллоуин, Рождество католическое и вслед за ним православное. Так почему бы не обозвать очередной не родной праздник именем ставшего родным нам американского режиссера. Тем более, что оба пришли в Россию примерно в одно время – в середине 90-х годов.

Вчера на Чистых прудах раздавали клубные флаеры праздничной вестерн-вечеринки. На них, помимо прочих зазывалок, красовалась надпись: «14 февраля порадуй любимого ночным просмотром нового шедевра Квентина Тарантино!». Имелся в виду «Джанго освобожденный», конечно.

Долго рассматривала эту афишу. Сначала удивилась логике, поскольку представление о ночном времяпровождении в этот праздник у меня было несколько иным.

Но потом как-то все сошлось.

Мы ведь действительно любим Тарантино. Возможно, не такой горячей любовью как Депардье, но свое гражданство у нас Квентин получил, прописавшись в России 90-х «Криминальным чтивом». Так совпало, что тогда в глазах активной части общества нужно было художественно оправдать криминал. Да еще наложилась наша неожиданно вспыхнувшая любовь к музыке ретро, актуальная для целого поколения российских зрителей, которым в свое время не дали насладиться рок-н-роллом в полный рост.

И как не поддаться очарованию идеологии take and run?

В общем, Тарантино мы восприняли, как одного из первых режиссеров, чьи герои заговорили на понятном нам «нормальном английском языке». В то время как в Америке остроту его лексики зрители сопоставляли с «черным» кино. Так или иначе, суть нашей любви к этому американцу в нас самих.

Во-первых, эстетика Тарантино в части его любви к длинным монологам и крупным планам, изначально близка к старому советскому кинематографу.

Во-вторых, большинство его фильмов начинались с диалога, по большей части невразумительного, и поначалу кажущегося произвольным, но, как правило, происходящем в месте приема пищи. Русскому зрителю цепочка «выпить – собраться за столом – поговорить» совершенно привычна и понятна. А потому и шутки, которые вертятся вокруг еды – тоже. Эти его «как голландцы называют Биг Мак?» или знаменитый «молочный коктейль за пять долларов»…

В-третьих, отличительная особенность тарантиновской прямой речи – явные интонации мачо – привлекательные для России, так до конца и не понявшей все эти мировые феминистские процессы.

Есть у него и привычный нам Иван-дурак, который из любой передряги выходит сухим из воды, не меняя идиотского выражения лица (портье Тэд из «Четырех комнат»). И тема любви как спасения, актуальная для России (лишь спасая заклятого врага, герой Брюса Уиллиса в «Криминальном чтиве» получает свободу). Только «Джеки Браун» мы не поняли, потому что сочувствовать сорокалетней стюардессе, уезжающей жить в Испанию, нам сложно.

Но вернемся к нашей афише-валентинке… В качестве украшения ванильного вечера, «Джанго» очень кстати. Потому что это действительно кино про любовь. Разумеется, про любовь к женщине – весь фильм Джанго хочет спасти свою жену (и там даже есть пара несвойственных режиссеру серьезных монологов на эту тему). Но еще больше – о любви Тарантино к крутым черным парням. 

В двух словах (если кто еще не смотрел) – фильм о том, как незадолго до Гражданской войны хороший белый вместе с освобожденным негром мочат плохих белых под нравоучительные диалоги. Можно пересказать и по-другому: о том, как излишне изысканный охотник за головами принимает непопулярную точку зрения, вставая на сторону освобожденного ради выгоды негра, и героически гибнет. 

Так или иначе, в этом кино слишком много толерантности. Такой антирасистский агитационный фильм о темных временах американской истории, где негру с плантаций позволили занять нишу, обычно занимаемую Клинтом Иствудом.

Накануне премьеры этого фильма Спайк Ли поклялся, что смотреть картину не будет (потому что рабство – это не шутки, а холокост) и призвал к бойкоту картины. Спайк мог не волноваться – ни одна из его претензий не попала в цель, в «Джанго освобожденном» нет ничего, что могло бы огорчить афроамериканцев, а история рабства изображена именно как Холокост.

Несмотря на привычные приемы и черный юмор, Тарантино здесь больше похож на своего собственного «доброго» брата-близнеца. «Джанго», конечно, дерзит американскому зрителю «антиисторизмом» и наглостью, и затрагивает очень болезненные для США темы. Но бремя белого человека перевесило – Тарантино оказался бессилен против могучей американской толерантности. Глумиться над неграми? Никогда!

«При живом Обаме» реакция на фильм в Америке оказалась куда показательнее самого фильма. Не заявлял ведь перед выходом «Бесславных ублюдков» Спилберг, что в память о холокосте не будет его смотреть. Может все дело в лингвистике? Слово «еврей» никогда не было табуированным, но назвать афроамериканца «негром» в приличном обществе сегодня невозможно.

Кстати, 13-я поправка о запрете рабства была ратифицирована штатом Миссисипи только в 1995-м году, так что вполне можно было снять современного Джанго.

Но задумка у Квентина другая. Ведь «Джанго» – вторая (идеологическая) часть антирасистской трилогии начатой «Бесславными ублюдками». Его следующий фильм с рабочим названием «Вороны-убийцы» будет про борьбу афроамериканских солдат с расовыми притеснениями в армии США во время Второй мировой.

Но это уже тема на следующее 14 февраля. А пока… в «Джанго освобожденном» есть классическая сцена в лучших традициях режиссера – кульминационная бойня, где главный герой расправляется с толпой белых обидчиков, а напоследок грохает черного штрейкбрехера. И в воздухе висит кровавая изморось.

И ему, и ей в ночь всех влюбленных обязательно понравится!

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.