Terra America

12:53(МСК)
04:53(NY)
01:53(LA)

Автор: Андрей Лазарчук
Добавлено: 15.05.2014

Идеи
0
ком
Возвращение к миру суверенных наций
Американский политический теоретик считает, что Россия, Индия и Китай сегодня борются за базовые принципы Pax Americana в отличие от Европы и Америки, которые от них отступили
Оцените этот контент

От редакции.После сравнительно прохладной реакции, какой была встречена книга 2006 года Майкла Линда «Стратегия американского типа» ("The American Way of Strategy: U.S. Foreign Policyand The American Way of Life, Oxford University Press"), этот замечательный политический писатель вернулся к изучению истории американской экономической модели и спорадической полемике с консерваторами и либертарианцами по вопросам торговой и бюджетной политики.

Итогом этой деятельности стало увесистое историческое исследование «Обетованная земля» (Land of Promise: An Economic History of the United States, Harper Collins, 2012 год), которое в некоторой степени укрепило позиции Линда как востребованного эксперта первого ряда в американской общественной мысли.

Новая статья в майском-июньском выпуске журнала «National Interest» под названием «В защиту американского национализма» (The Case for American Nationalism) свидетельствует о том, что Линд возвращается к рассмотрению проблем внешней политики и международного порядка. По отношению к 2006-2007 годам его позиции, в сущности, не изменились – за одним, возможно, чисто тактическим исключением: сознавая, в какой мере его точка зрения стоит особняком в американском экспертном сообществе, Линд пошел на союз с «реалистами», от линии которых прежде он хотел скорее отмежеваться.

Линд вообще любитель парадоксов, наверное, как и всякий человек, который считает себя выразителем того давнего интеллектуального мейнстрима, следовать которому в наше время готовы только аутсайдеры. В споре американских «глобалов» и «локалов» ему выпала миссия защищать свою особенную линию – отрицать правомерность самого этого разделения. С одной стороны, Линд – несомненный «локал», не случайно он называет себя «националистом» и защите национализма от господствующей «постнациональной» идеологии он посвящает свою новую программную статью.

Но сдругой стороны Линди убежденный «глобал» – вильсонианец и рузвельтианец– и он всегда пытался представить свою политическую философию исключительно как возрождение «либерального интернационализма» в его подлинном, то есть вильсонианском, духе.

Просто миропорядок, который строили отцы Лиги наций и ООН не предусматривал вмешательства во внутренние дела и предполагал лишь равноправие и независимость всех субъектов международного права. О превращении всего мирового сообщества в сообщество либеральных демократий не мечтали на самом деле ни Вильсон, ни Рузвельт. Но, признаемся, кто сейчас об этом помнит и кого сейчас это волнует?

Тот «либеральный интернационализм», с его постулированием «суверенитета» как высшей политической ценности, очевидно, приказал долго жить как в Америке, так и в Европе. И, видимо, в своем стремлении не просто сохраниться на политическом поле в качестве теоретика международных отношений, но и предложить жизнеспособную альтернативу – причем не только внешнеполитическую, но и экономическую – глобализму в духе двух последних администраций, Линд сейчас вынужден объединять усилия с реалистами. Он печатается в их наиболее влиятельном журнале и с видимой благожелательностью, не характерной для его прежних сочинений, высказывается о патриархах реализма – покойном президенте Ричарде Никсоне и ныне здравствующем госсекретаре Генри Киссинджере.

Интересно, сможет ли Майкл Линд представить публике новую версию своей внешнеполитической доктрины, и будет ли теперь Америка готова прислушаться к точке зрения одного из ее самых талантливых авторов. Terra America публикует интервью с автором статьи «В защиту американского национализма» в надежде впоследствии вернуться к рассмотрению проблемы «национального суверенитета» как особого пункта американской общественно-политической повестки.

***

Уважаемый господин Линд, не могли бы Вы резюмировать для российских читателей, что именно Вы называете национализмом?

Как Вы думаете, может ли идея американского национализма (в том виде, в котором Вы представляете его в Вашей последней статье «The Case for American Nationalism» в журнале «The National Interest»), получить поддержку определенных групп внутри американского прогрессивного движения? Ваше понимание американского национализма как-то соединяется с идеей прогрессизма?

–Под национализмом я имею в виду внешнюю политику, которая разделяет безопасность и экономические интересы США как национального государства и интересы его союзников и международной системы в целом. В некоторых случаях интересы США могут совпадать с интересами союзников и всех стран; в других случаях, они могут отличаться.

В большинстве стран этот акцент на национальных интересах как основе государственной внешней политики не содержал бы в себе скрытого противоречия. Однако американские лидеры имеют склонность  считать американские интересы и интересы альянса и всего мира неотделимыми друг от друга. Поэтому часто звучат заявления о том, что США должны действовать в интересах глобальной экономической системы в целом, даже в ущерб своему собственному бизнесу и промышленности; что США должны вести войны от имени своих союзников и подопечных территорий, даже если в этих войнах у них нет большой или прямой заинтересованности.

В американской политике разногласия по этому вопросу существуют не между прогрессистами и консерваторами, а между американской элитой и американским большинством.

Элиты внутри каждой партии больше склоняются к одобрению военных вмешательств и более глубокой экономической интеграции, чем популистские группы в Демократической и Республиканской партиях, которые более скептично настроены в отношении предполагаемых выгод от военных вмешательств и экономической глобализации.

Совместима ли Ваша версия американского национализма с идеями, стоящими за проектом под названием «Европейский союз»? Можем ли мы сказать, что ЕС и США стали ближе друг к другу, благодаря движению Америки к пост-национализму, который Вы считаете неприемлемым? Есть ли способ избежать этого движения? Подъем европейского правого крыла и евроскептиков это успех национализма или нет? Можно ли Ваше понимание национализма применить к другим странам или это исключительно американская модель?

–Я называю «пост-национализмом» отношение, которое существует по обеим сторонам Атлантики. Среди европейских элит оно даже сильнее, чем среди американских.Постнационализм как система взглядов может быть проиллюстрирован утверждением Роберта Купера 2002 года в книге «Постсовременное государство и мировой порядок» о том, что развитые или «постсовременные» общества должны преодолеть эгоистичный национализм ради проектов наднациональных федералистских, вроде Европейского союза и проектов либеральных империалистических, нацеленных на распространение «либеральной демократии».

В северо-атлантических демократиях эта точка зрения сохраняет свою популярность среди многих высокопоставленных политиков. Однако расходы на возглавляемые Америкой западные военные вмешательства в Ирак, Афганистан и Ливию подорвали общественную поддержку так называемого либерального империализма, как в Европе, так и в США.

В Европе существует политическое разделение на постсовременные и постнациональные элиты, которые стремятся разрешить кризис Еврозоны путем более глубокой экономической и политической интеграции, и популистов, которые считают ЕС и его бюрократические структуры угрозой самоопределению входящих в его состав государств.

В своей статье Вы придаете большую важность развитию науки и промышленности. Тем не менее, эти две вещи сегодня нередко разделяют: открытие может быть сделано в одной стране, а применено на практике, то есть реализовано, в другой. Что Вы думаете по этому поводу?

– Это важный момент, но его большинство наблюдателей не готовы понять. Как правило, считается, что наиболее инновационные государства будут главенствовать в мире. Но так бывает не всегда. Во все времена главенствующими государствами, чаще всего, были те, которые применяли передовые научные и промышленные технологии в наиболее больших географических и демографических масштабах – даже если эти технологии были изобретены не ими.

Это постоянно повторяется в истории. Северо-итальянские города-государства и Нидерланды создали большинство институтов современной коммерции – но их затмили превосходящие их по размерам Британская и Французская империи, которые многому научились у итальянцев и голландцев. Британцы совершили первую промышленную революцию, но их превзошли Соединенные Штаты и Германия, которые применили промышленные технологии Британии по отношению к большим по объему населению, рынкам и территориям.

Германия XIX века была самой прогрессивной страной во второй промышленной революции, она осуществила грандиозный прорыв в автомобилестроении, производстве электричества и промышленной химии. Но ее поражение в двух мировых войнах, которые она вела, пытаясь создать континентальную европейскую империю, привело к тому, что Германию затмили два огромных государства – США и СССР.

Сегодня США – мировой лидер в технологических и научных инновациях, но они потеряли лидерство во многих формах производства, уступив его Китаю, который развивает массовое производство, применяя технологии, изобретенные в США и других странах.

Западные эксперты часто критикуют Россию за то, что «она продолжает жить в XIX веке». Как Вы считаете, это действительно так? Почему, на Ваш взгляд, считается плохо следовать правилам и парадигмам XIX века?

– Вероятно, те, кто критикуют современную Россию за установки «девятнадцатого века», имеют в виду склонность России и большинства других незападных стран, включая Китай, Индию, Бразилию и Южную Африку, к мировому порядку, основным организующим принцип которого является суверенитет государства, а не демократия или права человека. Критики этого порядка называют эту точку зрения «суверенитизмом».

Ирония заключается в том, что «суверенитизм» был, на самом деле, идеологией двадцатого века, а именно точкой зрения, продвигавшейся США и принятой международным сообществом после Второй мировой войны и деколонизации европейских империй.

Невмешательство в суверенные государства – это была определяющая норма системы права ООН после 1945 года.

Последние несколько десятилетий американские и западноевропейские сторонники постнационализма и либерального империализма пытались заменить эту норму невмешательства так называемым «обязательством защищать» (Responsibility to Protect), которое могло бы оправдать внешние военные вмешательства с целью защиты прав человека или продвижения свободных выборов.

Но предлагаемые изменения в правилах мирового порядка не завоевали поддержку за пределами США и Западной Европы: ни американские, ни европейские избиратели не горят желанием поддерживать кровопролитные и затратные вторжения, которых требует «обязательство защищать».

Я думаю, старомодное «суверенитистское» видение мирового порядка, скорее всего, будет преобладать – прежде всего, потому, что страны, которые поддерживают «суверенитизм», такие как Китай, Индия, Россия и другие, вместе взятые, составляют большую часть мирового населения и большую часть мировой экономики. В то время как альтернативная школа постнационализма/постмодернизма теряет общественную поддержку даже у себя на родине – в демократических странах Северной Атлантики, чья относительная доля мирового населения и богатства сокращается в результате «подъема остальных» (The Rise of the Rest).

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.