Terra America

03:13(МСК)
19:13(NY)
16:13(LA)

Автор: Юлия Нетесова
Добавлено: 27.06.2014

Идеи
0
ком
Управляемая феминократия?
О «мужских» и «женских» политических моделях и устройстве гендерной пирамиды
Оцените этот контент

Британия и мир простились с Маргарет Тэтчер. Когда-то она совершила невозможное – в консервативной Англии, ориентированной исключительно на «мужское превосходство», Тэтчэр сумела достичь вершин власти, став первой женщиной – премьер-министром Великобритании.

«Железная леди», не любившая феминизм

О ней сейчас много пишут (и еще долго будут писать) историки, политологи, общественные и политические деятели. Мэр Мадрида Ана Ботелья, запустив на днях собственный блог, посвятила Маргарет Тэтчер свой первый пост. Она написала о «вдохновении, которым Тэтчер стала для многих женщин, обладающих сегодня политической ответственностью» и о том, что «победа Тэтчер в выборах 1979 года продемонстрировала, чего при условии равных возможностей женщина может добиться в политике».

Права ли Ботелья? На мой взгляд – не совсем.

Тэтчер могла бы стать иконой феминисток, но теория полного равенства полов никогда ее не привлекала. И уж совсем неверно утверждение, что она открыла политику для женщин. По своим качествам Тэтчер была в большей степени мужчиной, чем любой мужчина. Если она и открыла женщинам политику, то исключительно в том плане, что показала им, какой должна быть женщина, чтобы в ней преуспеть. Следовательно, скорее не открыла, а закрыла для многих женщин дверь в большую политику (во всяком случае, британскую).

Противореча всем гендерным идеям женского движения, Тэтчер показала, что не пол является определяющим фактором управленческого успеха, а образ мысли, интуиция управленца и лидерские качества, необходимые для принятия решений. А это штучный товар в истории всех времен. Именно эти качества поставили ее в один исторический ряд с Дэвидом Ллойдом Джорджем и Уинстоном Черчиллем.

Однако, как это часто бывает с яркими деятелями, ее достижения тут же разобрали на удобные иллюстрации заслуг общественных движений, мало ее интересовавших.

Теоретики гендерной политологии и участницы женских движений сделали Тэтчер, не любившую феминизм[1], историческим примером равноправия в действии.

Но так ли это? И правда ли, что женская политическая элита «уверенно завоевывает сегодня мир»?..

Эпоха постфеминизма

Элизабет Бэгли, будучи послом США в Португалии, несколько лет назад была очень расстроена поражением француженки Сеголен Руаяль на выборах. И предсказала поражение Хиллари Клинтон в демократических праймериз: «Если бы Руаяль в свое время победила, Хиллари было бы легче. Тогда сразу была бы видна мощная перспектива западного женского триумвирата: «Клинтон, Меркель, Руаяль».

Но этого не случилось.

Конечно, в современном мире политическое поведение женщин изменилось кардинально. Но пока не настолько, чтобы говорить, как любят некоторые западные социологи, о новой женской революции, способной положить конец патриархату.

«Большая гендерная политика» проявляется везде по-разному, со своими нюансами.

В развивающихся странах женщины добиваются успеха в политике, поскольку там огромную роль играют династии. В случае Пакистана, Индонезии, Филиппин, Индии, Аргентины – все женщины, достигшие высоких постов, являлись дочерями или женами бывших лидеров.

В Европе появление на лидирующих позициях в политике женщин стало результатом долгих послевоенных процессов (право голоса на выборах после Первой мировой, доступ к университетам после Второй мировой).

Как часто говорила Маргарет Тэтчер, цитируя Софокла: «Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превосходить». И действительно, сейчас в Европе женщины превосходят мужчин по численности во многих специальностях, включая математику и инженерные профессии.

«Влияние пространственной корреляции на скорость биомолекулярных элементарных реакций в плотной среде» – так звучала тема диплома студентки физфака Лейципгского университета Ангелы Меркель. «Тевтонская Тэтчер» стала одним из локомотивов единой Европы: последовательным, прогнозируемым, прагматичным. Ее короткие, иногда сухие, но ироничные комментарии устраивают всех, и в то же время закрывают не нужную ей дискуссию. С ней невозможно вступить в конфронтацию.

В основе ее феномена – отсутствие яркого образа и «мягкая твердость». Но, как и Тэтчер, «матушка немцев» на всю Европу такая одна.

Что до менее серьезных постов, даже в лидирующей по феминизации политики Скандинавии число женщин-депутатов едва достигает 40%. А в Европейском парламенте их не более 28%.

А что же с Америкой, ситуацию в которой эксперты давно называют «эпохой постфеминизма», когда движение добилось всего, чего могло? Философия представительной демократии США – наличие равных возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от их пола. Активистки женских движений за последние 20-30 лет действительно заняли много постов в правительственных структурах США. Однако посты эти по большому счету не слишком влияют на геополитику[2].

А недавнее исследование, которое провели ученые из Пью-центра, опросив 2250 человек, выявило интересный парадокс: несмотря на то, что за последние несколько десятилетий в образовании, науке, бизнесе американские женщины достигли впечатляющих успехов, они почему-то не многого добились в политическом руководстве. По данным Центра, США сегодня занимают 90-е место в мире по числу женщин, работающих в управлениях городов, штатов и федерального центра. Для сравнения, Россия в этом вопросе на «более демократичном» 84-м месте.

Директор Центра «Американские женщины и Политика» при Иглтонском институте, профессор Дженифер Лоулесс так описывает американскую ситуацию:

В Соединенных Штатах на руководящих постах в правительстве и в крупных корпорациях до сих пор подавляющее большинство мужчины. В Конгрессе их 83%, в управлениях штатов – 78%, из ста крупнейших городов только в семи – мэры-женщины. При этом, конечно же, есть примеры Кандолизы Райс, Хиллари Клинтон, Нэнси Пелози, которым удалось добиться высокого положения в политической жизни страны. Но их единицы. Исследования, проводившиеся в последние 30 лет, показывают, что проблема не в том, что американцы предвзято относятся к самой идее женщины-политического лидера, а в том, что американки не хотят идти в политику.

Есть три основные причины, по которым женщины политически гораздо менее амбициозны, чем мужчины. Первая – в том, как происходит рекрутирование кандидаток на выборный пост. Мужчин и женщин, которые вращаются в одном и том же политическом кругу и в равной степени политически активны, далеко не всегда одинаково поощряют или поддерживают, чтобы они выдвигали свои кандидатуры во властные структуры. У женщины в три раза меньше, чем у мужчины, шансов получить предложение баллотироваться, скажем, от главы партии, официального представителя, действующего политика и даже члена семьи.

Вторая причина связана с политической квалификацией. Мужчины и женщины, имеющие одинаковое образование и такой же опыт, по-разному себя оценивают. Женщины, как правило, уверены, что у них не достаточно квалификации для выдвижения себя в кандидаты, и это, конечно же, мешает на выборах.

И третья причина имеет отношение к семейным обязанностям. 75% женщин, из тех, которым удалось добиться профессионального успеха, продолжают нести основной груз в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.

В США женщины-политики служат вдохновляющей «ролевой моделью» для других женщин и молодежи. Этому вопросу в Америке посвящено огромное количество докладов, гендерных исследований и научных трудов. Однако когда речь идет о реальной элитной политике – здесь женщины пасуют. И это никак не связано с интересом к политике, активностью или участием в политическом процессе. В высших эшелонах власти символика уступает место другим приоритетам.

Поскольку политика – это все еще борьба за власть, любой, кто хочет перемен, вынужден столкнуться с проблемой, как отобрать деньги или привилегии у тех, кто ими уже владеет. И здесь призывы к паритетной демократии – уже угроза для «владеющих». Ведь «однажды женщины могут составить критическую массу, которая позволит им очень серьезно посягнуть на такие сферы, как торговля и финансы, где обосновались большие деньги, и где идет жесткая борьба за то, что действительно важно в мире»[3].

А потому реальная феминизация мировой политики пока все еще контролируема, и, как выразился один из наших политиков, «равноправие только в балете – там есть мужская и женская партии».

Как показывает практика, для женщин в политике на первом плане стоят проблемы экологии, образования, здравоохранения, социальной защиты. То есть, вопросы важные для жизни, но не столь значимые с точки зрения мировой политики. И они все еще не привлекают достаточно доноров для избирательных кампаний, несмотря на явные сдвиги в этой сфере.

Как считает эксперт Центра Женских исследований при Университете Висконсина, Барбара Баррелл: «Американские женщины преуспели в сборе денег среди соседей в своем районе, но принимать огромные взносы в фонды избирательных кампаний пока еще не могут»[4].

Гендерная пирамида власти

Джессика Эйрон, политолог из Центра Американского прогресса, вспоминает выборный сезон 2008 года:

Когда на два самых высоких правительственных поста баллотировались Хиллари Клинтон и Сара Пэйлин, отношение у американцев к политикам женского пола изменилось. Но ситуация не изменилась – женщин не стало больше в местных городских управлениях и правительствах штатов. А без этого невозможно принимать участие в большой политике. Ведь лучший путь стать президентом, это занять место губернатора.

Однажды Елена Кудряшова, еще будучи заместителем губернатора Архангельской области, провела исследование, в котором подсчитала, что в самых депрессивных районах ее губернии (например, на Соловецких островах) в органах местного самоуправления до 82% женщин. На уровне региональной власти их было вдвое меньше. В структуре Госдумы – не более 7%. А во всех законодательных собраниях в целом по стране – только 9%.

С позиции местного самоуправления, российская гендерная пирамида власти немного отличается от американской. Но это исследование показало, что советская гендерная пирамида тоже никуда не делась: «где больше власти, там меньше женщин». Внизу, у основания, в органах местного самоуправления, там, где нет финансовых потоков и реальной власти – пожалуйста. Но там, где сосредоточена настоящая власть – считанные единицы. Как при Политбюро ЦК КПСС, в котором за все время его существования числилась единственная женщина – Екатерина Фурцева.

Причина такого отношения кроется в сложившейся веками государственной политике, направленной на поддержание доминирования мужчин в вопросах принятия решений на высших уровнях.

Работница текстильного комбината – вот образец женщины-депутата для советских граждан. В СССР женщины, не смотря на внешнюю политическую равноправность, занимали маргинальное политическое положение: они были менее влиятельны в Верховном Совете СССР, составляли 72% непартийных депутатов, как правило, рекрутировались из рабочих и редко переизбирались на второй или третий срок.

Эти естественные барьеры для продвижения женщин на вершину власти были характерны и в 90-е годы. Тогда коммунистическая идеология ушла, и люди стали опираться на традиционное понимание роли мужчин и женщин в обществе. А это, согласно сознанию избирателей, мнение, что властью на самом верху должен обладать мужчина, – объясняет ведущий российский специалист в области гендерных исследований Светлана Айвазова.

Логику гендерного ценза в кадровой политике страны можно проследить, по тому признаку, как менялась уже в эпоху Ельцина роль министра социальной защиты в зависимости от значения, которое придавалось сфере социальной политики. Долгое время этот пост был закреплен Кремлем за женщинами. Но в момент слияния в августе 1996 года двух министерств (труда и соцзащиты) – вдруг был назначен мужчина.

С февраля 1997 года, когда роль Министерства труда и социального развития было решено повысить, министр стал вице-премьером по социальным вопросам. После отставки правительства Черномырдина в 98-м пост опять перешел к женщине, однако статус его снизился, так как должность вице-премьера по социальным вопросам сохранилась за прежним министром Олегом Сысуевым.

К лозунгу мирового женского сообщества «Больше женщин у власти» сегодня в России относятся декларативно-галантно. Хотя определенный прорыв в этих стереотипах явно был. Но и он сопровождался вполне «мужскими шпильками». Например, министерский портфель Эльвиры Набиуллиной вызывал поначалу у ряда критиков в кулуарах предположение, что «назначение носит временный характер» и не комментировался никак иначе, чем «стремление президента сохранить баланс между блондинками и брюнетками на высшем уровне власти».

Куда более неожиданным и интригующим для мужчин-политиков стало назначение в качестве заместителя министра обороны Любови Куделиной. Всех интриговала сложившаяся ситуация: как поведет себя в новой должности человек (женщина!) из Минфина. Но Куделина – нетипичный пример. В традиционно «мужских» министерствах – таких как МИД, МЧС, Минатом, Минсвязи – женщин на ключевых постах не найти.

Впрочем, в большой федеральной среде пока нет ярких лидеров женского пола, настолько харизматичных, чтобы изменить ситуацию.

Императрицы. Невыученный урок

Если о феминизации власти по учебникам женских движений и правилам гендерных пирамид говорить еще рано, то о переменах в моделях политических стратегий говорят уже давно. Маргарет Тэтчер стала воплощением мужской модели женского лидера. Билла Клинтона называли «женской моделью мужского лидера».

Еще в 40-е годы XX века американский социолог Дэвид Рисмен, противопоставил человека индустриальной эры, связанного с традиционными нормами поведения, и человека постиндустриальной эры, чье поведение регулировалось скорее модой и соблазнами, которые предлагало ему общество потребления. В философии постмодернизма первая стратегия оценивается как «мужская», вторая, связанная с искушением, соблазнением, провокацией – скорее как женская.

Сегодня «женская политическая модель» становиться все более актуальной в мире. Эта потребность западных лидеров нравиться и находиться в гармонии с окружающими выражается в постоянном внимании к настроению людей. Все большее значение в политике приобретает не волевой принцип постановки и достижения определенных целей, а создание имиджа, провоцирующего человека на определенное отношение к конкретному лидеру или политическому течению.

Стремление к волевым решениям, к «политическому унисексу» в стиле Маргарет Тэтчер, постепенно теряет актуальность. Но что делать, если волевая политика традиционна для нашего государства? Все чаще исследователи приходят к выводу – пора воспользоваться историческим опытом российской «женской модели», которая когда-то уберегла страну от Смутного времени.

Уникальность «века императриц» заключалась в том, что в течение более чем 70 лет (с небольшими перерывами) именно женщины осуществляли высшую власть в государстве: провели первую успешную финансово-административную реформу, существенно расширили территории, избежали ряда ненужных войн, раньше чем в Европе отменили смертную казнь.

Государственные дела тогда решались «без галстуков» – Анна Иоанновна восстановила «царицыну комнату» – штат приживалок, главной целью которых был сбор сплетен и слухов. При Елизавете Петровне функции «царицыной комнаты» – «русского овального кабинета» расширились до обсуждения вопросов внутренней и внешней политики.

А мудрая Екатерина II заранее обеспечила себе «победу на выборах», часами общаясь с потенциальным придворным «электоратом». Она угождала знатным, влиятельным и близким «кабинету» старушкам, подолгу беседовала с ними о здоровье, слушала их воспоминания и спрашивала совета. В своих записках Екатерина II отмечала: «таким простым и невинным способом составила я себе громкую славу, и, когда зашла речь о занятии русского престола, очутилось на моей стороне значительное большинство».

При женском дворе надо было не только убедить в своих способностях. Надо было понравиться. Политика, как никогда раньше, строилась не только на расчете, но и на эмоциях. Провоцирование и соблазнение были тогда главными широко применяемыми стратегиями. Средства приручения, отработанные на женщинах, Екатерина успешно использовала применительно к мужчинам – мужской модернизации «сверху» всегда противостояла женская модернизация «снизу». И Елизавета, и Екатерина не приказывали, а как бы подсказывали им свои желания.

Так рождались те самые «женские модели» власти, которые сейчас активно используют в современной политике: «встречи без галстуков», компромиссы, гибкая дипломатичность и мягкая сила.

…Возвращаясь к началу статьи и вопросу о том, нужно ли ставить Маргарет Тэтчер в пример политически активным женщинам как результат достижений борьбы за женское равноправие? Нет.

Могут ли стать такие политики как Тэтчер исключением из правил? Возможно, если учтут меняющиеся модели и научатся правильно «соблазнять электорат».



[1] Маргарет Тэтчер не любила это движение, полагая, что «феминистки навредили женскому вопросу, чем только смогли, перекрикивая нас, чтобы, не дай бог, мы что-нибудь не смогли сделать».

[2] Впрочем, еще с 1980-х годов женщины на Западе имеют непропорционально большое представительство в руководстве экологических партий. Так, исполнительный комитет Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в который входят 194 страны, практически полностью состоит из участниц феминистского движения. Хотя, как правило, женщины составляют часть персонала, занимающегося технической подготовкой международных договоренностей о регулировании климата, представляют неправительственные экологические организации и пишут по данной тематике в СМИ.

[3] The New York Times Magazine. October, 25, 1998, p.55

[4] Barbara Burrell «Women Members of Congress and Policy Representation». Paper prepared for presentation at the annual meeting of the American Political Science Association.

Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.