Terra America

03:09(МСК)
19:09(NY)
16:09(LA)

Автор: Юлия Нетесова
Добавлено: 27.06.2014

Идеи
0
ком
Только либерализм. Только хардкор
Консервативного философского проекта в Америке не существует
Оцените этот контент

От университетской группы Terra America. 31 октября 2012 года на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоится второй семинар из цикла «Америка: возвращение идеального». Большинством голосов участников группы Terra America в Фейсбуке для второго семинара была выбрана тема «Либеральный пакет против пакета консервативного. Может ли вмешаться в спор американских идеологий русский философ Основной вопрос, который будет обсуждаться на семинаре, – это место русской философии в конфликте двух идеологий, которые перестают быть только американскими и за которыми просматривается фундаментальная для судеб Запада цивилизационная развилка. И вот возникает вопрос, какой набор аргументов русский философ в состоянии предложить участникам этого спора и, в целом, какую позицию он способен в нем отстаивать?

Постоянный автор портала Terra America, философ и публицист Александр Павлов, однако, считает, что единственный теоретически обоснованный философский проект в Америке – это проект либеральный. Думаю, такое суждение вызовет множество полемических суждений на нашем семинаре, в частности потому, что консерватизм в американском смысле этого слова становится все более и более привлекательным для отечественных интеллектуалов, разочарованных как в чисто либеральных, так и в социалистических ценностях. Консервативный индивидуализм англо-саксонского образца многим кажется приемлемым выходом из идеологического тупика. Но насколько он может быть философски обоснован в России? Этот вопрос мы пока оставляем открытым для будущего обсуждения.

* * *

Русское представление о философии как таковой страдает стремлением поделить всех мыслителей на левых и правых: об этом в особенности говорят итоги голосования относительно темы семинара университетского проекта «Терра-Америка». Несмотря на то, что сами русские в большинстве своем вроде бы особо и не ангажированы идеологически, наше сознание привыкло к тому, что все должны делиться на тех, кто слева и тех, кто справа.

А так как еще Вернер Зомбарт заметил (и даже объяснил почему), что в Соединенных Штатах нет социализма, то политические американские философы, с нашей точки зрения, должны разбежаться на два лагеря – консерваторов и либералов. Удивительным образом подобное суждение является одновременно и ошибочным, и справедливым?

Для того чтобы объяснить свою точку зрения, я обращусь к краткой истории политической философии в США. Исходя из этой истории, мы поймем, что консервативного проекта в американской политической философии, можно сказать, не было. Но именно как философского, а не идеологического проекта, что очень важно. На протяжении почти всего своего существования американская политическая философия оставалась либеральной и остается таковой и ныне.

* * *

Дело в том, что американцы – очень прагматичная нация. А раз так, то, начиная уже с самого начала ХХ века, они, внимательно присмотревшись к «политической философии», поняли, что с ней что-то не так, и выбрали для себя иное понятие, которое, правда, могло бы включить в себя и многие политико-философские вопросы.

Этим понятием стала «политическая теория».

На протяжении двух с половиной десятилетий – до середины 1920-х – американцы занимались историей политической мысли и называли это политической теорией. Конечно, каждый описывал историю мысли по-разному – кто-то делал упор на учениях о государстве, кто-то старался концептуализировать прежние идеи, описывая, например, историю идеи демократии, а не учения как таковые, но в целом речь шла об истории мысли.

Причем история эта была европоцентричной и никаких иных регионов не касалась. И поскольку американцы сами для себя выбрали скорее понятное для них слово «теория», а не довольно мутное «философия», стало ясно, что так долго продолжаться не может. Теорию нужно было сделать теорией.

В середине 1920-х годов корифей политической науки Чарльз Мерриам, возглавлявший тогда факультет политической науки в Чикаго, осторожно предложил своим коллегам обогатить «теорию» за счет других наук – прежде всего психологии – и заговорил о «Новых аспектах политики».

Это был довольно амбициозный прогрессистский проект. Можно сказать, революционный, потому что ученый хотел разворошить десятилетиями строившийся и уже застоявшийся муравейник «истории политической теории» и построить из него нечто более удобоваримое, истинно теоретичное.

Раз мы говорим о теории, рассуждал Мерриам, неплохо было бы, чтобы это и была теория, а не пустой пересказ отживших свой век идей. Коллеги его выслушали, ругаться с ним не стали, а потому его предложения остались как бы незамеченными корпорацией. Однако определенно это была первая ласточка угрозы традиционному пониманию политической теории.

Пришли 1930-е.

Американские ученые все еще писали о теории как об истории, не очень заботясь о том, как им быть с самим концептом «теория». Вместе с тем, отчетливо выявилась тенденция писать историю мысли в либеральном ключе. Что само по себе было прогрессом в этой сфере знания, хотя и имело очевидные недостатки. Авторы должны были завершать свои толстые тома об истории политической мысли рассказом о фашизме, нацизме и коммунизме и объяснять, что это – ложные «теории», а не ложными остаются непреложные ценности свободы и демократии, из века существовавшие в США.

Например, книга Джорджа Сэйбина, написанная в подобном ключе, «История политической теории», оставалась одной из самых важных в Америке с 1930-х по 1960-е годы. И, казалось бы, он стремился избежать конкретных политических выводов, осторожно обходя нетеоретические вопросы, подспудно его целью было оправдать американский либерализм. И все было бы складно, если бы не национал-социализм, который критиковали американские философы.

Произошло следующее. Пока американцы осуждали нацизм, на Штаты напало цунами в виде огромного количества немецкоязычных эмигрантов. Они привезли с собой совершенно иной политический дискурс, который скорее напоминал «философию», нежели «теорию». Они стали говорить в контексте политической теории, о релятивизме, тоталитаризме, начали критиковать рационализм, привнесли в стены американской академии тему кризиса Запада и так далее.

И хотя сама корпорация американских политических теоретиков осознанно или бессознательно сопротивлялась новым людям, темам и идеям, а следовательно, и новому понимаю «политической теории», сама прагматичная американская система была ориентирована на то, чтобы впитывать в себя свежие идеи, прибывшие с континента. А кто может привезти что-то более свежее, нежели европейские эмигранты, к тому же если эти эмигранты – выдающиеся философы?

Этими эмигрантами стали Ханна Арендт, Лео Штраус, Эрик Фегелин, Ганс Кельзен, Герберт Маркузе – если упоминать только самые известные имена. Все эти люди считаются одними из самых важных политических философов ХХ века, а когда говорят об их национальной принадлежности, то скорее употребляют слово «американские», редко прибавляя «выходцы из немецкоязычного мира».

Все эти люди серьезно трансформировали американский дискурс. Так Америка в середине ХХ века стала главным оплотом для современной политической философии, которую американцы продолжали называть «теорией». Характерно, что хотя многие из них были скромными людьми и предпочитали называть себя «историками политической философии», но каждый из них так или иначе влиял на своих учеников в глобальном идеологическом плане.

То есть они, разумеется, не говорили об абортах или гомосексуальных браках, но вели речь о том, что такое добро и зло, а также о ценностях и значении либеральной демократии, нередко указывая на ее недостатки. Также они познакомили американцев и с иными традициями мысли, ориентировав их на изучение не только западных политических идей.

И все же сама корпорация была недовольна, и те из теоретиков, кто не попал под обаяние европейцев, стали ориентироваться на политическую теорию как на науку, то есть вместо философии выбрали точное знание.

Тогда-то и началась «бихевиоральная революция» в политической науке, ставшая доминантной темой на два десятилетия – 1950-1960-е годы. И хотя сами бихевиоралисты выступали за ценностную беспристрастность теории, подспудно они работали на либеральный проект американской демократии потому, что осуждали тоталитаризм и тиранию и вместе с тем исследовали электоральное поведение в демократических условиях.

Только некоторые из европейцев, такие как Лео Штраус, боролись против подобного понимания политической теории. Но это была не консервативная критика, а лишь попытка объяснить, что научная политическая теория не должна избегать ценностей, о которых говорит ненаучная политическая философия. Но всем было все равно.

Пока бихевиоралисты клином очищали политическую теорию от философии, сами приехавшие в США европейские философы довольствовались небольшими делянками, которые они сами себе нарезали. Каждый из них был гуру политической мысли и каждый из них не хотел общаться с конкурентами. В итоге, на протяжении двух десятилетий все только и говорили о смерти или закате политической теории в ее философском измерении, хотя вроде бы она должна была процветать.

Однако самое начало 1970-х годов показало, что и бихевиоралисты заблуждались. Они не унесли ту ношу, которую сами на себя взвалили. «Гуру» же философской политической теории стали отходить от дел и фактически к середине 1970-х годов многие из них умерли. И тогда возникла истинно американская политическая теория, которая на протяжении 1970-90-х годов оставалась главной темой американкой политической философии.

Речь идет о «Теории справедливости» Джона Ролза.

Так или иначе, все дебаты в сфере политической теории были связаны с темами, предложенными Ролзом. Любопытно и то, что часто его теорию называют либеральной. То есть и она не была лишена идеологичности.

Но все-таки это был самый философский либерализм. А его главным оппонентом в 1970-х годах стал самый философский вариант либертарианства в редакции Роберта Нозика. На протяжении 1980-х годов с «философскими либералами» спорили философские коммунитаристы, которые вроде бы могли стать аналогом консерваторов. Но это были не консерваторы. И даже если они выступали за приоритет сообщества, а не личности, все же их главной задачей считалось полемизировать с либералами. Более того, они были объективными в своих исследованиях. Так недавно переведенная на русский язык книга Уилла Кимлики «Современная политическая философия» свидетельствует в пользу того, что ключевыми темами современной политической философии являются утилитаризм, марксизм, теория гражданства, либерализм, либертарианство, коммунитаризм, мультикультурализм и феминизм.

* * *

На протяжении последних двух десятилетий американская академическая политическая философия/теория сильно шагнула влево, хотя вправо она никогда и не уклонялась.

Собственно говоря, американцы продолжают держать философскую марку. И сегодня наиболее популярными темами стали мультикультурализм и феминизм, а также некоторые умеренные варианты постмодернизма. Кстати, именно разделами посвященными этим течениям, за исключением постмодернизма, заканчивается упоминаемая книга Уилла Кимлики.

Итак, в американской политической философии никогда не было консервативного проекта. Только либеральный, но философский, фундаментальный, а не сиюминутный. Как сегодня принято выражаться в среде молодежи: только либерализм, только хардкор!

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.