Terra America

10:54(МСК)
02:54(NY)
23:54(LA)

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 30.07.2014

Идеи
0
ком
Сообщения о смерти ФРС несколько преувеличены
Прочные основания пятой власти
Оцените этот контент

От редакции. Портал Terra America продолжает разговор об институтах финансовой власти в США, начатый интеллектуальным расследованием Дмитрия Дробницкого «Великий аудитор и пятая власть». Историк и публицист Борис Соколов обращает внимание на то, что несмотря на объем задолженностей, имеющийся у ФРС, уничтожение этой структуры и, скажем, введение «золотого стандарта» мгновенно обрушит благосостояние сотни тысяч американцев.  Поэтому ФРС сегодня ничего не угрожает.

Как известно, Рон Пол, добивающийся президентской номинации от республиканской партии, в попытке заручиться голосами избирателей, в том числе участников движения «Захвати Уолл-стрит», обещал в случае избрания ликвидировать Федеральную резервную систему.

Начать же он предлагает с отставки нынешнего главы ФРС Бена Бернанке и министра финансов Тимоти Гейтнера, в чем его вполне поддерживает другой крайне правый кандидат республиканцев Ньют Гингрич. Пол требует поставить ФРС под контроль администрации и провести государственный аудит ФРС. Он критикует систему управления экономикой посредством эмиссии и бюджетного дефицита. Пол надеется, что результаты аудита ФРС дадут основания для ликвидации ФРС в ее нынешнем виде.

Между тем, требование поставить Федеральную Резервную Систему под контроль правительства и требование ликвидации ФРС оказываются прямо противоположными по своим последствиям. Если постановка ФРС под контроль правительства неизбежно приведет к эмиссии ничем не обеспеченных денег и росту инфляции, то ликвидация ФРС вынудит вернуть американскую валюту к «золотому стандарту» и, скорее всего, приведет к дефляции. 

Тут очень важно понять, что левые и правые претензии ФРС, частично совпадающие, совсем не идентичны.

Главное обвинение против ФРС справа – это выпуск необеспеченных денег, что ведет к инфляции и к увеличению государственного долга. Напомню, что ФРС – это объединение 12 федеральных региональных резервных банков, обслуживающих группы штатов. Они в совокупности выполняют функции Центрального банка США. В ФРС входят также национальные коммерческие банки. Всего их насчитывается 1933. Учреждена ФРС была в 1913 году. Именно ФРС обеспечивает положение доллара как мировой валюты и осуществляет валютные операции на мировых рынках.

Миллионы американцев считают главным виновником нынешнего кризиса банки, и ФРС в их глазах является самым крупным банком в мире, а значит, и главным виновником их нынешних несчастий. Кроме того, ФРС – это основной держатель акций американского государственного долга, и кто-то может наивно надеяться, что с исчезновением ФРС исчезнет и долг. Между тем, ликвидация ФРС вызовет непредсказуемые последствия в мировой финансовой системе и приведет к кризису, который наверняка будет хуже нынешнего.

Если ликвидируют ФРС, то доллар, очевидно, придется возвращать к золотому стандарту. Это приведет к резкому росту цен на золото, удешевлению долларовых резервов Центробанков других стран. Данное обстоятельство может только углубить нынешний кризис, причем с заранее непредсказуемыми последствиями. Можно только предположить, что курс доллара значительно упадет, что на первых порах может способствовать оживлению американской экономики. Но затем начнется глобальный кризис, связанный со всеобщим падением покупательной способности населения, и как из него выбираться, абсолютно непонятно.

Да и каким образом вообще можно ликвидировать ФРС понять тоже довольно сложно. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций. Поскольку как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США, ликвидировать его можно, очевидно, только законодательным актом, но в Конгрессе вряд ли удастся когда-либо собрать большинство за столь экстравагантное постановление.

В США была эпоха, с 1837 по 1862 годы, когда центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков», и ничего катастрофического в этот период с американскими финансами и экономикой не произошло. Но тогда ситуация в мире была совсем иная, чем сегодня. Основные валюты мира были, а том числе главная резервная мировая валюта того времени, британский фунт стерлингов, были привязаны к золотому стандарту. Экономика США в то время еще не принадлежала к числу ведущих экономик мира, американский доллар не являлся резервной валютой и сравнительно мало использовался в мировой торговле.

Теперь же все наоборот.

Экономика США – крупнейшая экономика мира, а доллар – основная резервная валюта. При нынешнем уровне денежного оборота попытка возвращения к золотому стандарту являлась бы явным анахронизмом.

С 1862 до 1913 год в США действовала система национальных банков, но несколько банковских кризисов в тот период заставили правительство США накануне Первой мировой войны создать ФРС. И уже в 1914 году возникла долларовая зона в странах Северной и Латинской Америки. ФРС гарантировала постоянное поддержание ликвидности при отсутствии золотого стандарта. Но стоить напомнить, что все попытки возродить золотой стандарт в мире в 30-е годы закончились крахом еще до возникновения Второй мировой войны. И нет никаких шансов, что в начале XXI века такая попытка будет успешной. А в декабре 1945 года вступило в силу Бреттон-Вудское соглашение, согласно которому был закреплен долларовый стандарт в 35 долларов за тройскую унцию, и к доллару были привязаны валюты 44 стран. С тех пор государствам накапливать доллары стало так же выгодно, как накапливать золото. Долларовый стандарт был отменен в августе 1971 года, но доллар сохранил свою роль основной резервной валюты. Принципиально не поколебало его позиции и введение в качестве второй резервной валюты евро в 1999 году.

ФРС занимается тем, что поддерживает баланс между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами, осуществляет надзор за деятельностью и регулирование банковских учреждений, защищает кредитные права потребителей, контролирует эмиссию доллара, устраняет проблемы ликвидности на уровне штатов и обеспечивает функционирование системы международных и внутренних платежей, управляя американским внутренним и внешним государственным долгом. На выходе результатом деятельности ФРС является поддержание определенного курса доллара, условий кредитования американской экономики и обеспечение возможности правительства осуществлять заимствования у самой ФРС.

Последнее, может быть, самое важное. Пользуясь тем, что доллар в период Великой депрессии стал основной мировой резервной валютой, а экономика США еще с начала XX века является крупнейшей в мире, американское правительство еще во времена Франклина Делано Рузвельта стала активно занимать деньги у ФРС, на которую сейчас приходится три четверти американского государственного долга (эта доля несколько упала в последние два десятилетия, когда США стали больше занимать у Китая и у арабских монархий зоны Персидского залива). Возможность такого почти неограниченного кредита, причем без риска, что кредитор тебя обанкротит (при всей своей независимости от правительства ФРС, разумеется, никогда не будет банкротить Соединенные Штаты).

Однако не следует представлять себе ФРС как некую волшебную лампу Аладдина, которую стоит только потереть, чтобы посыпались золотые пиастры. Рост государственного долга перед ФРС опосредовано проявляется в том, что падет доходность по федеральным ценным бумагам и по долларовым вкладам. На уровне доходов американцев в целом это пока не сказывается, поскольку происходит рост зарплат, пенсий, доходов от бизнеса и от более рискованных ценных бумаг. Но кризис может возникнуть тогда, когда размер заимствований американского правительства у ФРС достигнет некой критической величины, доходность по облигациям упадет до нуля, и их уже нельзя будет размещать на рынке.

Республиканцы, обладающие сейчас большинством в палате представителей Конгресса, считают, что объем государственных заимствований уже опасно приблизился к критической точке. Администрация Обама считает, что положение не столь драматично, но соглашается на словах с необходимостью сокращать государственные расходы. Однако как раз рост государственных расходов является одним из стимулов экономического роста, который столь необходим Америке в период медленного выхода из кризиса. И это в условиях, когда Америке угрожает новый мировой финансовый кризис из-за долговых проблем зоны евро и возможная война с Ираном.

Многим кажется, что ликвидация ФРС сама по себе остановит инфляцию и безработицу. Но так ли это на самом деле? Рон Пол говорит об обесценении реальной покупательной способности доллара в десятки раз после 1913 года. Это справедливо, но ведь одновременно с этим многократно вырос и реальный уровень жизни среднего американца, не говоря уже о том, что прогресс технологий позволяет сегодня получать многие товары и услуги по  гораздо более низким ценам, чем в прошлом, особенно с учетом возросшего качества товаров и услуг. Печатание необеспеченных «бумажных» денег (сейчас, пожалуй, все больше электронных) – это один из главных стимулов развития современной экономики. Отказ от него, вероятно, остановит инфляцию, но он столь же гарантировано остановит и экономический рост. И тогда Америка, а потом и весь мир будут жить в условиях постоянного кризиса и дефицита товаров, почти как при социализме.

Технический прогресс, быстрая смена технологий требуют повышенной ликвидности. Этому требованию худо-бедно, но отвечает нынешняя система центральных банков в США и в мире. Она может быть поставлена под угрозу только тогда, когда на грани неплатежеспособности окажется крупнейший из них – Федеральная Резервная система США. Такое может произойти теоретически только в двух случаях. Либо уровень государственных заимствований у ФРС превысит некую критическую отметку, после чего облигации перестанут размещаться из-за отсутствия спроса, либо какое-то государство или группа государств, уже имеющих часть облигаций американского госдолга, дополнительно скупят облигации на вторичном рынке и попробуют обанкротить США. Сразу же оговорюсь, что второй вариант является чисто теоретическим и невозможно вообразить его осуществление на практике. Вряд ли найдется в мире государство, которое согласится в одночасье обрушить практически все свои активы как в облигациях американского госдолга, так и в долларах США.

Первый же вариант когда-нибудь может стать реальностью, хотя никто в мире не может сказать, станет ли, и когда именно. И здесь беспокойство Рона Пола и его сторонников не беспочвенно, хотя они, в алармистских целях и стараясь привлечь голоса избирателей, сознательно представляют ситуацию более мрачной, чем она есть в действительности. Для предотвращения такого неблагоприятного сценария тоже могут быть два пути. Можно попытаться создать какую-то новую резервную валюту на основе пакета основных валют (например, доллара, евро, фунта стерлингов, швейцарского франка и нового конвертируемого юаня, причем для создания последнего Китаю придется превратиться в страну не только с полностью рыночной экономикой, но и с демократическим государственным строем). Для функционирования подобной коллективной валюты потребуется новый единый Центробанк и, как минимум, единое мировое финансовое министерство для десятков стран, на территории которых будет осуществляться эмиссия этой новой валюты.

Нынешний опыт долгового кризиса в зоне евро показывает, что функционирование даже значительно меньшей по масштабу своего распространения единой валюты евро сталкивается с трудно преодолимыми противоречиями между правительствами различных стран. Что уж тут говорить о какой-то мировой единой супервалюте. Поэтому более вероятным было бы попытаться разрешить возможный будущий долговой кризис ФРС в рамках самих Соединенных Штатов. Тут не будет другого пути, кроме повышения налогов, сокращения государственных расходов и понижения доходов американцев. А чтобы не доводить американское государство до состояния дефолта, эти меры надо будет осуществлять, с одной стороны, заранее и постепенно, но, с другой стороны, достаточно быстро, чтобы экономический рост поскорее возобновился, и Америка не столкнулась бы с таким затяжным экономическим кризисом, который сейчас грозит Греции.

Перефразируя известное выражение Черчилля, можно сказать, что Федеральная Резервная Система США – штука скверная, но все остальные системы финансового регулирования, которые перепробовали Америка и человечество, оказались еще хуже. И пока судьбе ФРС ничего не угрожает. Наиболее вероятные победители выборов, Митт Ромни или Барак Обама, вряд ли станут в этой системе что-нибудь кардинально менять.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.