Terra America

18:09(МСК)
10:09(NY)
07:09(LA)
Люди
0
ком
Сноуден: либертарианец-диссидент или беспартийный идеалист?
Можно ли назвать Сноудена агентом «Чайной партии»?
Оцените этот контент

Получила распространение очередная конспирологическая версия дела Эдварда Сноудена, согласно которой главный герой – убежденный либертарианец (то есть, защитник безусловной свободы личности против диктата государства) и сторонник идей Рона Пола, предлагающего упразднить Федеральную Резервную Систему.

Согласно этой версии, столь ожесточенное преследование шпиона-диссидента со стороны американской администрации вызвано вовсе не опасением утечки сверхсекретной информации, а стремлением нанести очередной удар на родине сторонникам «партии чаепития» и ее возможному кандидату в президенты Рэнду Полу, сыну Рона. А сама акция Сноудена по разоблачению секретов ЦРУ и АНБ – не демарш героя-одиночки, а тщательно рассчитанный удар «патриотов» по сторонникам Джорджа Буша-младшего и противникам «Чайной партии» в рядах республиканцев: ведь именно в президентство Буша были запущены масштабные программы электронной слежки за американцами и иностранными гражданами, о которых поведал стране и миру Сноуден. Мотивируется эта версия тем, что в свое время Сноуден сделал два пожертвования по 250 долларов в пользу НКО, поддерживающих «Чайную партию». Правда, ничего не говорится, поддерживал ли он таким образом и другие НКО, придерживающиеся иных политических взглядов.

Для того, чтобы понять, насколько основательна эта версия, посмотрим, что же такое либертарианство в его американском варианте. Это – политическая философия, проповедующая минимизацию вмешательства государство в жизнь как отдельного человека так и общества в целом. Либертарианство в самом чистом виде предполагает запрет на применение силы или угрозы применения силы к другому лицу (или его имуществу) вопреки воле этого лица. В таком виде оно может поддерживаться только анархистами, поскольку фактически запрещает всякое государственное насилие или принуждение. Не случайно происхождение термина можно связать сразу с двумя европейскими языками: с английским liberty — свобода, и с французским libertaire — «анархист».

Однако американские либертарианцы – не анархисты. Они никогда не отрицали необходимость существования государства, но убеждены в том, что граждане не должны давать государственным органам слишком много прав. Поэтому в реальной политике указанный принцип отрицания «агрессивного насилия» подвергается существенной корректировке.

Понятие «либертарианец» (libertarian) впервые появилось в 1789 году в эссе «О свободе и необходимости» американского унитарианского философа Уильяма Белшама. Оно обозначало тогда только сторонников философской доктрины «свободы воли», причем сам Белшам либертарианство осуждал и противопоставлял ему религиозный детерминизм. Сегодня же все либртарианцы в Америке – люди глубоко религиозные и представляющие различные протестантские конфессии.

В современном значении понятие «либертарианство» впервые стал использовать американский политик и основатель Фонда экономического образования Леонард Рид, в 40-е годы XX века провозгласивший себя либертарианцем. С его точки зрения, быть либертарианцем – это значит быть приверженцем личной и экономической свободы.

А один из наиболее известных американских философов-либертианцев Роберт Нозик сформулировал три основных правила человеческого общежития: люди имеют право завладевать никому не принадлежащей собственностью; люди имеют право дарить свою собственность или добровольно обмениваться ею с другими людьми; люди обязаны вернуть незаконно полученное владельцу.

Современные американские либертарианцы делятся на левых и правых. Правые либертарианцы, или анархо-капиталисты, отвергают налогообложение и антимонопольное регулирование и считают, что защита граждан от насилия должна осуществляться прежде всего частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна оказываться не государством, а частными филантропами. Фактически правые либертарианцы оставляют за государством только оборону, внешнюю политику и некоторые полицейские функции, связанные с расследованием серьезных преступлений и пресечением массовых беспорядков, а также поддержание судебной системы, принятие некоторых рамочных экономических законов и законов, защищающих права личности и частную собственность.

Левые либертарианцы, или минархисты, считают неизбежным и даже необходимым принудительное взимание налогов государством, задачей которого внутри страны должна быть защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Если анархо-капиталисты выступают за полное исключение насилия в жизни общества, то минархисты являются сторонниками минимизации государственного насилия в обществе, при этом государство рассматривается как меньшее зло по сравнению со всеобщей анархией. Не то чтобы минархисты считают налогообложение хорошим делом, но признают его необходимость в качестве меньшего зла.

Либертарианцы различных направлений одинаково выступают за доминирование морального фактора в политике, полагая, что на людей прежде всего должны воздействовать некие моральные установки (в первую очередь христианские), а не насилие со стороны государства.

Все либертарианцы также сходятся на том, что граждане имеют право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, а законы должны охранять такую свободу и обеспечивать исполнение заключенных свободно, без принуждения, договоров.

Они выступают против любых государственных дотаций, в частности, сельскохозяйственным производителям, а также против таможенных пошлин и иных внешнеторговых барьеров; против государственного контроля за безопасностью и эффективностью лекарственных средств, против градостроительного зонирования, против регулирования государством трудовых отношений, против всеобщей воинской повинности, против любого государственного контроля над СМИ и ограничений на иммиграцию, против обязательного школьного образования, против запретов на владение оружием и против наказания за употребление наркотиков.

В области внешней политики либертарианцы выступают против военного вмешательства в дела других стран и признают правомерным использование силы только для защиты от агрессии.

Разумеется, в чистом виде все эти идеи в современном американском государстве и обществе применить невозможно. Нельзя, например, представить себе значительное число избирателей, которые поддержали бы полную отмену налогообложения и дотаций или за отмену государственного регулирования трудовых отношений. Поэтому американские политики, придерживающиеся либертарианских взглядов, практически все принадлежат к минархистам, то есть к людям, не отрицающим необходимость насилия со стороны государства, но стремящимся минимизировать государственное вмешательство, как в экономику, так и в общественную и в частную жизнь.

Наиболее видный их представитель в американской политике сегодня – это конгрессмен Рон Пол, демонизирующий ФРС, в которой, по его мнению, сконцентрировалось все то зло, которое несет в себе государство. А его сын, 50-летний Рэндал Пол, с 2011 года является сенатором от штата Кентукки и рассматривается в качестве перспективного кандидата на президентских выборах 2016 года от Республиканской партии. Выбор республиканского кандидата становится важен особенно потому, что согласно закономерностям американской политической жизни за последние полвека на следующих выборах с 90-процентной вероятностью победит представитель республиканцев. А тут необходимо учитывать, что приверженцы либертарианства никогда не составляли большинства в американском обществе. Поэтому для того, чтобы добиться номинации от республиканцев, ему неизбежно придется пойти на компромисс с умеренным крылом партии и отказаться от многих либертарианских установок

Что же касается Эдварда Сноудена, то на настоящего либертарианца он никак не тянет. Настоящие либертарианцы не идут добровольцами служить в армию, а потом в спецслужбы. Настоящие либертарианцы не пытаются найти политического убежища в Эквадоре, Венесуэле, Боливии, России и даже Исландии – странах, весьма далеких от воплощения в жизнь либертарианских принципов. Для истинного либертарианца куда предпочтительнее предстать перед родным американским судом и в глаза своих приверженцев стать мучеником за идею и одним из героев «Партии чаепития». (Кстати сказать, с точки зрения укрепления внутриполитических позиций «патриотов» это было бы оптимальным ходом).

Настоящие либертарианцы не высказываются критически о тех, кто «сливает» государственные секреты в WikiLeaks. А именно такую критическую запись оставил Сноуден в своем чате в 2009 году. Конечно, скорее всего с тех пор в нем произошел определенный моральный перелом, и возможно он решил, что бывают ситуации, в которых некоторые государственные секреты не только можно, но и нужно предавать гласности. Однако стать мучеником за идею защиты прав личности от государственного произвола он явно не готов.

Администрация Обамы преследует его не для того, чтобы заставить замолчать критиков ФРС, а потому, что толком не знает, какими именно секретами обладает беглый разведчик, и, предполагая худшее, опасается, что возможные утечки информации способны нанести критически значимый вред национальной безопасности США. Теоретически Сноуден в силу своей профессии и опыта работы может владеть любым секретом правительства США, существующем в электронной форме. В недавно обнародованной переписке с экс-сенатором-республиканцем Говардом Хэмфри, (кстати сказать, придерживающимся достаточно умеренных взглядов и с «Партией чаепития» не связанным), Сноуден сообщает, что обладает рядом секретов, которые не выдаст «даже под пытками». Вполне возможно, что он блефует, в расчете на то, что родные спецслужбы испугаются и перестанут его преследовать.

Но боюсь, такого рода заявления только разожгут азарт американских охотников за шпионом-диссидентом. А заодно дадут соблазн российским спецслужбам продлить пребывание Сноудена в России, причем последнее было бы крайне нежелательным, поскольку затянувшееся сидение беглеца в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево» уже начинает самым негативным образом влиять на российско-американские отношения.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.