Terra America

13:27(МСК)
05:27(NY)
02:27(LA)

Автор: Ярослав Бутаков
Добавлено: 03.07.2014

Люди
0
ком
Прощание с диктатурой
Неполиткорректная комедия Коэна и Чарльза
Оцените этот контент

Наконец-то в прокат вышел «скандальный», как его обязательно подают многочисленные СМИ, фильм «Диктатор» «мокьюментариста» Ларри Чарльза с неполиткорректным Сашей Бароном Коэном. Создатели картины сделали уже все возможное, чтобы сопроводить свое новое творение скандалами, а потому это кино, наконец добравшееся до больших экранов, будет активно обсуждаться в мировых СМИ. Саше Барону Коэну так полюбился новый образ, что он частенько появляется в нем в свете, этим он вызывает пересуды, но неизменно привлекает к себе внимание.

Провокационный дуэт Коэна и Чарльза сложился еще в 2006 году, когда они вместе сделали картину «Борат» о глупом казахском журналисте, ставшую неожиданно популярной и повсеместно обсуждаемой. Правда, следующая лента, снятая парой, «Бруно» (2009 год) про австрийского гомосексуалиста вышла неудачной, и зрителям не приглянулась. Во многом потому, что кинематографисты слишком увлеклись юмором, на который делали ставку еще в 2006 году.

Их третья совместная работа не только избегает ошибок второй, но и сделана как обычный фильм, а не в псевдодокументальном жанре профессионального политического троллинга.

Перед нами очередная политическая провокация, и как таковая она будет обсуждаться и уже обсуждается СМИ. Нравится нам юмор Саши Барона Коэна или нет, а он неизбежно кому-то нравится, хотя и многих отторгает, фильм сам по себе более чем достоин внимания. И требует он обсуждения не в понятиях «нравится – не нравится», а также не в терминах критики политкорректности, но в рамках… политической философии. Причем не современной, но самой классической, уходящей своими корнями в начало истории западной цивилизации, ведь проблема тирании, как однажды заметил философ ХХ столетия Лео Штраус, «сверстница политической жизни».

Однако, прежде чем перейти к этому обсуждению, укажем на одну любопытную деталь.

Наверное, нужно уточнить, что хотя на самом деле речь идет о тиранах, потому что «диктатура» – более сложное понятие и относится скорее к правовой теории, нежели к анализу современной ситуации, все-таки законно и последнее. Потому что, например, Роджер Боше посвящает свою прекрасную книгу именно «Теориям тирании от Платона и до Ханны Арендт» (1995 год), при этом употребляя термины «тирания», «деспотизм», «диктатура» и так далее как синонимы.

Примечателен тот факт, что, как правило, современных «диктаторов» изображают в глупых американских комедиях, традиционно именуемых «слэпстиком», аккурат с конца 1980-х годов. Впервые целая плеяда блестящих современных диктаторов появилась в самом начале комедии «Голый пистолет» (1988 год), которые устраивали тайное совещание в Бейруте. Среди диктаторов были сегодня уже почившие Аятолла Хомейни, Ясир Арафат, Муаммар Каддафи, Иди Амин (военный диктатор и третий президент Уганды), находящийся ныне в тяжелом состоянии Фидель Кастро, а также здравствующий и ныне Михаил Горбачев. Последний объяснил свое появление на слете диктаторов тем, что лишь притворяется добрым и хочет втереться в доверие к глупым американцам, чтобы в будущем нанести им неожиданный удар. Однако проникший на заседание тиранов лейтенант Фрэнк Дребен срывает их совещание и, избив всех недемократических политических лидеров, героически исчезает. Только взглянув на эту могучую кучку и вспомнив о недавних смертях не присутствовавшего в фильме Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи, а также болезни Фиделя Кастро, невольно приходишь к выводу, что эпоха великих диктатур закончилась.

Не случайно Персонаж Саши Барона Коэна обзывает Ахмадинежада «ботаником», как бы нивелируя его «тиранический статус».

Но это не все. В точно такой же комедии-слэпстике «Горячие головы: часть вторая» появляется и в прошлом главный враг Америки Саддам Хусейн, жестоко осмеянный. Впоследствии на протяжении 2000-х годов Хусейн будет также неоднократно фигурировать в мультсериале «Южный Парк» Трея Паркера и Мэта Стоуна. Правда, после казни диктатора он исчез из шоу.

Зато Паркер и Стоун обратились к осмеянию Ким Чен Ира, ставшего главным злодеем их проекта «Команда Америка». Примечательно, что картина «Диктатор» посвящается светлой памяти Ким Чен Ира, также пропавшего с политической карты. Однако, что отличает все эти изображения диктаторов в популярной культуре в момент их великой славы и наибольшего политического влияния от «Диктатора», так это то, что последний делает тирана, пускай и вымышленного, главным персонажем и концентрируется на его политическом сознании и психологии.

Таким образом, «Диктатор», с одной стороны, продолжает великие неполиткорректные слэпстики, ставшие популярными еще в конце 1980-х годов, с другой – является новым словом в этих комедиях, подводя итог более чем двадцатилетней истории современных диктатур.

Саша Барон Коэн не просто дает нам представление о современном диктаторе, но изображает сущность тирана, которую пытались понять еще классические политические философы. Поразительным образом персонаж Аладина являет нам классического тирана, каким нам его изобразили Платон, Ксенофонт и Аристотель. Здесь можно встретить все необходимые характеристики классического тирана: это и стремление получить удовольствие, в том числе сексуальное, и одиночество, и страх близких, способных совершить государственный переворот. В частности, Аладину доступны сексуальные услуги всех великих людей мира сего, начиная с Меган Фокс и заканчивая Арнольдом Шварценеггером. По крайней мере, фотография последнего присутствует на стене «сексуальных побед» диктатора.

Вместе с тем, Меган Фокс, выполнив свои обязательства и получив плату за услуги, не остается с тираном «на обнимашки», то есть отказывает в настоящей эмоциональной близости, хотя он бы этого очень хотел. После ее ухода он в одиночестве обнимает подушку и в грусти засыпает. А мы помним, как еще Ксенофонт в «Гиероне» обращает внимание на следующее: несмотря на то, что тирану и доступна любая женщина, он не может насладиться ею в полной мере, ведь она не испытывает к нему никаких чувств.

Далее. Помощник и родственник тирана оказывается главным заговорщиком против него, преследуя личные интересы и пытаясь сменить тиранический режим на демократический, чтобы продать нефть китайцам и американцам. Опасность заговора, в том числе со стороны самых близких людей, также описана классическими философами. Однако сам по себе фильм интересен даже не столько точным изображением тирана и тиранического человека, сколько решением, к которому не могли прийти такие выдающиеся философы, как Платон. И в меньшей степени Ксенофонт, который все же смог предложить свой вариант решения задачи посредством косметического ремонта порочного режима без трансформации его в какой-то иной политический режим.

Платон в девятой книге «Государства» завершает историю неизбежной деградации государства тиранией, отметив ее как худший политический режим из всех возможных. Аристотель же, критикуя теорию Платона, в пятой книге «Политики» отмечает, что тирания может трансформироваться во все, что угодно, а потому мы не можем говорить о том, что это – однозначно тупиковая ветвь политического развития, хотя она и является однозначно худшим видом государственного устройства.

Аладин, полюбив женщину и претерпев эволюцию в своем политическом мировоззрении, самостоятельно приходит к идее ограничения собственной власти и водворения в своем государстве демократии, которую до тех пор ненавидел. Однако он не теряет власти, а по результатам введенных им выборов становится демократически избранным правителем, при этом избранным абсолютным большинством. Вместе с тем, он остается таким же порочным человеком, как и был, и нет никаких гарантий, что его политический режим будет пребывать в сохранности…

Хваленая демократия, по меркам создателей картины, ничем не лучше тирании... Впрочем, как известно, и в древнегреческой политической философии, демократия хотя и ставилась выше тирании, но не превосходила ее в абсолютном значении.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.