Terra America

23:04(МСК)
15:04(NY)
12:04(LA)

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 04.07.2014

Люди
0
ком
О кино для женщин
Человек, который успел сказать все, что хотел
Оцените этот контент

Приметных женщин-режиссеров в американском кинематографе не так много. А те яркие, что имеются, определенно с сильно выраженными феминистскими взглядами. Само собой, их социально-политическая позиция отражается и на их творчестве. Взять хотя бы Кимбирли Пирс и ее знаковый фильм «Парни не плачут» о непростой судьбе лесбиянки, притворявшейся мальчиком ради большой и светлой любви.

Однако есть среди американских женщин, занявших режиссерское кресло, и приятные исключения. Например, Кэтрин Бигелоу, которая, хотя вроде и является феминисткой, фильмы снимает как настоящий мужик – военное кино, полицейский боевик, технонуар, ужасы. Понятное дело, и у нее есть исключения. Так, в картине «Вороненая сталь» главную роль исполняет леди, тем не менее, даже этот фильм остается типично мужским детективом.

Вряд ли бы кто-то, не зная имени режиссера, догадался, что авторство данной картины принадлежит женщине. То есть Бигелоу, сама являясь феминисткой, в своем творчестве не использует темы, типичные для феминистского кинематографа.

Однако были в американском кино чудесные женщины (при этом самостоятельные, свободолюбивые, «непослушные»), которые не стремились к тому, чтобы снимать фильмы про лесбиянок, про сильных матерей-одиночек – скорее уж про отцов-одиночек, – сильных женщин, ни в чем не уступающих мужчинам и даже про вампиров или героических солдат.

К таким дамам относилась Нора Эфрон, скончавшаяся 26 июня на семьдесят втором году жизни. Нора Эфрон снимала про то, как важно для женщин готовить, про то, как женщинам важно влюбляться, и про то, как мужчинам важно, чтобы их любили женщины.

Проделав путь от выпускницы университета и интерна в Белом Доме при Джоне Ф. Кеннеди до журналиста и эссеиста ведущих американских изданий «New York Post» и «Esquire», она пришла в сценарное дело. Ее первыми работами в этой области стали «Силквуд» (1983) и «Ревность» (1986) срежиссированные Майком Николсом, и один из самых восхитительных фильмов 1980-х «Когда Гарри встретил Салли» (1989), который снял именитый Роб Райнер. Эту ленту сложно пересказать. Даже, казалось бы, простенький сюжет не опишешь, как надо. Ее непременно нужно смотреть. И пересматривать. Скажем только, что если вдруг вы видели ролик, как в ресторане женщины коллективно и одновременно начинают имитировать оргазм, то идея эта была позаимствована из фильма «Когда Гарри встретил Салли».

Есть, конечно, проблема. Картина, как и многие фильмы Норы Эфрон, вроде как не для мужчин. Но все же есть выход.

Парням можно притвориться, будто они хотят сделать что-то особенное для своей девушки или жены, а потому идут на серьезную уступку и смотрят с ними роскошную романтическую комедию. Свой интерес можно скрывать, изредка позевывая и создавая вид безразличия при самых эмоциональных сценах. И помните, если случится страшное, и вы всплакнете, всегда можно сказать, что просто что-то попало в глаз. В конце концов, и снимал ее мужик, а потому пару-тройку раз посмотреть ленту ради любимой можно, не озираясь на издевки друзей.

В общем, после этой картины стало очевидно, что конек Норы Эфрон – романтические комедии. Впоследствии это лишь подтверждалось на практике. Тем более в начале 1990-х Эфрон доверили режиссерское кресло, и она начала в 1992 году уверенным, хотя и не очень запоминающимся дебютом про мать-одиночку, мечтающую стать комиком.

Зато в 1993 Нора Эфрон сняла одну из самых запоминающихся мелодрам десятилетия «Неспящие в Сиэтле» с Томом Хэнкосом и Мэг Райан. Картина эта про вдовца, сильно любившего жену и отчаявшегося найти счастье в бренном мире после смерти супруги.

Однако, пытаясь помочь, отца выручает мальчик тем, что рассказывает о сложной судьбе папы по радио. Журналистке из Балтимора поручают написать про эту историю статью, и нам примерно ясно, к чему все это приведет. Однако уже этот фильм мужчинам будет смотреть тяжело. А если даже и нет, то не знаю, какую хитрость можно придумать, чтобы украдкой им насладиться. Разве что смотреть втихую…

Или наоборот демонстративно им наслаждаться, преодолев все условности. У меня есть хороший товарищ, который любит разные мелодрамы, включая и эту, и не стыдится этого, хотя в детстве, как и я, смотрел фильмы с Чаком Норисом и Сильвестром Сталлоне.

Фильмы «Совершенно чокнутый» (1994) и «Счастливые номера» (2000) с Джоном Траволтой скорее можно назвать проходными. По крайней мере, они точно не дотягивают до уровня другой картины «Вам письмо» (1998). Менее удачным, но более запоминающимся можно назвать фильм «Майкл» (1996) снова с Джоном Траволтой про пьющего и курящего ангела, крылья которого сильно линяют. Но и это кино не хочется пересматривать. Траволта – явно не актер Норы Эфрон, и картины с его участием определенно были хуже, чем те, в которых играли Том Хэнкс и Мэг Райан. Этим объясняется успех упомянутого выше фильма «Вам письмо», в котором снова сыграла эта пара. Однако и эта лента уступает «Неспящим в Сиэтле» и, конечно, она снова для женщин.

Очевидно, что в 2000-е Нора Эфрон не вписалась. Хотя она резко контрастировала с феминистским кинематографом, интерес у критиков, разумеется, больше был к последнему. Примерно этим можно объяснить провал «Колдуньи» (2005), снятой на старый американский сюжет. И хотя в главной роли снялась Николь Кидман, это фильм не спасло. Легкие романтические комедии не могли конкурировать с серьезными, но часто тяжелыми драмами. Свидетельством чему стало вручение Оскара как лучшему режиссеру в 2009 году упоминаемой в начале Кэтрин Бигелоу.

Кстати, следует обратить внимание, что героиню Николь Кидман в «Колдунье» зовут Изабель Бигелоу: довольно символично. И вместе с тем этот же 2009 год стал последним словом, сказанным Норой Эфрон в кинематографе.

В картине «Джули и Джулия: готовим счастье по семейному рецепту» режиссер и по совместительству сценарист смогла уловить новейшие тенденции развития общества (популярность блогов и их значение в современной культуре) и связать их с классическими представлениями о женщине (страсть к приготовлению пищи), органично объединив и то, и другое. Очевидно, Нора Эфрон вложила в это произведение частичку себя (помимо прочего она была еще и блогером), и потому картина стала большим сюрпризом для поклонников. Точнее – поклонниц. Вместе с тем, этот фильм – милый анахронизм, которому места в следующем десятилетии уже не оказалось. Мужчинам, конечно, смотреть строго не рекомендуется, но настоящим женщинам очень нравится.

Нора Эфрон умерла вовремя и, судя по всему, успела сказать все, что хотела и как хотела.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.