Terra America

14:51(МСК)
06:51(NY)
03:51(LA)

Автор: Михаил Шевляков
Добавлено: 30.04.2014

Люди
0
ком
Микс-файт и тренинги: новая система внешкольного образования
Воспитание элит, или какие американские идеи работают в современной России
Оцените этот контент

История – это продукт человеческой деятельности, как бы мы не понимали эти слова. Одни создают бумагу и печатный станок, другие пишут учебники истории. Казалось бы, история вокруг нас. Но на самом деле историей становится только деятельность: суммы актов, объединенных одной целью. Все остальное – масса случайностей, обрывков, отголосков, то, что следовало бы назвать фоном исторического процесса. Стало быть, история – это результат проектной деятельности, потому что цель может иметь только то, что имеет план – проект осуществления.

Предельной метафорой исторического процесса могло бы быть кино. В кино всегда есть главные герои и есть массовка. И можно играть роль Ромео или Джульетты, а можно быть прекрасным письменным столом или лампой с чудесным абажуром. Роль в истории дается тому, кто готов послужить ее цели. Не абстрактной цели «всемирной истории», о существовании которой ведутся споры уже не одно столетие, а проектной цели конкретной деятельности.

Но исторический процесс тем и отличается от кино, что в нем сплетаются тысячи сюжетов, тысячи главных ролей. История никогда не возникает. Когда мы приходим в мир, она всегда уже есть, вернее – продолжается. Продолжают ее те, кто приходят в историю вслед за нами. То есть всегда следующие поколения, наследующие деятельность и цели, которым она подчинена. История – это всегда наследники и их родители. Это семьи, продолжающиеся во времени.

У всего есть причина. Но у каждой маленькой истории можно обнаружить точки отсчета, хотя брать какую-то дату или какое-то событие за «начало» возможно только умозрительно. У одной истории всегда несколько точек отсчета: она начинается не из одного сюжета, но из многих. И продолжается до тех пор, пока есть, кому ее наследовать, а значит, и продолжать.

Причина – это то, что является двигателем любой деятельности. Причина находится в прошлом в любой естественной системе (то есть в любой природной системе), но она проистекает из будущего в любой проектной деятельности (деятельности исключительно человеческой).

* * *

Эту историю я начну с конца, то есть, с дня сегодняшнего. Потому как, чем дальше мы углубляемся в историю, тем сложнее установить причинно-следственные связи между событиями.

Третья (она же первая) точка отсчета в нашей истории неизвестна. Мы не знаем, когда бизнесмен, джиу-джист и отец шестерых детей – Глеб Юн решил связать две сюжетные нити, идущие из других стран и от других семей и создать прототип новой российской системы внешкольного образования. Но мы можем начать отсчет с даты открытия клуба – 15 сентября 2012 года.

Школа Героев Gymnasium – это бойцовский клуб для взрослых и детей. Да-да, для детей. В Греции когда-то существовали школы героев – палестры. По аналогии с ними проект назвали Школой Героев. Это Школа боевых искусств, где эти искусства не являются самоцелью, а становятся инструментом формирования личности.

Команда преподавателей Gymnasium была собрана со всей страны. Это известные в мире спорта люди: заслуженный тренер СССР и России, лучший тренер Европы, тренер Кости Цзю – Владимир Черня; чемпион Мира по кекусинкай, Чемпион Европы и трехкратный Чемпион России – Максим Дедик; обладатель черного пояса по джиу-джитсу, бразилец Александр де Фария и другие, чьи имена известны всему миру спорта.

Школа Героев Gymnasium открылась в Теннисном клубе «Жуковском», который расположен в поселке Ильинское на Рублевке. Выбор места, отчасти, объясняется сопротивляемостью системы муниципального образования[1], отчасти готовностью частных школ и тех, кто отдает в них детей, к переменам.

На вопрос, было ли место выбрано случайно или в соответствии с целями школы, Максим Дедик – тренер Gymnasium, директор бойцовского клуба Fight Baza отвечает, что одной из целей проекта является воспитание будущей элиты. Ведь это первый подобный проект и он делается для детей той категории населения, которая отвечает за принятие основных решений, касающихся будущего страны. Именно эта категория населения испытывает колоссальные проблемы с воспитанием своих детей потому, что у этих детей все есть – им сложнее привить умение ставить цели, их тяжелее мотивировать. При помощи проекта Gymnasium становится возможно сформировать некий социум внутри элитного сообщества со своей системой ценностей, где важным становится то, что всегда ценилось в мужчинах: честь, достоинство, ответственность, храбрость, смелость, решительность, ум, мудрость – те качества, которые воспитывают при помощи боевых искусств. Основным стилем боя, который преподается в Школе Героев, является смешанный стиль боя – то, что в России носит название «бои без правил».

И здесь следует обратиться к еще одной точке отсчета, она вторая в нашей истории и третья по удаленности от сегодняшнего дня – 1914 год. Современную историю смешанных единоборств можно начать именно с этой даты. Хотя единоборства известны истории еще задолго до нашей эры и говорить о поединке мастеров разных стилей, как о молодом виде спорта можно только условно.

Смешанные единоборства или бои без правил развивались одновременно в разных странах. Многие мастера боевых искусств пришли к выводу, что один узкоспециализированный вид боя не может отвечать всем условиям реальной боевой ситуации. Мы будем говорить о трех «началах».

В 1914 году мастер японского дзюдо Мицуе Маеда прибыл в Бразилию, где познакомился с местным влиятельным бизнесменом Гастаном Грейси. Грейси помог Маеда устроиться в Бразилии, и мастер в благодарность предложил обучить его старшего сына дзюдо. Маеда стал тренировать Карлоса Грейси. Его младшему брату Хелио Грейси, который тоже хотел учиться, из-за того, что он был от рождения очень слаб здоровьем, долгое время приходилось только наблюдать за братом. Но однажды, когда его брат, уже дававший уроки своим ученикам, опоздал на тренировку, Хелио сам провел урок, и ученик остался доволен. Впоследствии братья стали мастерами и основали свой стиль боя, который получил название «Грейси Джиу-Джитсу». Этот стиль состоит более чем из шестисот техник и существует по сей день. 

В 1920-е годы клан Грейси впервые стал проводить бои без временных ограничений и разделений по раундам, до полной победы одного из бойцов. Эти бои носили название вале тудо (Vale Tudo) – разрешено все. Турниры по вале тудо проводились только в Бразилии до 1980-х годов, пока часть клана во главе с Хелио Грейси не перебралась в США.

Первый американский турнир по настоящим боям без правил UFC (Ultimate Fighting Championship) – прошел в США 12 октября 1993 года – эта дата считается датой официального появления нового вида спорта[2]. И хотя UFC тоже задумывался как шоу, уже после первых турниров он превратился в одно из самых интересных спортивных событий в мире. Подобные турниры стали возникать по всему миру, это позволило со временем создать первую профессиональную лигу миксфайтинга ММА (Mixed Martial Arts). В русском варианте название лиги звучит как «смешанные боевые искусства».

В Японии бои без правил называются Pride, что буквально значит «Гордость», и этот вид единоборств очень популярен. Первый турнир в формате Pride прошел в 1997 году в Токио. С того времени было проведено уже более 60 турниров по версии Pride, которые транслировались во многих странах мира. Pride считается одной из самых популярных версий ММА. И наши русские бойцы впервые получили признание именно в Японии[3]. В 2007 году Dream Stage Entertainment продало организацию Pride своим конкурентам братьям Фертитта, владеющим UFC (Ultimate Fighting Championship).

В России начало смешанным единоборствам было положено еще в довоенное время. Бойцов военной разведки обучали системе боевого самбо (самооборона без оружия). Еще до Первой Мировой Войны борец Иван Лебедев разработал курс спецподготовки полицейских[4]. Позже Виктор Спиридонов дополнил комплекс Лебедева приемами из джиу-джитсу, английского бокса и французской борьбы. Большой вклад в развитие самбо сделал Василий Ощепков, обучавшийся дзюдо в Японии. Он провел анализ различных национальных видов борьбы, спортивных единоборств и значительно расширил арсенал приемов, фактически разделив систему самообороны без оружия на спортивную и боевую.

Современное боевое самбо в России представляют братья Федор и Александр Емельяненко, Роман Зенцов, Олег Тактаров, Сергей Харитонов и многие другие. Но у истоков русского миксфайта по системе ММА стоял бизнесмен Вадим Финкельштейн, который согласился однажды спонсировать турнир по боям без правил в Голландии, а позже решил основать в Санкт-Петербурге федерацию этого вида спорта. В 1998 году в России появился бойцовский клуб, впоследствии ставший основой российского миксфайта – Red Devil[5]. Затем в России появилась лига боев без правил М1, что дало импульс развитию этого вида спорта.

Сегодня ММА – самый быстрорастущий вид спорта, а миксфайт – самая актуальная форма боя. И каратист, и боксер, и боец муай-тай могут попробовать свои силы в этом единоборстве и узнать, чего они на самом деле стоят вне условностей и правил.

ММА считается одним из опаснейших видов боя в основном в связи с тем, что за ним закрепилось его второе название «бои без правил». Но на самом деле, как и в любом официально признанном стиле боя – там есть правила. А уже само появление смешанного стиля боя стало первым шагом к тому, чтобы начать обучать ему детей. Так же, как с детства начинали обучать всем классическим видам боя на их родине.

Кроме того, помимо боевых искусств, в Школе Героев есть дисциплина, способствующая развитию мышления не только на уровне тактики, но и на уровне большой стратегии, например, жизненной стратегии.

***

Стратегическая игра Го – это еще одна традиция, история, вошедшая в сюжет Gymnasium, она пришла к нам с Востока и ей, по разным версиям, от трех до пяти тысяч лет. Игра Го носит много названий в разных странах: И-Го, Вэй-Ци, да просто, игра в камни. По одной из легенд, эту игру создали специально для сына китайского императора, чтобы тот освоил стратегическое мышление. Когда-то в Го могли играть только Император и его приближенные, другим, если их заставали за игрой, отрубали голову.

Смысл игры состоит в разделении территории.

Управление армией, постановка целей, удержание позиций, столкновение с силами противника – все это возможно разыграть на доске для игры в Го. В игре не существует прямолинейного действия, там постоянно можно ожидать вторжения и нападения с любой стороны. И нужно уметь удерживать в голове большое количество разных условий и позиций, проектировать свои действия, предвидеть возможные ответы со стороны противника. Таким образом, развивается мышление, умение сосредоточить внимание на предмете, выдержка, стойкость.

Глеб Юн считает процесс тренировки отличным инструментом воспитания. Для ребенка тренер – это герой и пример для подражания. Во время обучения тренер может заложить в сознание ребенка необходимые ему в жизни навыки и представления. Но вопрос в том, какие это должны быть представления?

И здесь начинается третья точка отсчета (вторая по степени удаленности во времени) и еще один сюжет для нашей истории – это 1989 год.

Книга «Семь навыков высокоэффективных людей»[6] Стивена Кови вышла в 1989 году.

Стивен Кови был специалистом по вопросам руководства и управления жизнью, преподавателем и консультантом по организационному управлению[7]. В 2011 году журнал The Times назвал книгу Стивена Кови одним из 25 наиболее влиятельных тренеров в мире бизнеса.

Он умер в июле 2012 года. А его систему семи навыков один из его сыновей, Шон Кови[8], переписал и адаптировал для воспитания подростков и детей младшего школьного возраста.

Шон Кови написал книгу «Семь навыков высокоэффективных тинэйджеров»[9], которая была переведена на многие языки мира, и вторую «Семь навыков активных детей»[10], где систему своего отца он переработал для использования в воспитании детей и подростков.

Система Шона Кови применяется в школьных образовательных программах в США и Европе. Например, в школе A. B. Combs в Северной Каролине, в школе English States штат Иллинойс. Вдобавок ко всем знаниям, которые дает школа, эта программа позволяет ребенку научиться быть ответственным, совершать выбор, планировать, ставить цели, взаимодействовать с другими детьми.

В России официальным партнером Института Стивена Кови является группа компаний MTI, которая была основана в 1993 году как тренинговая компания[11]. Сейчас MTI, помимо бизнес-консалтинга, занимается вопросами воспитания подрастающего поколения. Как и их зарубежные коллеги в Институте Стивена Кови, в MTI пришли к выводу о том, что обучение детей еще в школьном возрасте позволит им более ответственно относиться к своей жизни. Для этого компания уже начинает взаимодействовать со школами.

В рамках этого проекта Максим Ильин – ведущий консультант и один из основателей MTI и ученик Стивена Кови, заключил договор на обучение тренеров Школы Героев Gymnasium. Он оказывает Школе консалтинговые услуги и курирует клуб.

Тренинговые системы обучения считаются чем-то вроде программирования. Все знают, что на первом тренинге вам продают второй и так далее. Но система Шона Кови, применяемая в школе Gymnasium, во-первых, направлена на изменение тренеров, во-вторых, любое образование – и есть, по сути, программирование. Будь то «скажи спасибо бабушке» и «нужно делиться с друзьями», или «сначала делай необходимое, потом желаемое». А беспрограммное воспитание – это миф. Если родители не выбирают сознательно способ воспитания ребенка, то в его голове образуется хаос: набор из обрывков разных систем знаний и множества различных ценностей, принадлежащих разным культурам. Ведь никогда не стоит вопрос: воспитывать или нет. Всегда стоит вопрос: как воспитывать?

Так многие родители в нашей стране и за рубежом выбирают для своих детей домашнее образование[12], когда то, каким вырастет ребенок, полностью зависит от его родителей и лежит исключительно в поле их ответственности.

Глеб Юн выбрал систему Стивена и Шона Кови по той причине, что она предусматривает переквалификацию тренеров, а уже затем с их помощью воспитание детей. Она превращает тренера из дрессировщика в наставника.

***

В некоторых школах есть штатные психологи, которые должны заниматься воспитанием детей. Но они никогда не будут иметь должного авторитета, ведь дети подражают своим героям. Со стен тренировочного зала Gymnasium смотрят знакомые всем детям Человек Паук, Бэтмэн, Капитан Америка. Кто-то скажет, что нужно было сделать плакаты с нашими Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем. Но дети не делят героев на американских и русских, они просто должны быть рядом, чтобы становиться примерами. Как сказал Глеб Юн, для них Бэтмен – это не Бэтмен, это сильный трубочист; а Капитан Америка с буквой А на шлеме – это Капитан Астрахань. Для детей – это не герои далекой Америки; это их герои. А теперь их героями и примерами для них должны стать их наставники.

Максим Дедик является чемпионом Мира по кекусинкай, серебряным призером Чемпионата Мира, Чемпионом Европы и трехкратным чемпионом России. Он отец двоих сыновей и ему понятна мотивация Глеба Юна. Он считает, что на победителях, чемпионах, бойцах лежит большая ответственность за то, какой пример они подают следующим поколениям.

Процесс переквалификации тренеров имеет и еще одну позитивную сторону. Это дает им возможность за тренировку, которая стоила 1000 рублей, брать 2000. В нашей системе оплаты труда сложилось так, что офис-менеджер имеет больший доход, чем воспитатель. Глеб Юн создал проект, в котором воспитатель может зарабатывать деньги. Социальная миссия и коммерческий успех – два столпа успешного бизнеса.

Владимир Черня является старшим наставником проекта, главным наставником над всеми наставниками. Он считает, что Глеб Юн таким образом занимается строительством государственности. По сути, речь идет о приватизации того, что не приносит сиюминутную прибыль. Сегодня частными компаниями приватизируется, например, забота о будущем нации. В частности, о воспитании ее детей. Люди в нашей стране, может быть, пока и не устали от быстрых денег, однако, многие считают, что стоит вкладываться и во что-то более долговечное, что-то, что будет служить не одному поколению. Глеб Юн не сомневается, что проект окажется коммерчески успешным, ведь он, по сути, открывает новый сегмент рынка детского образования – обучение с целью воспитания.

Субъект истории – это тот, кто становится причиной дальнейшего движения, тот, кто берет на себя ответственность за будущее. История Школы Героев началась совсем недавно и можно подумать, что такое описание этой простой истории опережает события. Но ведь это зависит от точки отсчета. 15 сентября 2012 года… 1989 год… 1914…



[1] Максим Ильин, ведущий консультант, один из основателей группы компаний MTI и ученик американского гуру в области развития бизнеса Стивена Кови, курирует проект MTI, связанный с продвижением тренингового обучения в школах, и говорит, что существует проблема взаимодействия экспериментальных образовательных систем с муниципальными школами.

[2] Турнир под названием «Война миров» (War of the Worlds) состоялся в штате Колорадо в Денвере. В нем приняли участие представители сумо, бокса, каратэ, кикбоксинга, панкратиона и джиу-джитсу. На первом, втором и четвертом турнирах победителем стал представитель клана Грейси – Ройс Грейси. А на основе «Грейси Джиу-Джитсу» позднее была разработана версия Gracie Combatives, которую взяла на вооружение армия США.

[3] Pride проводила несколько версий Гран-при без ограничений по весовой категории. Правила боев также отличались от американских как по длительности раундов, так и по списку немногих запрещенных приемов. Эти бои славились высокими гонорарами, и само участие в них являлось признанием для бойца.

[4] В 1915 году вышла его книга «Самозащита и арест», после которой заговорили о русском рукопашном бое.

[5] Вскоре после своего появления Red Devil был зарегистрирован в реестрах IMA, то есть стал официальным членом международной ассоциации миксфайта.

[7] Имел докторскую степень Университета Бригама Янга, степень магистра экономики управления, также являлся обладателем степени МВА Гарвардского университета. Стивен Кови стал отцом девяти детей и дедом 52 внуков. Семь навыков Стивена Кови включают в себя ответственность за свой выбор, планирование, приоритет необходимого над желаемым, сотрудничество, способность слушать, синергизм и постоянное самосовершенствование.

[8] Шон Кови является вице-президентом компании Franklin Covey Co. Он с отличием окончил университет имени Бригэма Янга, и затем получил диплом МВА Гарвардской школы бизнеса.

[11] Она развивала в России популярные в то время в США технологии в области менеджмента, лидерства и эффективных продаж. За основу были взяты идеи американских гуру, таких, как Стивен Кови, Дэвид Ханн, Пол Херси, Эдвард Де Боно.

[12] Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, президент Тьюторской Ассоциации Татьяна Михайловна Ковалева считает, что даже приписываемый школе элемент социализации ребенка не может стать препятствием при выборе домашнего образования, так как дети, как правило, состоят в различных коллективах, клубах и кружках.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.