Terra America

11:04(МСК)
03:04(NY)
00:04(LA)

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 30.07.2014

Идеи
0
ком
«Мы живем в прекрасное время для философии!»
Почему философию сознания называют «первой философией» наших дней?
Оцените этот контент

От университетской группы Terra America: Любая культура всегда имеет в своем основании некую структуру из идеальных конструкций, удерживающих систему в целостности и задающих направление развития любой цивилизации, западной или восточной. В рамках совместного проекта портала Terra America и философского факультета МГУ им. Ломоносова «Америка: возвращение идеального» мы попытаемся разобраться в том, какие идеальные конструкции лежат в основе американских политических идеологий, какие философские системы управляют Америкой, какие из них преобладают в академических кругах, а какие участвуют в формировании политики США и тем самым оказывают влияние на мир в целом.

Относительно молодое направление развития американской философской мысли – философия сознания, – имеет большое значение для академических кругов не только в Америке, но и во всем мире, в том числе и в России. Философ – это, прежде всего, исследователь. Как человек может мыслить? Что такое процесс мышления? Ответы на эти вопросы сегодня ищут философы всего мира. В какой мере откровенно материалистические тенденции философии сознания обусловлены развитием науки о человеке, а в какой – еще очень мощным наследием эпохи Просвещения?

На вопросы Terra America о философии сознания и о тенденциях в развитии американской и отечественной мысли ответил заведующий кафедрой истории зарубежной философии, доктор философских наук, профессор Вадим Васильев. Интервью с ним мы предлагаем вниманию наших читателей.

* * *

– В американской мысли сейчас большую роль играет философия сознания, можно ли назвать это направление основным для современной американской философии? Важнейшие представители американской философии, такие как Дениэл Деннет, Джон Серл, Дэвид Чалмерс – решают проблему дуализма сознания и тела путем выведения сознания в различных вариациях из деятельности человеческого мозга. Как Вы считаете, можно ли это направление американской философской мысли отнести к материализму, причем материализму естественно-научному? Не означает ли это для русской философской культуры возвращение к эпохе 60-х годов XIX века, то есть к эпохе Писарева и Чернышевского, или же влияния Бюхнера и Молешотта?

Я бы не упрощал картину. Деннет, Серл и Чалмерс (упомянутые Вами ведущие аналитические философы) – совершенно разные мыслители. Даже в чем-то противоположные по своим взглядам. Деннет считает, что сознания вообще не существует, что все мы - зомби. Серл думает, что сознание – это биологический феномен, а Чалмерс допускает, что сознание есть даже у термостатов. И материалистами их всех не назвать. Чалмерс именует свою теорию «натуралистическим дуализмом» и признает «ментальное» фундаментальной онтологической характеристикой. Многие идут еще дальше – в последние годы появилось немало сторонников панпсихизма, к примеру.

Кроме того, в философии нельзя предрешать: вот такая философия хороша, вот такая плоха и тому подобное. Если «естественно-научный материализм», как Вы выражаетесь, верен, то почему бы к нему не вернуться? Только почему обязательно в XIX век? Подобные идеи высказывались и в XVIII веке – Ламетри, Пристли и другие. Другое дело, что тогдашние теории были гораздо менее основательными и продуманными, чем нынешние. И это вполне естественно. Движение философской мысли – это не придумывание новых тем, а прояснение и уточнение давно известных вопросов. И новейшая аналитическая философия много сделала для этого. Ее достижениями за последние десятилетия можно гордиться – мы живем в прекрасное время для философии. Иногда его даже сравнивают с золотым веком Платона и Аристотеля.

– На Ваш взгляд, какова сегодня роль в США и мире идеалистической философии, религиозной философии? Можно ли сказать, что она проиграла наступающему материализму и находится в кризисе? А в каком состоянии, на Ваш взгляд, философия пребывает в нашей стране? Может ли она служить основанием российскому политику в формировании его идеологической позиции?

Если под идеализмом Вы понимаете философские системы, признающие существование в мире только духов (таков изначальный смысл этого понятия, получившего распространение в эпоху Просвещения), то идеализм и правда явно не в моде. Впрочем, так было всегда. История философии знает лишь единичные случаи идеалистических систем. Если же Вы понимаете под идеализмом учения, в которых говорится о существовании Бога, управляющего миром, то последние полвека принесли нам возрождение философской теологии внутри аналитической традиции. А. Плантинга и Р. Суинберн – лидеры этого движения. Конечно, они работают по краям, но все же весьма влиятельны и заметны.

В общем же, впрочем, аналитические философы, и прежде всего американские, крайне негативно относятся к теологии и религии. Около 90 процентов считают себя атеистами. Они удивительно оторваны от американского народа, у которого прямо противоположные взгляды. Это интересный феномен. У нас такого нет. Хотя ситуация с философией в нашей стране с трудом поддается описанию. Просто потому, что мы недостаточно социологически изучили самих себя. Так что о российской философии можно судить, лишь опираясь на смутные интуиции. И эти интуиции говорят мне, что у нас происходит много хорошего.

Есть множество одаренных философов, которые говорят и пишут много интересных вещей. Нам, возможно, недостает аналитической выучки, но это дело наживное. В целом, я оптимистично отношусь к нашим философским перспективам. Мы им еще покажем!

- Считаете ли Вы, что современная философия в США все больше старается исключить любые понятия, связанные с ментальным и с идеальным? Не означает ли это, что Витгенштейн окончательно победил Гегеля, а Поппер – ненавидимого им Платона? Как, по вашему мнению, это должно сказаться на мировой политике, ведь и в этой сфере человеческой деятельности многие говорят о кризисе не только экономическом, но и кризисе идеологических оснований современного мира, то есть капитализма?

Не считаю. События последних сорока-пятидесяти лет в философии говорят, скорее, об обратном. Когнитивная революция, возрождение интереса к ментальному после засилья бихевиоризма, «трудная проблема сознания» Чалмерса (которого можно считать не только австралийским, но и американским философом) – все говорит об этом. И вполне естественно, что именно философию сознания называют «первой философией» наших дней. Влияние на мировую политику всех этих процессов однозначно оценить весьма непросто. Ясно, что некоторые ученые, опирающиеся на философские теории, к примеру, С. Пинкер, влиятельны в политических кругах. В целом, новые и порой поразительные данные о сознании, полученные содружеством философов и ученых, могут произвести очень глубокие изменения политических реалий. Но детали трудно предсказать.

Что же касается кризиса капитализма, то я не думаю, что его дела так уж плохи. Капитализму повезло, у него в прошлом веке нашелся удивительно талантливый идеолог – Айн Рэнд, как ни странно, наша соотечественница. Если вы разочарованы в капитализме, почитайте ее «Атланта». И миллионы ведь читают!

– Как Вы считаете, какую картину мира в сознании американцев должна формировать их все более склоняющаяся к материализму философия? Может ли русский философ предложить России и меняющемуся миру новые основания, новую картину мира? Или принять участие в проектировании такой картины мира?

Еще раз скажу, что американцы далеки от своей интеллигенции, а она от них. Тем не менее, влияние, конечно, есть, пусть и косвенное. Какую картину мира? Более истинную и точную, чем раньше. В этом суть, и это дает какие-то надежды. Что же касается нашей роли, роли отечественных мыслителей, то, прежде всего, как мне кажется, нам надо прекратить мучительно размышлять об этой роли и о нашей уникальности. Такие размышления мешают сделать что-то реальное, а, возможно, и уникальное.

Людей, рассуждающих об исключительности русской философии, я бы отправлял на корабле в Бразилию и показывал им там четырехтомную «Историю бразильской философии». Бразильцы имеют не меньше оснований для гордости. Впрочем, нам действительно повезло. Россия одна из немногих стран, где возникла самобытная философская традиция. Я говорю о религиозной философии соловьевского типа. Америка тоже породила самобытную философию – прагматизм. Сейчас прагматизм вытеснен там аналитической философией, а у нас наша, отечественная – «континентальной».

Серьезная философия сегодня – непростое дело. В ней много черновой исследовательской работы. А у нас влияние континентальной традиции привело к тому, что философы не чувствуют себя исследователями. Многим как будто все заранее ясно. И этот климат надо менять. Если он поменяется – а позитивные изменения уже есть – вот тогда мы действительно сможем сделать что-то важное для мировой философии. Ведь потенциал у нас впечатляющий. Наше философское сообщество – одно из самых больших в мире.

Беседовала Александра Забалуева

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.