Terra America

10:23(МСК)
02:23(NY)
23:23(LA)

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 30.07.2014

Идеи
0
ком
Конструирование двухпартийной системы: опыт Уругвая
Латиноамериканские эксперименты на ниве партийного строительства
Оцените этот контент

Большая часть XIX века прошла в латиноамериканских республиках под знаком политической нестабильности. Основным стрежнем противостояния была за власть между либералами и консерваторами.

Либералы выступали за свободу предпринимательства и торговли, за отказ от протекционизма, за региональную автономию, за секуляризацию образования, уничтожение индейских общин и ассимиляцию самих индейцев. Консерваторы были склонны поддерживать идеи унитарного государства, с сохранением роли Католической Церкви, они оставались сторонниками поддержания прежних архаичных порядков в индейских общинах. Латиноамериканские политические движения строились вокруг своих лидеров, а институт стабильных политических партий, как правило, отсутствовал.

Большая часть стран Латинской Америки вышла из череды гражданских войн и переворотов путем установления компромиссных диктатур или олигархических режимов, когда правящая элита учитывала интересы оппозиционных группировок, хотя и не допускала их к центральной власти. Подобные режимы существовали в Мексике при Порфирио Диасе (1876 – 1911), в Венесуэле при диктаторах Кастро и Гомесе (1899 – 1935), в Бразилии в период «Старой республики» (1889 – 1930), в Аргентине в период «олигархической демократии» (1860 – 1930). Единственной страной Латинской Америки, избравшей в корне иной путь выхода из кризиса, стал небольшой Уругвай. В конце XIX – начале XX века там была создана стабильная двухпартийная система, обеспечившая выход из эпохи политической нестабильности.

Двухпартийность как способ выйти из гражданской войны

Политическая система Уругвая сформировалась в условиях жесткого внутриполитического противостояния. Сразу после получения независимости в 1828 году начался многолетний вооруженный конфликт, в ходе которого возникли будущие партии «Бланко» и «Колорадо». Первая стала защитницей интересов крупных землевладельцев внутренних областей, а также духовенства; вторая представляла крупных земледельцев прибрежных районов, чиновников, лиц свободных профессий и торговцев. Во внешней политике «Бланко» ориентировалась на Аргентину, а «Колорадо» – на Бразилию. Десятилетия борьбы между обеими группировками угрожали самим политическим и экономическим основам уругвайского общества.

Решающую роль в окончательном урегулировании многолетнего конфликта сыграл Хосе Батлье-и-Ордоньес, впервые избранный президентом Уругвая в 1903 году от партии «Колорадо». Он стал инициатором кардинальной политической реформы, превратившей Уругвай на много десятков лет вперед из арены фракционной борьбы в «латиноамериканскую Швейцарию».

Батлье-и-Ордоньес полагал, что в уругвайских условиях сильная президентская власть является прямым путем к установлению диктатуры, а режим парламентской республики влечет за собой рост сепаратизма и неэффективность государства. Поэтому в основу политической реформы он положил идею замены президентства на коллегиальный орган центральной исполнительной власти с одновременным созданием сильной двухпартийной системы.

Батлье-и-Ордоньес превратил «Колорадо» в политическую партию массового типа, создав в ней клубы как первичные партийные ячейки, а также Центральный исполнительный комитет и департаментские партийные комиссии. При этом лидер Уругвая не препятствовал существованию в рядах партии различных фракций со своими руководителями, структурами и печатными органами. Вскоре таким же образом была реорганизована и партия «Бланко», ставшая в результате массовой структурой.

Большую роль в развитии партийной системы сыграла избирательная реформа 1910 года. Тогда в избирательное законодательство было введено положение о том, что любая группа и любой политик могут участвовать в выборах только при условии использования ими принятого партийного названия (девиза). Поскольку в стране существовали две влиятельные партии, то и девизов оказалось всего два: «Колорадо» и «Бланко». Оказалось, что вне зависимости от числа политических сил, участвовать в выборах они могли только от партий «Колорадо» и «Бланко». Тем самым был заложен фундамент для того, чтобы политическое развитие уругвайского общества протекало именно в рамках двухпартийной системы, которая одновременно обеспечивала и единство уругвайского общества, и поддержание необходимого уровня динамичности.

Причины устойчивости уругвайской двухпартийности

Почему созданная двухпартийная система смогла обеспечить десятилетия политического стабильности? Во-первых, она была подкреплена реформой исполнительной власти. Конституция Уругвая, принятая в 1917 году, в смягченном виде ввела коллегиальный орган исполнительной власти в виде Национального административного совета при сохранении поста президента. Последний избирался прямым голосованием на четыре года, ему непосредственно подчинялись министр внутренних дел, министр иностранных дел и военный министр. Остальные главы ведомств находились в подчинении коллегиального органа исполнительной власти. Национальный административный совет состоял из девяти членов, которые избирались прямым голосованием сроком на шесть лет. При этом шесть мест в Совете предоставлялось политической партии, победившей на выборах, а остальные три — партии, получившей второе место. Благодаря «закону о девизах» все посты в Национальном административном совете занимали партии «Колорадо» и «Бланко».

Во-вторых, Батлье-и-Ордоньес не ограничился только политическими реформами, а провел также широкие социально-экономические преобразования. За время пребывания на посту президента Уругвая он расширил государственный сектор экономики за счет национализации ряда крупных предприятий и ввел социальное законодательство. Эти действия позволили партии «Колорадо» расширить свою социальную базу за счет левого электората, возникшего благодаря быстрому экономическому развитию Уругвая.

В-третьих, в рамках двухпартийной системы было разрешено противоречие между существованием всего двух ключевых партий и необходимостью политического представительства интересов всех значимых социальных групп. По сути, между выборами уругвайские партии как бы «распадались», а во время избирательных кампаний «объединялись» вновь. Различные социальные группы могли взаимодействовать с теми фракциями, которые были им близки, и уже путем конкуренции добиваться реализации своих интересов в рамках одной из двух партий. Эта структура обеспечивала гибкость партийной системы и особенно ярко доказала свою эффективность в 1930-е годы, когда на фоне ухудшения экономического положения резко обострились противоречия между различными социальными группами уругвайского общества.

Эволюция двухпартийной системы Уругвая

Преобразования, проведённые Батлье-и-Ордоньесом в начале XX века, привели формированию устойчивой и при этом гибкой, способной к обновлению двухпартийной системы. В 1939 году избирательное законодательство Уругвая было дополнено законом о «суб-девизах», в соответствии с которым внутрипартийные фракции получили право на признаваемое государством собственное наименование (суб-девиз). Этот же закон установил двойное одновременное голосование, когда голоса, полученные отдельными фракциями, учитывались как в общей сумме голосов всей партии, так и при распределении мест между членами фракций.

Таким образом, получилась юридически оформленная двухуровневая система конкуренции: на одном уровне конкурировали партии «Бланко» и «Колорадо», а на другом – между собой соревновались за места фракции каждой из партий. Данные изменения способствовали укреплению политической системы Уругвая, позволив ей лучше адаптироваться к сложным условиям того времени. В условиях затяжного экономического кризиса 1930-х годов двухпартийная система страны показала свою эффективность в отличие от соседей – Бразилии и 
Аргентины, где при сходных обстоятельствах в этот период возникли диктатуры, а Уругвай сохранил демократический строй.

В послевоенный период двухпартийная система Уругвая обеспечила сначала мирный переход власти от партии «Колорадо» к партии «Бланко», который произошел в 1958 году после победы второй на очередных выборах, а затем – возврат власти к партии «Колорадо» на выборах 1966 года. Учитывая, что в Латинской Америке этой эпохи электоральная неудача правящей партии нередко служила причиной переворота, сложившаяся в Уругвае двухпартийная система обеспечивала стране невиданный по меркам уровень стабильности и демократии.

Однако конец 1960-х – начало 1970-х стало периодом кризиса двухпартийной системы, до того много лет обеспечивавшей успешное развитие Уругвая. Двухпартийная система не смогла интегрировать радикальные левые элементы и направить их активность в легальное русло, результатом чего в 1973 году стал правый военный переворот и установление диктатуры.

После возврата к демократии в 1985 году уругвайская двухпартийная система прекратила свое существование. С одной стороны, избирательное законодательство 1996 года заменило девизы и суб-девизы на систему праймериз: вначале в каждой партии проводятся первичные выборы, на которых определяется победитель – а затем он выдвигается в качестве кандидата на президентских выборах. Таким образом, исчезла традиционная система формализации внутрипартийных фракций. С другой стороны, политические наследники радикальных левых образовали собственную партию «Широкий фронт». В Уругвае установилась трехпартийная система, причем главная роль постепенно перешла к «Широкому фронту», представители которого с 2005 года занимают пост президента Уругвая.

Хотя классическая уругвайская двухпартийная система к настоящему времени исчезла, ее вклад в развитие страны оказался очень большим. Благодаря этому решению Уругвай вышел из череды острых внутренних вооруженных конфликтов, раздиравших его на протяжении XIX века. Затем двухпартийная система за счет своей гибкости, обусловленной определением статуса фракций, обеспечила Уругваю многие десятилетия стабильной политической и экономической эволюции при сохранении устойчивой демократии, что стало удивительным исключением на фоне других стран Латинской Америки.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.