Terra America

10:18(МСК)
02:18(NY)
23:18(LA)

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 30.07.2014

Идеи
0
ком
Каким будет новое русское западничество?
За 20 лет постсоветской «демократии» образ Америки в представлении русских оказался дискредитирован сильнее, чем за 45 лет «холодной войны»
Оцените этот контент

В старом споре между славянофильством и западничеством официальная идеология Советского Союза была целиком и полностью на стороне западничества. Его правоту она объяснила ловким софистическим приёмом: Россия-де, после 1917 года, опередила Запад на его же пути! Тем, мол, и объясняются все её современные особенности.

Поэтому отказ от социализма не стал идейным переворотом. Он развёртывался в рамках всё той же парадигмы западничества. Просто прежняя версия (о том, что Россия обогнала страны Запада в своём социальном развитии) была объявлена неверной. Россию снова провозгласили отстающей страной, которой необходимо догонять ушедший далеко вперёд Запад. Поэтому перестроившаяся элита сразу отождествила прежний социализм и веру в русскую самобытность, хотя раньше она же всячески отвергала какую-либо связь между этими двумя явлениями. Отказ от социализма происходил под лозунгами «возвращения в мировую цивилизацию».

Постперестроечное официальное западничество пыталось пародировать англосаксонский неоконсерватизм, сначала экономический, позже – политический, попутно смешивая его со «старым добрым» континентальным либерализмом. Но элита, взявшая на вооружение эти принципы, никуда не могла деться от своего «родового происхождения» – от традиций имперского правящего класса. Поэтому «либерализм» стал служить оправданию бесконтрольности элиты, то есть как раз тому, что западная традиция всегда отвергала. Те реальные формы, в которые западничество отливалось в России, снова и снова, казалось, подтверждали её самобытность.

То, как Россия на протяжении последнего десятилетия прошлого века «входила в западную цивилизацию», заметно дискредитировало и девальвировало ценности данного пути развития. Поэтому в начале XXI века актуальным оказалось возрождение веры в самобытность России, произведённое всё той же элитой и, разумеется, с целью извлечения максимальной выгоды для самой себя.

Для элиты русское «почвенничество» означает, в первую очередь, пренебрежение этикетом западной цивилизации в политике, праве, бизнесе и социальной сфере. Самобытность снова трактуется исключительно в духе всевластия элиты на фоне безмолвия остального народа.

Десять лет такого увлечения такими «самобытными началами», и маятник вновь закономерно качается в другую сторону. И с каждым таким качанием утрачивается то, что есть действительно ценного в обоих направлениях. Казённое русофильство отбрасывает личную свободу и политическую альтернативность как вещи, не нужные «православному патриоту», казённое западничество глумится над верой в творческие силы и политический ум русского народа. Нами пока ещё не оценено по достоинству первое десятилетие XXI века – уникальное после 1917 года десятилетие господства официальных русофильских установок. А пора; тем более, что данный период завершился. Как скоро маятник снова качнётся в эту сторону, сказать трудно, учитывая, что идеология самобытности за это время утратила для многих свою привлекательность.

Итак, западничество отвоёвывает идейные позиции, утраченные в предшествующие годы. Но «либеральное» западничество 90-х гг. возможно ныне лишь в качестве идеологии какой-то части элиты, причем небольшой. Можно уверенно предсказать развитие и политический успех тех форм западничества, которые внешне будут направлены против господства нынешней элиты. И долго искать их не нужно. Два направления можно назвать с ходу. Это русский национализм и революционный марксизм.

Увы, сейчас скомпрометирован принцип государственного единства России. Поэтому во все течения оппозиционного западничества неотъемлемой частью входит центробежный компонент. Это заставит многих опасаться их торжества и толкнёт в объятия сначала официальному западничеству, худо-бедно отстаивающему это единство, а потом – и новому изданию «самобытности». И всё повторится сначала…

Уникальный исторический шанс разорвать этот замкнутый круг в нашем десятилетии принадлежит идейной доктрине, умеющей органично соединить политические, правовые и социальные ценности западной цивилизации с ценностью единой русской государственности. Западные ценности, конечно, не любые, а только трёх направлений: континентальный консерватизм, неолиберализм, социализм.

Хотя попытки копировать в России англосаксонский неоконсерватизм обречены на поражение, но такая доктрина всё равно не сможет обойти вниманием исторический опыт Соединённых Штатов Америки. Более того, она именно на нём и должна сосредоточиться в первую очередь. Это не так уж сложно. Ведь негативный имидж Америки в России – продукт, главным образом, последних 20 лет.

Когда начался спор между западниками и славянофилами, русские не замечали США. То была страна на задворках ойкумены. И даже в начале ХХ века, когда США стали экономическим лидером всего мира, их наличие и их роль оказывали небольшое воздействие на общественное сознание России. Куда больше для русского человека значили Англия, Германия, Франция.

Усилиями большевистской пропаганды с 1917 по 1945 год был создан мощный и устойчивый позитивный образ США. Несмотря на «господство капиталистов», США были символом развитой страны, на которую надлежит равняться. Сам Сталин призывал советского человека учиться американской деловитости и работоспособности. В ту пору США не были явным геополитическим соперником Советской России, а в годы Второй мировой войны они и вовсе стали нашим союзником.

Изменение имиджа США произошло в конце 40-х гг. Но и тогда по-прежнему отмечалась успешность этой страны в решении проблем экономического развития. Лозунг Хрущёва «Догоним и перегоним США!» мог появиться только на почве восхищения достижениями Америки. А постоянное подчёркивание «эксплуататорской сущности» американской экономики препятствовало восприятию США как «империи зла» советскими людьми. «Зло» связывалось с господством американской элиты. «Трудовая Америка» как бы выводилась за рамки представлений о царящем в США «зле», изображалась страдающей стороной.

Советская пропаганда с её классовым подходом чётко называла виновников американского империализма. Поэтому когда при Горбачёве было объявлено, что этого империализма как такового нет, а классовый подход неверен, то образ Америки автоматически стал светлым и невинным. Потребовались бомбардировки Ирака и Сербии, чтобы этот имидж был потеснён.

Но это не было возвращением к старому советскому восприятию Америки. Поскольку классовый подход так и не был реабилитирован, то США начали восприниматься как нечто цельное в своей имманентной агрессивности. Экспансионизм стал представляться как свойство самой североамериканской государственности, а «дух превосходства» – как физическое качество её народа. Попутно, конечно же, всячески подчёркивается, что американцы не имеют права на такой «дух» в силу своей малокультурности.

Перед нами – атавизм простейшего шовинизма, характерного для начала ХХ века. Однако, что самое интересное, этот атавизм наблюдается не только в России. Неприятие Америки и американцев – общее явление для Европы. Причём там оно началось раньше, чем у нас, задолго до нашей перестройки.

Говорят, что победителей не судят. Это так, но обычно умалчивают об обратной стороне этой привилегии. Победителей не любят, и это свойство человеческой психологии мало зависит от поведения самих победителей. Поведение США после победы в «холодной войне», по существу, не отличается от их поведения до этой победы. Вторжение в Афганистан и Ирак более легитимно, чем война во Вьетнаме, однако вызывает у многих традиционных союзников США едва ли не больше неприятия. Наверное, поэтому США всячески устранялись от заметного участия в акции в Ливии, но им всё равно не поверили. Действует презумпция виновности победителей. Нам она хорошо знакома, ибо в Восточной Европе в отношении нас действует после 1945 года до сих пор.

Не секрет, что русское западничество наших дней, как казённое, так и оппозиционное, значительно больше ориентируется на Западную Европу, чем на Америку. Одна из причин – отталкивающий образ США, и неважно, что в этом образе больше подчёркивается: недостаточный (по сравнению с Западной Европой) уровень прав и свобод или внешнеполитическая экспансивность. В ряде случаев Америка может служить для сторонников самобытности России примером. Но и тогда мы слышим чаще всего слова порицания. Так, говоря о сохранении в ряде штатов США смертной казни, её сторонники у нас в стране нередко предпочитают жаловаться почему-то не на диктат Евросоюза, а на диктат США, каким-то жульническим образом заставивших Европу и нас отказаться от высшей меры наказания нам на погибель, а себе на благо!

Примитивная американофобия как следствие победы США в «холодной войне» пока препятствует позитивному осмыслению политического опыта этой страны патриотами России. Это осмысление важно, учитывая, что и США не избавлены от посягательств на их суверенитет со стороны «международных структур». Русское великодержавное и национальное западничество или не возникнет вообще, или же оно будет заметно американофильским, что, однако, не исключит временами острого соперничества между этими двумя полюсами белой христианской цивилизации.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.