Terra America

09:57(МСК)
01:57(NY)
22:57(LA)

Автор: Дмитрий Дробницкий
Добавлено: 30.07.2014

Идеи
0
ком
«Идеальное» в американском понимании
«Либералы» и «консерваторы» в том и этом свете
Оцените этот контент

От редакции. 31 октября на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся второй семинар из цикла «Америка: возвращение идеального». Участники семинара обсудили, в какой мере либеральная и консервативная идеологии Америки, столкнувшиеся в президентской гонке, могут быть приложимы к общественной жизни нашей страны. Будет ли уместной рецепция американского либерализма или консерватизма в России, где оба этих термина имеют несколько иную интерпретацию? В дискуссии приняли участие как преподаватели и студенты факультета, так и приглашенные эксперты, в том числе авторы и члены команды авторов Terra America. Уже после данного мероприятия свою статью, посвященную данному вопросу, прислал известный публицист Юрий Тюрин, выпускник философского факультета МГУ, проживающий с начала 1990-х годов в Копенгагене.

***

Гигантский цивилизационный рывок, который совершила Америка во второй половине ХХ века, несомненно обусловлен теми идеалами, которые исповедовали США, американская элита и американское общество в целом на протяжении своей истории.

Эти идеалы были сформированы в предшествовавший исторический период и являются абсолютно естественными для людей данной конкретной культуры, оказавшихся в определенной ситуации в том самом месте, в хорошо известный нам отрезок времени. Некоторая странность этих идеалов именно для нас связана почти исключительно с тем, что мы получили их как данность в информационную эпоху почти в полном отрыве от исторического контекста. Проблема в том, что этот радикальный отрыв, смысловой gap, мы, гордясь своим школьным знакомством с американскими историей и литературой, почти никогда не сознаём.

Но сначала хотелось бы сказать пару слов о теминах.

Что такое «идеальное» в классическом постсоветском понимании? Ответив на этот вопрос, мы поймём, почему такое внутреннее психологическое сопротивление вызывает у нас сочетание слов «Америка» и «идеальное».

Понятие «идеального», разрушенное большевистской «практической» идеологией даже на бытовом уровне, воспринимается у нас поэтому в духе постмодерна, иронично и критически априори.

«Идеалисты» – это те, кто максимально далёк от реальности поэтому никогда не увидит своих мечтаний воплощенными в жизнь. Комиссаров большевизма раздражала тонкая грань между «идеалами» (которые, они считали, были у них самих) и «идеализмом», который они стремились масимально дискредитировать, ибо обоснованно связывали его с религией.

Коммунистическая идеолгия ушла, но критическое восприятие «идеализма» в нашей культуре, увы, осталось. Никому в голову, скажем, не придёт в обычном культурном контексте связывать такие понятия, как «идеальное», «идеалы» и «верующие», «Церковь». Саркастическая ирония плавно переходит в культурный шок, когда человек на собеседовании при приёме на работу понимает, что его просят вполне серьёзно объяснить, какие идеалы и ценности исповедует организация, в которой он хочет работать. Понятие «идеального» – это одно из тех понятий-инвалидов, которое ещё ждёт своего исцеления и реабилитации в русском языке.

В действительности идеальное, по крайней мере в политике, может быть прагматично и практично, даже технологично, при этом вполне антигуманно, и вообще лишено моральных оценок – но при этом оставаться идеальным. Некие «идеалы» вполне могут быть «выше» представлений морали и прочих «человеческих слабостей» в сознании тех, кто их исповедует. Как это работает, можно наблюдать в истории, скажем, прекрасно документированного европейского Средневековья и далее – в печально прославившуюся своими революциями эпоху Просвещения. В этом отношении американское «идеальное» принадлежит по смыслу к той же традиции.

Но «идеальное» в политике не было бы идеальным, если бы не основывалось всё-таки на высоких идеалах. Именно в Америке, на мой взгляд, эту высокую веру научились – максимальным усилием интеллекта и воли – трансформировать в объективно существующую реальность. В то, чего здесь не было раньше. «Смотри, я творю всё новое!» – именно эта цитата из Библии по-прежнему столь же любима в Америке, что, конечно, не является случайным. Именно в этом направлении, на мой взгляд, следует рассматривать американское идеальное.

***

Далее, что касается американского политического спектра: того зачастую весьма условного деления политиков, политических партий и политических движений на «правые» и «левые» – которое необходимо исследовать именно в контексте уже здесь сказанного.

Хотелось бы обозначить прежде всего одну важную вещь: на мой взгляд, американский политический спектр, с его разделением на консерваторов и либералов, ближе традиционному русскому сознанию, чем европейский, с его «правыми» и «левыми». И вот почему.

В современном российском, постсоветском политологическом сознании существует миф, точнее целых два мифа. Мифы, которые тем и отличаются от идеалов, что имеют совсем другое отношение к объективной реальности.

Первый миф – это советская вера в абсолютное разделение политики и политиков на «правых» и «левых», и далее, сопутствующее ей подозрение в «каком-то фашизме» каждого, кто мыслит шарообразно и оптически, говоря о слиянии правого и левого «на крайних концах» политического спектра.

Второй миф – это то, что касается эйнштейновской в анекдотическом смысле веры, будто «всё относительно» в мировоззренческой вселенной. Бессовестные и беспощадные политические разводки постсоветской эпохи, тоталитарные технологии морального релятивизма, равно как и перманентно истерические медиа-пыточные сюжеты тех лет о «красно-коричневой угрозе» не могли не остаться без последствий. Это не упрёк россиянам – просто возможности сопротивления человеческого сознания имеют свои границы. Но хорошо бы начать наконец избавлять российское национальное политическое мышление от обоих мифов.

В России думают, что хорошо понимают структуру именно что не американского, а европейского политического спектра.

Это верно лишь на первый взгляд. Но это объясняется нашим общим с Европой послевоенным прошлым. Нацизм был объявлен «правым», социализм «левым», на этом и порешили. Европа двинулась «влево», а послевоенный Советский Союз был критикуем из Европы за «правые элементы», такие как милитаризм и патриотизм, в его тогдашней политике. Так незаметно, но прочно было позабыто понятие идеального в политической сфере. Нынешние российские «влиятельные либералы» и «их оппоненты из правого и левого лагеря» – наследие того же линейного (по-прежнему идеологизированного, но при этом де-идеализированого) мышления.

***

Давайте лучше вспомним русскую традицию – традицию русского политического рассуждения, европейского и национального одновременно, от александровской эпохи, через тургеневских «Отцов и детей», вплоть до думских дебатов межреволюционнй эпохи, связанной с рождением российского парламентаризма – одним словом, ту уничтоженную традицию рассуждения, которая хронологически предшествовала большевизму. Тогда, может быть, мы лучше поймём и современную Америку.

Вспомним, кто такой настоящий «русский либерал»?

Это образованный человек, несомненно патриот. Этот тот, кто не боится «порядок новый учредить», – то есть реформатор.

Но какой реформатор?

Тот, кто «ярем барщины старинной оброком легким заменил» – то есть позволил крестьянам вместо полурабского крепостного труда на его поле заниматься любым видом посторонних заработков – и выплачивать ему опреленную сумму с дохода, становиться хоть мастерами, хоть купцами, хоть заводчанами и тому подобное.

Освободитель. Освободитель именно труда и именно маленького реального человка с её правом на личное достоинство – а не только «освободитель крупного капитала от государства».

И что очень важно: замен барщины оброком был делом добровольным. Негде заработать? Возвращайся на своё поле.

То есть в чем здесь смысл? Русский либерал, «в отличие от консерватора», не боится предпринимать что-то новое, облегчая жизнь людям и делая их богаче. Русский либерал легче, чем консерватор, относится к религии, он – довольно-таки либертарианец.

Но в каком опять же смысле речь идёт об этом? То есть он не «тащит крестьянских девок в усадьбу», он – за образование и просвещение, он живёт сам, и даёт жить другим. Можно представить себе этот тип, не правда ли?

Теперь представим себе, что русского либерала не лишили жизни, как сперва Александра Второго в 1881 году, а потом и всех остальных русских либералов в 1917 и позже.

А, наоборот, русский либерал развился и стал политической фигурой современной нам российской цивилизации. Образованный человек, гуманист. Выступающий за инвестиции в образование, науку и здравоохранение, за равноправие и социальные программы, за ограничие произвола спецслужб и, конечно, за поддержку малого и среднего бизнеса.

Перенеся этот тип на американскую почву, мы и получим примерно американского либерала. Типичного демократа, говоря языком чистой политики. Конечно, всё имеет свою цену – о поддержке сексуальных меньшинств и иммиграционной политике скромно умолчим.

Но говорить, что «мы – не Америка и нам их не понять» тогда можно будет только при прочих равных. Например, при сопоставимом уровне жизни или если бы иммирация в Россию сегодня была бы столь же малой, как и иммиграция в Америку...

Но согласитесь, «либерал» в американском смысле – и российский, русский либерал середины ХIX века во многом вполне соотносимы. И одного из них вполне можно понять через другого.

То же самое, а мой взгляд, касается типа консерватора. Если мы обратимся к русской традиции консерватизма, мы увидим там нечто подобное «непостижимому» обсуждаемому, т.е. увидим те же принципы и факторы с поправкой «на местность», что создали по большому счету консерватора американского. «За веру, царя и Отечество» вполне себе могло исключать безусловно необходимую фигуру «царя» и замену её «республикой» (или «конституционной монархией») в умах многих русских консерваторов задолго до 1917 года. А уж после 1905 года можно наблюдать на примерах эволюции политических раскладов в николаевских Думах разных созывов, как русский консерватор, от кадетов и далее, становился вполне сравним и соотносим с консерватором американским.

Но Россия тогда была, другой страной, безусловно. Другой страной, чем сейчас. Люди были в буквальном смысле другие, смыслы в понятия вкладывались совсем другие. На фоне случившегося позже почти все тогдашние политики кажутся «благодушными и безответственными маниловыми». Человек сажает цветы на грядке, не догадываясь о приближении цунами...

После ста лет революций нынешняя Россия в культурном, политическом и других отношениях оказалсь несопоставимо дальше от Америки и Европы, чем была сто лет назад.

Однако особого рассмотрения заслуживает «антигосударственная» и «антисоциальная» составляющие американского консерватизма. Это именно то, что сегодняшние русские консерваторы не понимают. И здесь я бы хотел вернуться к понятию идеального, о котором размышлял в начале этой статьи.

Это очень важно, на мой взгляд.

Американский консерватор верит, что сила Америки и американского народа основаны на свободе самоорганизации людей и христианской вере. Отсюда следует и обратное.

Если у людей отнять право на свободную самоорганизацию и заменить его сильным государством; если у людей отнять мощный связывающий их фактор общности и взаимопомощи на неизбежных принципах христианской веры, заменив его государственной социальной обязаловкой – если у людей атрофируется способность к самозащите и свободному действию, то люди утратят свои идеалы и ценности и станут безвольными, жалкими и беспринципными рабами.

В этом – «символ веры» типичного американского консерватора.

В этом причина идеального ужаса свободолюбивого американского консерватора (обычно республиканца) перед сильным и вездесущим государством. Ужаса, который, разумеется, успешно конвертируется в хорошие отношения консерваторов с крупными корпорациями, и вообще бизнес-средой, в их налоговую и социальную политику, которая, разумеется, бьёт сильнее всего по цветным и чёрным гражданам и негражданам США, по иммигрантам с юга, а также по «городским индивидуумам», то есть не связанным с какими-либо религиозными общинами американцам.

Такую вот схему они придумали. А как же иначе? И стал ли немного понятнее этот тип для «русских правых»?

Американский консерватор, кстати говоря, далеко не всегда признается вам во всём этом – в частности, в своих христианских и общинных идеалах. Он будет скорее говорить о свободе – «если вы понимаете там у себя, что мы имеем в виду». Это происходит не от застенчивости или политкорректности – но практически «на автомате», чётко и технологично: потому что есть понятия, которые не вызывают негативной реакции ни в какой из частей американского общества. И при этом эти понятия работают.

Так, «идеальное» становится реальным. Про Град на Холме и другие американские идеальности, где политика, философия и религия буквально сливаются воедино, многие, наверняка уже неоднократно слышали.

Давайте признаемся себе: всё то, что случилось с нашей страной в 1991 году и плоды чего мы пожинаем до сих пор, вряд ли случилось само по себе, если бы не предшествовавшая этим печальным событиям фактическая победа «над советским» американского идеального. Тем, кто жил в те годы в СССР и общался в интеллектуальной среде, хорошо знают об этом.

Но нам сегодня легче будет понять и американскую политику, которая теперь непосредственно влияет на жизнь в России, и американский идейно-политический спектр во всех его составляющих, и исторические корни многих сегодняшних явлений, если мы попытаемся отрешиться от черно-белых схем эпохи большевизма и ельцинизма и начнём беспристрастно изучать блестяще функционирующий терминологический аппарат американского политического космоса, исходя, среди прочего, из хорошо известных нам традиционных смыслов классической русской культуры.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.