Terra America

03:08(МСК)
19:08(NY)
16:08(LA)

Автор: Юлия Нетесова
Добавлено: 27.06.2014

Идеи
0
ком
Чтобы демократия сработала, люди должны доверять друг другу
О книге Роберта Патнэма «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии»
Оцените этот контент

От редакции. Обсуждение проблем НКО в современной России делает актуальным рассмотрение истоков концепции «социального капитала» как одного из важнейших факторов успешной демократизации общества. Эта концепция была выдвинута американским ученым, профессором Гарвардского университета Робертом Патнэмом в 1994 году в книге «Чтобы демократия сработала». В ней американский исследователь связал неоднородность политического развития двух частей Италии с наличием или отсутствием разнообразных общественных объединений, которые связывают жителей той или иной местности сетями взаимного доверия. Хотя теория Патнэма впоследствии уточнялась и корректировалась, ее центральный тезис до сих пор не вызывает большого сомнения: демократия предполагает большую социальную вовлеченность людей. Политолог Кирилл Мартынов считает, что часто бессмысленная сетевая активность «лайкающих» юзеров и их виртуальная солидарность заставляет пересмотреть некоторые положения этой авторитетной теории.

* * *

Россия традиционно с подозрением наблюдает за активистами и общественниками. Против этих граждан у нас всегда наготове целый риторический арсенал: от стандартного «тебе что, больше всех нужно, что ли?» до подзабытого и оскорбительного «Гондурас чешется».

Благодетельным человеком в России, если судить хотя бы по нашей классической литературе, считается лицо без особых занятий и интересов за пределами службы, социально спокойное, невзбудораженное. Где искать корни такого отношения – это отдельный непростой вопрос. Очевидно, что свой вклад в рождение русской социальной пассивности внесла советская власть. Хотя она начиналась как дело активистов и в качестве своего основного ресурса использовала первоначально голый энтузиазм масс.

Советский народ очень быстро научился создавать чисто симулятивные, псевдообщественные структуры и события вроде «демонстраций». События 1989-91 годов в этом смысле стали не только крахом империи, но и крахом русской социальной жизни (это можно отследить по тиражам толстых журналов и рождению намеренно асоциального шоу «Поле чудес»). Ведь одно дело говорить об идиотизме властей и лицемерии коллег на кухне и совсем другое – когда соответствующие тезисы превращаются в самосбывающийся прогноз.

Нигилизм и апатия позднего советского общества, кажется, до сих пор являются нашей главной травмой. На территории бывшего Советского Союза расцвели сто цветов застоя.

Много спорят сейчас: кто все-таки виноват в наших неудачах и нашем позоре. И каждый раз получается что-то глупое. Либо «народ плохой», либо виноваты какие-то враги вроде Запада, олигархов или силовиков. За этой горячей и довольно-таки бедной смыслами дискуссией как-то забывается о некоторых интеллектуальных альтернативах, которые, в общем, давно описаны в политической науке и даже успели приобрести статус классических теорий.

Вот гипотеза, позволяющая оправдать народ и одновременно избавиться от болезненной необходимости искать врага. Что если потенциал и развитие демократических институтов связаны с наличием или отсутствием некоторого социального капитала?

Под этим несколько абстрактным термином – социальный капитал – понимается вполне конкретная вещь. Например, готовы ли люди доверять друг другу и действовать, опираясь на такую взаимопомощь? Поощряется ли в данном обществе социальная инициатива? Существует ли разветвленная сеть гражданских ассоциаций, начиная от кружков при библиотеках и заканчивая реальными профсоюзами?

Такой социальный капитал, разумеется, не может быть создан по приказу реформаторов в течение каких-нибудь 500 дней. Демократия, если рассуждать в этой логике, вообще не начинается как шоу чикагских мальчиков. Усилия либералов в правительстве будут бесплодны, если они не коррелируют с историческим способом существования или несуществования на данной территории гражданского общества.

Лучшей книгой, написанной на этот счет, остается, пожалуй, исследование американского политолога Роберта Патнэма «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии», вышедшая в 1994 году. Кстати, русский перевод книги появился всего двумя годами позднее, из чего можно сделать вывод о том, что идеи Патнэма тогда предлагались российскими издателями в качестве своего рода инструментального решения, некоего социального рецепта, но, видно, не сложилось.

Для написания этой книги американский ученый Роберт Патнэм проделал гигантский объем работы, отследив и суммировав ход двадцатилетних итальянских реформ. В 1973 году Италия модернизировала свою политическую систему, отказавшись от прежней системы жесткого вертикального управления страной и наделив региональные правительства обширными полномочиями. Эффект в целом оказался предсказуемо положительным, однако результаты реформы существенно отличались на севере и юге страны. Наибольшую выгоду от новых правил игры получил индустриальный север, в то время как аграрный юг в экономическом и политическом отношении развивался значительно медленнее.

Объяснение развития общества исключительно в терминах эффективных институтов не работает, поясняет Патнэм. И что еще более важно: это можно продемонстрировать на конкретном эмпирическом материале. Север и юг Италии получили одинаковые институты, но не смогли в равной степени воспользоваться ими. Патнэм связывает эту неравномерность с особенностями гражданской культуры, характерной для регионов. Одна из южных провинций, Калабрия, например, поражала наблюдателей царящей там всеобщей робостью, недоверием, царящим среди людей, причем не только к чужакам, но и друг к другу. И, напротив, одна из самых развитых северных областей, Эмилия-Романья с административной столицей в Болонье сочетала в себе черты развитого технологического общества и активную вовлеченность граждан в социальную жизнь, их политическую ангажированность.

«В некоторых регионах Италии множество хоровых обществ, футбольных команд, кружков любителей птиц и отделений ‘Ротари-клуба’, – пишет Патнэм. - Большинство граждан этих регионов, ежедневно читая газеты, живо интересуются местными делами и проблемами. По важнейшим общественным проблемам они имеют собственное мнение, им чужда зависимость типа ‘патрон – клиент’. Жители здесь доверяют друг другу и подчиняются закону, и их лидеры сравнительно честные люди. Они верят в народное представительство и предрасположены к компромиссам с политическими оппонентами. Как рядовые граждане, так и лидеры считают равенство естественной вещью. Социальные и политические связи организованы горизонтально, а не иерархически».

«Негражданственные регионы» юга, напротив, демонстрируют жесткую иерархию, цинизм и преклонение перед начальством. Здесь принято считать, что политика – это не дело рядовых граждан, а занятие боссов, «общественные организации здесь едва дышат». Коррупция имеет повсеместное распространение, в действенность законов никто не верит, так что ответом на произвол становится требование «твердой руки».

Северная Италия обладает многовековой культурой политической децентрализации и автономии, восходящей к Средним векам. Она сделала возможным интенсивное развитие гражданской активности, построенной на принципах участия, доверия и вовлеченности, распространения представлений о легитимности и «договороспособности» институтов власти в целом. Культура крестьянского юга Италии определяется Патнэмом как «аморальный фамилизм» (этот термин был введен еще в 1958 году Эдвардом Банфилдом в работе с неполиткорректным названием «Моральные устои отсталого общества»). Под этим термином понимается стремление получить сиюминутную выгоду для собственной семьи вне зависимости от общественных издержек, связанных с таким поведением, и это в свою очередь основано на предположении, что все остальные будут вести себя точно также.

Хорошие институты в условиях «аморального фамилизма» не дают желаемого эффекта, только сформировавшееся гражданское общество способно использовать институты надлежащим образом. В подтверждении своих слов Патнэм предлагает ряд количественных индикаторов «хорошего политического режима». Это – стабильность регионального правительства, показатели местных бюджетов, качество работы статистических и сервисных служб, эффективность принятия новых законов, количество центров поддержки семьи и поликлиник и тому подобное.

По логике Патнэма, развитие политической системы зависит от общественных институтов, в то время как состояние этих институтов, в свою очередь, определяется их генеалогией. Такая позиция может показаться граничащей с фатализмом, ведь мы не в состоянии влиять на прошлое своего общества.

Однако все не так однозначно.

Во-первых, опыт последних десятилетий научил нас, что коллективное прошлое – вне зависимости от того, хорошо это или плохо, – может быть даже более пластичным, чем будущее. Последнее рисуется обычно в умеренно оптимистичных, либо в умеренно пессимистичных тонах, исходя из текущей экономической и политической конъюнктуры. В то время как дореволюционная Россия, СССР и российские 1990-е то грезятся нам в качестве золотого века, то рассматриваются в качестве «тюрьмы народов», причем иногда эти амбивалентные переживания дополняют друг друга в чьем-то индивидуальном сознании.

Соответственно, можно вообразить и конструирование представлений о прошлом, в котором русские сотрудничали друг с другом для достижения политических и экономических целей без помощи и часто вопреки действиям государства. Здесь можно в качестве примера брать краткий подъем общественной жизни накануне краха СССР, участие рабочих в управлении производством в начале 1920-х или феномен казачества и колонизация Сибири. Такие антиэтатистские установки, вероятно, могли бы постепенно оказывать давление на общественные практики и ценности.

Второй момент заключается в том, что история, как кажется многим, движется сегодня быстрее, чем сто лет назад или даже в конце прошлого века. Революция цифровых социальных медиа, случившаяся в последние годы, выступает здесь лишь одним из наиболее явных примеров. Может быть, сегодня мы наконец сможем перевернуть тяжелую страницу русской истории XX столетия и начать писать с чистого листа.

Правда, испытывать какой-то особенный энтузиазм по поводу возможного «переучреждения государства» (термин Вячеслава Игрунова) на основе новой цифровой социальности в ближайшие десятилетия не приходится. Интернет кажется бесконечным источником солидарности и самоорганизации людей, если смотреть на него глазами участника проекта «Википедия», однако нам также известны примеры обратного. Социальные сети с тем же успехом используются для разжигания ненависти, взаимного недоверия, пропаганды самых пещерных взглядов и цензуры.

Существует и специальный термин «слактивизм» – от английских слов slacker (лентяй) и activism. Он употребляется, когда общественная деятельность начинается и заканчивается лайками в Facebook. Человека, скажем, просят помочь больным детям, и он ставит лайк – и вот уже есть действие, и самооценка нашего слактивиста повысилась. Можно с гордостью рассказывать, что да, помогал детям, было дело. Лайкал. Велика вероятность, что прочитав Патнэма и приняв его к сведению, все, на что мы окажемся способными – это самоотверженно, до изнеможения лайкать Россию.

Ну а если получится нечто большее, то выходит забавная вещь. Оказывается, демократия по Патнэму предполагает не абстрактное право избирать и быть избранным, а конкретные социальные ценности, очень близкие к представлению раннего Маркса о коммунистическом обществе. Взаимопомощь, сотрудничество, участие в неоплачиваемых волонтерских проектах – такая общественная ткань, а не высокие цены на нефть и не дорогие автомобили на улицах Москвы, создает процветание и «европейское» качество жизни.

Актуальный вклад Патнэма в науку состоит, пожалуй, именно в констатации этого факта. Коммунитаристские ценности не являются атавизмом. Патнэм развивает эту тему в следующей своей книге, ставшей сенсацией, – «Боулинг в одиночку».

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов руководитель отдела интеллектуальных расследований. Писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Наталия Быкадорова специальный корреспондент портала Terra America
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова обозреватель портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий главный редактор портала Terra America. Публицист, политолог
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Александр Костин эксперт по проблемам безопасности и военно-политического сотрудничества
Никита Куркин один из основателей и продюсер проекта Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог
Борис Межуев один из основателей портала Terra America, участник Цеха политической критики. Кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.