Terra America

03:48(МСК)
19:48(NY)
16:48(LA)

Автор: Олег Гаспарян
Добавлено: 18.10.2012

События
0
ком
Религиозно-историческое значение 9\11
Вашингтонский корреспондент Terra America о том, как американцы готовятся к десятилетию трагедии
Оцените этот контент

О приближении этой даты и ее важности напоминали забивающие почтовый ящик в августе письма с приглашениями прийти на лекцию в университет, в исследовательский центр, общественную организацию. А в день землетрясения в Вашингтоне, так уж случилось, у Капитолия выстроилась колонна новеньких автомобилей в полицейской комплектации, с включенными проблесковыми маячками, и можно было при желании посидеть в салоне, все потрогать. Я выбрал стоявший во главе «Hammer», раскрашенный в цвета американского флага, зато все остальные машины были сплошь испещрены именами и фамилиями. Так в этот день проводилась акция в честь жертв 9\11, в списке погибших десять лет назад, на двери одной из машин, я нашел и русскую фамилию. Ну а к началу сентября на улицах столицы появились растяжки, медиа-пространство заполнилось анонсами по поводу дня поминовения.

Поскольку отмечается десятилетие со дня трагедии, то и многие мероприятия особую интенсивность приобрели за 10 дней до годовщины. В разных местах можно было наткнуться на десять способов почтить память, вспомнить. Например, для начала –просмотреть тематические передачи по общенациональным каналам, для чего New York Times составил свой список программ. Рекомендуется, среди прочего, «9\11 эллегии: 2001-2011» – собрание хронологических серий в основе которых – 12 рисунков Э.Вайса, использовавшего в качестве рабочего материала при создании картин пепел с места крушения башен ВТЦ, на которые он тогда взирал издали, вооружившись биноклем. И попробуй телезритель иль посетитель выставочного зала сплюнуть, глядя на такую картину, сказать, что она – мазня, мол, «не нравится с эстетической точки зрения»...

Этическая составляющая в контексте 9\11 превыше всего. Далее можно было продолжить погружение в событие с помощью фильма «Лица с нулевой отметки», содержанием связанным с 50 портретами героев той поры и выстраиваемых по этому поводу интервью; «102 минуты, изменившие Америку», «Голоса из башни» и т.д. и т.п. Из другого списка, но в эту же тему – ток-шоу с детьми, устраиваемое Линдой Элерби (Linda Ellerbee) по кабельному каналу Nickelodeon, ориентированному на аудиторию от 7 до 17 лет. В основе шоу – разговоры с тинейджерами о том, что же случилось в Нью-Йорке, Вашингтоне и Шенксивлле 10 лет назад…

К юбилейному событию Смитсоновский институт пополнил свою коллекцию соответствующими раритетами. Входящий в его сеть экспозиционных площадок Национальный музей американской истории обогатил свое собрание артефактом, добавив к бизоньим шкурам, кухонной утвари, картинам и костюмам предметы, получившие особую ценность после 11 сентября 2001 года. Особе недоумение вызывает металлодетектор, который, можно сказать, показал свою абсолютную бесполезность в тот раз, когда террористы достигли своей цели, легко завладев самолетами и превратив их в смертельные орудия. Всего в музее собрали около 50 памятных предметов, я лично потрогал инсталлированные там деформированные стальные балки одной из башен.

Тщательно готовятся к событию и другие институции американского общества. Собор святых Петра и Павла (так называемый Вашингтонский кафедральный собор, представитель англиканской Епископальной церкви США) дает возможность 9 сентября во время пятничной службы выступить министру обороны Леону Панетта, а 11 сентября здесь же должна состояться межконфессиональная служба, где ожидается выступление президента Барака Обамы. А потому в соборе непрерывно ведутся восстановительные работы, поскольку в результате недавнего землетрясения три шпиля одной из башен сломались, а четвертый – покосился, также повреждения получили и другие части сооружения.

А вот в Нью-Йорке религиозная составляющая мероприятий по поводу 9\11 стала предметом особых забот мэра. Особая отметина от того дня — «ground zero» — давно стала местом паломничества, точкой отсчета не только локальной, но и всемирной истории. Местные мусульмане хотели соорудить здесь мечеть, чем накалили атмосферу до предела, благодаря чему видны стали пределы толерантности и иллюзорность мультикультурализма. Затем атеисты потеряли душевное равновесие, увидев в сфере публичного — и светского — пространства крест, сотворенный клерикалами из двух стальных балок, найденных среди обломков на месте крушения одной из башен. После подачи жалобы в суд символ культа заставили перенести в другое место, что уже вывело из себя католиков. И вот новая эмоциональная вспышка – мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг запретил чтение молитв под руководством духовенства в местах поминовения памяти жертв атаки 9\11.

С одной стороны, это решение можно интерпретировать как дипломатическое: ведь если в день 9\11 молитвы будут осуществляться под руководством раввинов, католических священников, протестантских пасторов и православных батюшек, то неизбежно присутствие в районе ground zero и мусульманского духовенства. А они в «нулевой отметке», этой зоне особого измерения, приобретают совсем другое значение, обозначая торжественное присутствие зла, облаченного в конфессиональные одежды. Конечно, согласно политкорретности, это как бы не так, однако общественное мнение все равно использует свой синтаксис и семантику, благодаря чему создаваемая ими «картина» мира отличается от официальной, где желаемое выдается за действительное.

Сам мэр через своего представителя заявил, что день поминовения организуется прежде всего для родственников погибших, а не для манифестаций конфессий. Молиться, конечно же, будут, но каждый сам по себе, без конфессионально выраженных богослужений в зоне «нулевой отметки». Часть религиозных лидеров согласились с решением мэра, другая нет. Среди последних – «Католическая лига», активно отстаивающая право мирян и духовенства участвовать в публичной сфере, выпячивая, так сказать, свою религиозность. Ее представители заявили, что программа поминальных мероприятий отражает предубеждения против религии и не учитывает ту огромную роль, которую сыграла община сразу же после атака 2001 года. Ведь никто не прогонял их с территории вокруг ground zero десять лет тому назад, а теперь –  не только ноль внимания на них, но и прямое противодействие.

Это распоряжение мэра Нью-Йорка, во-первых, вновь возобновило дебаты о месте религии в общественной жизни Америки; во-вторых, показало, что американцам все еще неприятно, если день 9\11 будет использован мусульманским духовенством для манифестации своего «мирного духа». Уж лучше равноустранить от ground zero всех официальных манифестантов конфессий, чем всех одинаково приблизить. Допущение всех вызывает большую волну возмущения, чем недопущение.

Другой урок, который можно извлечь, наблюдая за юбилейным накалом страстей по поводу 9\11, исторический, причем в значении как ученом, так и учебном, точнее, школьном. Выяснилось, что подрастающее поколение американцев оказалось, так сказать, «вне формата» 9\11. Они либо не знают о нем, либо что-то слышали, а если это событие и осталось в памяти, то ему придается не то значение, какое сформировалось у старшего поколения. Примечательно, что подавляющая часть и тех и других не были очевидцами трагедии 9\11. Но если «взрослые», узнавшие о ней через СМИ, все же испытали на себе ее последствия (повышенные меры предосторожности, очереди при досмотре в аэропортах, ненависть к мусульманам, новые акты и законы) и чувствуют себя почти соучастниками трагедии, причисляя себя к жертвам атаки, отчасти принявшим участие в борьбе – прямо или косвенно – с мировым терроризмом, то для детей это всего лишь «что-то из истории».

Согласно данным Бюро переписи населения США, более 60 миллионов детей в США находится в возрасте 14 лет и младше. Это не только значительная часть населения, но и главные действующие лица ближайшего будущего. Однако готовясь к юбилею катастрофы, школьные педагоги и функционеры от образования заговорили о катастрофическом положении темы «9\11». Они имеют дело с поколением, для которых 11 сентября – это звук, картинка, медийный фантом, назойливый как реклама. Если в сознании учителей эта дата стала знамением почти божественным, то для большинства учеников это информация, что в одно ухо влетела, в другое вылетела. Она не вызывает особых эмоций. А потому все чаще раздаются голоса, призывающие к тому, чтобы больше отводилось часов под тему «9\11», выделялись средства на сопутствующие пособия, презентации, хрестоматии. Но весь этот «педагогический шум» обозначает не столько методические и дидактические диспропорции в системе обучения, сколько выражает страх утратить поколение, для которого дата 9\11 будет напоминать о необходимости возмездия. А это пока самое главное значение поминовения, проводимого 11 сентября.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова специальный корреспондент портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий (псевдоним-Максим Жуков) публицист, писатель, автор романа "Оборона тупика".
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Никита Куркин со-редактор портала Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог, аналитик международных отношений и PR в мире моды
Борис Межуев со-редактор портала Terra America, участник Цеха политической критики
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.