Terra America

18:17(МСК)
10:17(NY)
07:17(LA)

Автор: Наталья Демченко
Добавлено: 02.10.2012

Идеи
0
ком
Где грызть гранит науки: дома или в школе?
С какими проблемами сталкивается желающий обучать своих детей на дому в западных странах
Оцените этот контент

Домашнее образование, запрещенное во многих европейских странах, в том числе в Германии, становится все более популярным в Соединенных Штатах. Для его обозначения применяются термины homeschooling, homeschool, home education, или home based learning. Домашнее образование – это обучение детей школьного возраста на дому без посещения общественной или частной школы. В роли учителей чаще всего выступают сами родители, но люди обеспеченные приглашают специально нанятых преподавателей. Подобное социальное расслоение присуще домашнему образованию исторически. Учителями и воспитателями монархов и представителей высшей аристократии нередко служили университетские профессора или знаменитые поэты своего времени. Хрестоматийный пример здесь – Василий Жуковский как наставник наследника престола, будущего императора Александра II при Николае I. Родители выступали в роли преподавателей в условиях, когда не было возможности (теперь еще и желания) пригласить менторов прямо на дом. И тут уже многое зависело от личности родителей и их собственного образования. Например, прекрасное домашнее образование получил выдающийся поэт Велимир Хлебников, чей отец был известным орнитологом и лесоводом. А из наших современников прекрасным домашним образованием может похвастать восходящая звезда Голливуда Эмма Стоун.

Собственно, до конца XVII века в Европе и Северной Америке вообще отсутствовало обязательное школьное образование, и домашнее образование естественным образом преобладало, причем чаще всего в роли учителей выступали как грамотные родители, так и другие грамотные жители данного поселения, чаще всего, священнослужители. Только в самом конце XVII и в начале XVIII века в ряде германских государств и прежде всего в Пруссии было введено обязательное школьное образование. В Европе школьная форма образования стала преобладающей в первой половине XIX века, а в Северной Америке – только в 1850-е годы. До начала 1980-х годов домашнее образование в Америке было, как и сейчас во многих странах Европы, запрещено, разрешалось оно лишь для детей-инвалидов. Во многом популярность домашнего обучения в США является следствием растущей политкорректности. Когда в школах перестают преподавать Священное Писание, многие родители предпочитают забирать детей из школы и давать им домашнее образование, включая основы религии.

Итак, два фактора обусловили рост популярности обучения детей школьного возраста на дому. Во-первых, вытеснение из школ религиозного контента. Во-вторых, рост насилия в американских школах, который приводит не только к периодически возникающим перестрелкам в классах с трагическим исходом, но и рост чисто бытового насилия, притеснений и издевательств старших над младшими, сильных над слабыми. Да и качество образования, которое дает американская средняя школа, нередко вызывает справедливые нарекания. «Криминогенная обстановка в школах» и «низкое качество обучения» родители называют в качестве основных причин, по которым они предпочитают домашнее образование своих детей. Когда в начале 80-х годов представители ряда христианских конфессий перевели своих детей на домашнее обучение, очень скоро в результате тестирования выяснилось, что «домашние» дети обгоняют обычных школьников. В частности, они занимали первые места на национальных олимпиадах по географии и математике. Однако в большинстве случаев столь выдающихся успехов достигают те дети, которые занимаются с домашними учителями. Для тех же, чьим обучением занимаются родители (а таких большинство), подобные достижения возможны лишь в том случае, если отец или мать являются специалистами в той или иной школьной дисциплине и обладают несомненным педагогическим талантом.

В 1984 году в разных штатах Америки обучались на дому 50 тысяч учеников. С тех пор количество учащихся домашних школ в США только увеличивается. В 2010 году их было уже, по разным оценкам, от 1 до 2 миллионов человек. По некоторым данным, дома в начале XXI века обучается примерно 1,7% от более чем 55 миллионов американских детей, охваченных школьным образованием. В отличие от ситуации XIX века, когда в домашнем образовании наемные учителя преобладали над родителями, то сегодня в роли учителей чаще всего выступают сами родители, что сделало домашнее образование доступным и желанным и для семей со средним достатком, и даже для бедняков. Конечно, в сравнении с XVIII-XIX веками уровень образованности подавляющего большинства родителей возрос неимоверно, и они способны учить детей не только грамоте и четырем действиям арифметики. Однако социальное расслоение здесь все равно сохраняется. Только достаточно богатые люди могут позволить себе нанимать домашних учителей для своих детей по всем основным школьным дисциплинам. Качество же образования, которое дают родители-учителя, часто оказывается более низким. Чтобы повысить его уровень, группы семей создают небольшие школьные кооперативы, где несколько родителей преподают для всех детей.

Детям, безусловно, легче усваивать материал в привычной семейной обстановке. Они избавлены от тех стрессов, с которыми для многих из них связано пребывание в школе. Обычно домашние учителя имеют возможность более глубоко объяснять свой предмет, чем делают педагоги в классе. Ребенок в условиях домашнего обучения более самостоятелен. Его не заставляют зубрить, а учат понимать. Однако с положительными качествами «домашней» школы неразрывно связаны и его недостатки. «Домашний» ученик регулярно оказывается лишен опыта общения в коллективе сверстников, если речь не идет об ученике из семейного кооператива, опыта преодолевать неблагоприятные жизненные ситуации, возникающие в условиях обычной школы. По сравнению с обычными школьниками они живут во многом в тепличных условиях, и это может оказать негативное воздействие на их последующую социализацию. Неслучайно среди «домашних учеников» в США немало представителей различных религиозных групп и тесно сплоченных религиозных общин. Здесь дети проходят социализацию прежде всего не в школе, а в структурах своих общин, среди сверстников-единоверцев. Чтобы помочь социализации детей, родители – приверженцы домашнего обучения, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Еще есть один минус домашнего образования. Оно нередко не соответствует федеральным образовательным стандартам США. Чтобы его избежать, родители-педагоги используют методики дистанционных занятий в различных школах и колледжах.

Домашнее образование оказывается благом для наиболее одаренных учеников, привыкших мыслить критически и самостоятельно. Неслучайно этот вид образования распространен в США, где господствует англосаксонская школьная система. Она предусматривает самостоятельный выбор учащимися, по крайней мере, в старших классах, тех предметов, которые они хотят изучать, и наилучшим образом подходит для наиболее одаренных учеников, чьи способности по ряду дисциплин выше среднего уровня. Наоборот, для основной массы учащихся, чьи способности находятся на среднем и ниже среднего уровня, а также для тех, кто не отличается усердием в постижении знаний, англосаксонская система дает образование, значительно худшее по сравнению с тем, которое дает им прусская, или северогерманская система образования, господствующая в Германии и континентальной Европе, включая Россию. Прусская система основана на изучении некоторого обязательного объема знаний по каждой дисциплине всеми учащимися. В ее рамках широко практикуется механическое запоминание материала, то есть, иными словами, зубрежка. Такая система не дает в полной мере раскрыться наиболее одаренным учащимся, зато дает более приличный уровень образования по сравнению с англосаксонской системой. И, наверное, неслучайно домашнее образование запрещено в Германии, на родине прусской системы, и разрешено в Америке с ее англосаксонской системой образования. В то же время, сегодня, в условиях ускорения научно-технического прогресса и информационного взрыва, когда людям на протяжении жизни многократно приходится менять профессию и специальность, прусская система образования вынуждена заимствовать некоторые элементы англосаксонской, и, в частности, так называемую Болонскую систему высшего образования. От выпускников школ требуется теперь большая самостоятельность в выборе дисциплин и выстраивание стратегии своей будущей трудовой деятельности, в том числе возможных смен профориентации. В этих условиях есть свои перспективы и у домашнего образования.

Показательно, что в 2010 году суд в американском Мемфисе предоставил политическое убежище семье Ромайке из Германии, членам евангелистской секты, которым на родине грозило преследование за намерение дать своим пятерым детям домашнее образование и которые утверждали, что немецкие школы прививают детям ценности, несовместимые с христианством, в том числе сексуальное воспитание. В 2007 году Конституционный суд ФРГ лишил эту семью родительских прав. В Америке домашнее образование превращается в еще один столп традиционной для страны религиозной свободы. А в Европе в 2006 году Европейский суд по правам человека подтвердил, что немецкий закон об обязательной школе и связанный с ним запрет на домашнее обучение не противоречат законам Евросоюза и Конвенции по правам человека.

Обсудить с другими читателями >
Ранее в рубрике
Кирилл Бенедиктов писатель, политолог. Участник Цеха политической критики
Василий Ванчугов политический философ, профессор кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН
Наталья Войкова специальный корреспондент портала Terra America, эксперт по гендерным вопросам
Наталья Демченко руководитель отдела спецпроектов портала Terra America
Дмитрий Дробницкий (псевдоним-Максим Жуков) публицист, писатель, автор романа "Оборона тупика".
Александра Забалуева выпускающий редактор портала Terra America
Никита Куркин со-редактор портала Terra America, участник Цеха политической критики
Эдвард Люттвак американский историк, специалист по вопросам международных отношений, истории военных конфликтов и стратегии действий вооруженных сил.
Виктория Максимова художник, культуролог, аналитик международных отношений и PR в мире моды
Борис Межуев со-редактор портала Terra America, участник Цеха политической критики
Юлия Нетесова кандидат политических наук, специальный корреспондент портала Terra America
Александр Павлов Кандидат юридических наук, доцент философского факультета НИУ - ВШЭ
Алексей Черняев кандидат политических наук и заведующий отделом Латинской Америки портала Terra America.